Русский язык 17.11.2021
Тема: «Что такое лексическое значение слова»
Цель: создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова», с правописанием словарных слов «береза», способствовать формированию умения объяснять значение слов.
Тип урока: урок новых знаний
Задачи урока: - способствовать формированию лексического запаса языка, развитию звукового анализа слов, активизации познавательной деятельности;
- создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах;
- способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.
Планируемые результаты:
Личностные: расширяют познавательный интерес, мотивацию учебной деятельности, осуществляют самоконтроль.
Регулятивные: научатся понимать цель выполняемых действий, получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу.
Познавательные: научатся ориентироваться в учебнике, получат возможность научиться ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро.
Коммуникативные: научатся договариваться и приходить к общему решению, получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте.
Предметные: научатся применять правила правописания слов, получат возможность научиться осознавать свойства значений слов.
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности.
1. Организационный момент Перед началом нашего урока, давайте встанем ровно, выправим спинки и настроимся на урок. Сделайте глубокий вдох, затем выдох
2. Психологический настрой.
Откройте тетрадки. Положите их с наклоном, возьмите в руки ручки, сядьте правильно, выпрямите спинки, поставьте на место ваши ножки.
|
-запишите дату, домашняя работа.
II. Чистописание
- Ребята, а с чего мы начинаем урок русского языка? (с минуты чистописания)
- А чему нас учит урок русского языка на минуте чистописания? (учит нас грамотному и красивому письму)
-Давайте вспомним, какие качества письма мы отрабатываем на минутке чистописания? (наклон, высоту и ширину элементов букв, расстояния между словами и соединения букв).
- Напишите каллиграфически те буквы, которые обозначают глухие согласные звуки, не имеющие пары по звонкости и обозначающие всегда мягкий согласный звук.
1. Чч Щщ (учитель одновременно демонстрирует на доске соединение)
- Какая орфограмма нам известна с этими буквами?
Ча ча Чу чу Ща ща щу щу
-Напишите данный ряд до конца строки в указанной последовательности.
III. Актуализация опорных знаний.
Орфографическая минутка.
Я хочу узнать……( что такое лексика?)
- А откуда мы можем получить информацию? (Из учебника, справочника, энциклопедии, интернета
- Лексика – это словарный состав языка. (Все слова русского языка).
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
-Откройте учебник на стр.41 и прочитайте название раздела, который мы начинаем изучать (Слова,слова.слова…)
-Прочитайте, чему мы будем учиться
-Прочитайте тему урока.
- Прочитайте вопрос. (Что такое лексическое значение слова?)
V. Усвоение новых знаний и способов действий.
- Прочтите правило с.43
-По своему лексическому значению слова можно объединять в группы. Я предлагаю выполнить такую работу.
Упр.48 (устно).
|
-Запишите слово. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.
-Назовите лексическое значение этого слова (учебник стр. 42)
(Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями)- это и есть лексическое значение слова берёза.
Записать ответы на доске и в тетрадях:
-Как ласково назвать берёзу? (б е рёзка)
-Как называют сок берёзы? (б е рёзовый)
-Лес из берёз? (б е р е зняк)
-Гриб, который растёт под берёзой? (подб е рёзовик)
-подчеркните во всех этих словах букву Е
- Какое из этих слов можно назвать «лишним»?
Физминутка.
VI.Первичное закрепление знаний и способов действий
Ложка- то, чем едят суп
Садовод- дядя, который водит детей в садик
Зима- время года, когда идёт снег
Перчатки- то, что делает еду острой
- Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях детей?
- Объясните значения этих слов.
- Выскажете своё мнение: почему ошиблись дети? (Не знали значения этих слов)
-А где можно уточнить значение слов?
Значения слов можно уточнить в Толковых словарях.
Самые известные словари русского языка Владимира Ивановича Даля (около 200 000 слов.) и Сергея Ивановича Ожегова(80 000 слов). Школьный толковый словарь(около 4,5 тысяч слов.
В нашем учебнике тоже есть Толковый словарь (стр.138). Слова в нём, как и во всех словарях расположены по алфавиту. Найдите словарную статью к слову шоссе.
VII. Рефлексия учебной деятельности.
- Какова тема сегодняшнего урока? -Какова была цель нашего урока?
- Что такое лексическое значение слова? (Рассказ о нём, что оно обозначает)
- Что делать, если не знаешь слово?
Продолжите предложения: Материал урока был…..Урок помог мне….Для меня было сложным….Урок показался мне…. https://www.youtube.com/watch?v=byYOYjnR3-c
VIII. Домашнее задание: с. 42, упр. 48, 50 устно – разбор новой темы. ПРАВИЛО – понимать и знать!! Письменно с. 44 упр. 52; с. 46. упр. 56. ВЫПИСАТЬ с. 138-140 из толкового словаря ОДНО любое лексическое значение слова