Пути регулирования безработицы




 

Согласно Плану первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2018 годуодним из ключевых направлений является снижение напряженности на рынке труда и поддержка эффективной занятости. С целью поддержки российского рынка труда Правительство Российской Федерации выделило 52,2 миллиарда рублей. Комплекс антикризисных мер в основе своей содержит опыт прошлого кризиса, когда предполагаемые инструменты еще не были законодательно закреплены, – пришлось в срочном порядке вносить их в законодательство. Предлагается реализовать следующие меры:

1. Организация временной занятости для безработных, а также для работников, находящихся под угрозой сокращения, работающих в режиме неполного дня, прекративших работу в связи с ситуацией на предприятии. Основным исполнителем данной меры являются органы местного самоуправления, выделяющие перечень социально значимых работ в различных сферах: в разнообразном строительстве и дорожном хозяйстве, ЖКХ, сфере обслуживания, ухода за инвалидами и престарелыми. Решение остается за администрациями. Возможен также перевод вышеуказанных категорий работников на другие предприятия и фирмы смежных видов деятельности, испытывающие кадровый дефицит.

2. Для частных агентств занятости предусмотрено возмещение затрат на трудоустройство работников, находящихся под риском увольнения.

3. Классическая мера – опережающее профессиональное обучение и стажировка работников крупных промышленных предприятий, планирующих сократить штат, устанавливающих неполное рабочее время, остановивших работы, предоставляющих отпуска без сохранения заработной платы. Предприятие вместе со списком работников представляет перечень востребованных вакансий. Положительной характеристикой данной меры является отсутствие финансовой нагрузки как на предприятие, так и на органы службы занятости: работники не становятся безработными и не нуждаются в пособии. Невостребованные работники, в свою очередь, повышают квалификацию.

4. Предоставление грантов (300 тыс. рублей) на реализацию социальных проектов с целью стимулирования занятости молодежи. Кризис, безусловно, повышает риски нетрудоустройства выпускников. Данная мера направлена на поддержку самозанятости.

5. Внимание уделяется также такой социально-уязвимой в России группе, как инвалиды, которые также находятся в группе риска при сокращении на предприятиях. Правительственная мера предусматривает поддержку социальной занятости – создания рабочих мест, не приносящих предприятию прибыли. Реализация данной идеи требует вдумчивого подхода местных администраций. Сфера деятельности в данном случае также должна быть «глубоко социальной», то есть предполагать, например, организацию гуманитарной помощи, различных городских мероприятий.

С одной стороны, Правительство РФ справедливо рассчитывает на те меры, которые уже оправдали себя в 2008 г. Однако, как экономически ситуация развивается несколько по-другому, так и в социальном плане страна изменилась[28].

Кризис 1991 г. был связан с переходом от плановой экономики к рыночной. Соответственно, налаживание рыночных хозяйственных отношений стало путем к стабилизации ситуации. Кризис 1998 г. был кризисом долга, как называют его экономисты, то есть был естественным для развивающейся экономики, поэтому процесс стабилизации также считается саморегулирующимся. В 2009 г. спад экономики был вызван общемировым кризисом, падением цен на нефтепродукты [17].

Эксперты утверждают, что современный кризис будет углубляться, а, следовательно, будет сопровождаться ростом безработицы. Тем не менее, обострения ситуации не предвидится, речь идет скорее о затяжной стагнации в экономике страны, о сроках которой высказываются самые разные предположения. Следовательно, та же специфика процессов может происходить и на российском рынке труда.

В миграционном поле законодательства также есть изменения. Работодателей обязали выплачивать страховые взносы за иностранных работников в Пенсионный фонд с самого начала их работы. Ранее срок начинался с 6 месяцев работы, поэтому была возможность нанимать работников только на полгода. Соответственно, при заключении международного договора, пенсия работникам будет выплачиваться в стране постоянного проживания. Часть взноса будет выплачиваться в фонд социального страхования, за счет чего мигранты будут иметь возможность обслуживаться в медицинском учреждении, договор с которым также будет ответственностью работодателя. Подобные соглашения уже существуют с Латвией, Эстонией, Испанией и Литвой. Перечисленные страны не являются активными «поставщиками» трудовых ресурсов в Россию. Планируется заключить договоры с Белоруссией, Германией, Кыргызстаном, Турцией, Израилем, Казахстаном, что более актуально для страны. На наш взгляд, подобная система соглашений необходима для всех стран СНГ. Поступление взносов в бюджет будет индикатором легальности пребывания каждого мигранта, получившего патент. Это, безусловно, новый правовой уровень для мигрантов, с одной стороны, и радикальное повышение ответственности для работодателя, сопряженное с множеством дополнительных хлопот, с другой.

Напомним, что выделяемые федеральные деньги направляются лишь тем субъектам, в которых существуют реальные риски высвобождения работников. Причем регионы должны представить специальные программы расхода бюджетных средств с обоснованными конкретными мерами на рынке труда. То есть, эффективность правительственного плана поддержки зависит от действий региональных властей, которым, в свою очередь, предоставляют свои программы высвобождения сотрудников местные предприятия. В документах необходимо указать график потенциальных временных работ и возможности по обучению сотрудников. В апреле 2015 г. (через четыре месяца после принятия антикризисной Программы) только 10% субъектов получили или планируют получить средства на мероприятия по снижению напряженности на своих рынках труда. Причина – несвоевременная разработка проектов программ региональными властями [3].

Таким образом, необходимо обратить внимание, что осуществление эффективного управления рынка труда и занятости зависит во многом от качественного выбора инструментов государственного регулирования, которые предусмотрены в программе развития территории, в рамках которой осуществляется управление.

 


Заключение

 

Анализ, проведенный в курсовой работе, позволяет нам сформулировать следующие выводы:

1. Рынок труда есть система общественных отношений (правовых, экономических и социальных), складывающихся между индивидами с целью совершения сделки купли-продажи рабочей силы. В поле рынка труда определяется ценность рабочей силы, условия ее использования (найма) и соответствующие гарантии. Ситуация на рынке труда является отражением тенденций и структурных особенностей сферы занятости. Успешность функционирования рынка труда складывает по тем же законам, что и функционирование других рынков: конкуренция является основной движущей силой развития, действует механизм спроса и предложения.

2.Необходимо обратить внимание, что осуществление эффективного управления рынка труда и занятости зависит во многом от качественного выбора инструментов государственного регулирования, которые предусмотрены в программе развития территории, в рамках которой осуществляется управление.


Список литературы:

1. Андрущенко О.Ю. БЕЗРАБОТИЦА КАК ОДНА ИЗ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ. //Новая наука: От идеи к результату. – 2016. – № 11-3. – С. 99-101.

2. Базарсадаева А.Д. Философский подход к исследованию безработицы // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. – 2010. - №4. – С. 124-128.

3. Блинова Т.В., Былина С.Г. Сценарный прогноз численности сельского населения России на среднесрочную перспективу // Экономика региона. – 2016. – № 4. – С. 298-308.

4. Блинова Т.В., Русановский В.А., Марков В.А. Статистическое измерение экономических потерь от смертности сельского населения (на примере Саратовской области) // Вопросы статистики. – 2016. – №5. – С. 76-82.

5. Боброва Е.А., Богачева В.В., Мазур Л.В. ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫБОРЬБЫС БЕЗРАБОТИЦЕЙ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ. //Научные записки ОрелГИЭТ. – 2016. – № 3 (15). – С. 88-95.

6. Болотханов Э. Б. Совершенствование механизма государственного регулирования рынка труда [Текст] // Пространство экономики. – 2018. - №2-3. – С. 69-73.

7. Бюллетень социально-экономического кризиса в России № 3, июнь 2017 г. https://ac.gov.rU/files/publication/a/5976.pdf

8. Воронова А.А. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫИ НАПРАВЛЕНИЯ БОРЬБЫС БЕЗРАБОТИЦЕЙ. //Экономика и управление: актуальные проблемы и тенденции развития Сборник студенческих научных трудов. – 2016. – С. 28-31.

9. Вукович Г.Г., Гелета И.В. Рынок труда региона: вопросы теории и практики: монография. – Гамбург. – 2016. – 260 с.

10. Гасиев Д.Т., Петрова В.А. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫБЕЗРАБОТИЦЫВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. //Чтения молодых ученых Материалы международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 6-10.

11. Горбачева Г. П. Государственный механизм регулирования рынка труда [Текст] // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2014. - №27.

12. Жукова Е.В., Захарян А.В., Храмченко А.А. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЕ В РОССИИ. //Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2016. – № 115-1. – С. 83-86.

13. Жукова Е.В., Храмченко А.А. МЕТОДЫПРОТИВОДЕЙСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. //Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2016. – № 121-1. – С. 100-103.

14. Завальнюк А.В. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ. //Economics. – 2016. – № 9 (18). – С. 8-11.

15. Ильина Т.В., Терновская М. К ВОПРОСУ О БЕЗРАБОТИЦЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. //Стратегии устойчивого развития современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, тенденции и закономерности материалы международной научно-практической конференции: в 3 частях. – 2016. – С. 18-20.

16. Исраилова З.Р., Магомедова Х.А. Безработица и занятость: экономическая сущность // Инновационная наука. – 2016. - №11-1. – С. 70-71.

17. Караваева А. С., Кадникова О. В.Рынок труда и причины безработицы в Германии и России // Вестник магистратуры. – 2016. - № 5(56). – Т. IV.

18. Качалкина Я.Н. Глотова А.В. Танделова О.М. Безработица в России. Общие понятия и методы борьбы с ней // Актуальные вопросы экономических наук. – 2014. - № 36. – С. 12-16.

19. Ковалев В.Н. БЕЗРАБОТИЦА. ВИДЫБЕЗРАБОТИЦЫ. БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ. //РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ: сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. – 2016. – С. 153-154.

20. Кузьмина А.С. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА КАК ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКА ТРУДА. //КОНЦЕПЦИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ сборник статей международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 133-137

21. Кульман А. Экономические механизмы: учебник для вузов. – М., 2015. – С.118.

22. Мамедов А.А. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗРАБОТИЦУ НА РЫНКЕ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2016. – № 2 (36). – С. 124-131.

23. Новиков К. Беззаботные безработные // Коммерсантъ. – Деньги. – 2016. – № 17-18. – С. 32-35.

24. Павлова Е.В., Дорожко Д.А. Безработица как социально-экономическое явление в современной экономике. Проблемы безработицы в Российской Федерации и меры по ее снижению // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: экономика и управление. – 2014. - № 3 (18). – С. 29-31.

25. Паниткина Д.С., Ланг Н.В., Анофриков С.П. БЕЗРАБОТИЦА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ. // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. – 2017. – Т. 7. – С. 75-78.

26. Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов // Вопросы образования. – 2014. – № 2. – С. 152-179.

27. Смирнова Е. А. Правовое положение безработного по трудовому праву и праву социального обеспечения России: монография. Владивосток, 2017. – С. 7.

28. Социально-экономическое положение федеральных округов. – URL: https://www.gks.ru/wps/wcm/connectrosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications.

29. Трунин С.Н., Гелета И.В. Рынок труда: учебное пособие. – Краснодар, 2015. – 204 с.

30. Ходько А.С. Васильева А.Е. Шпак А.С. Понятие безработицы: многообразие подходов к определению // Вестник научных конференций. – 2016. - № 10-6 (14). – С. 197-199.

31. Хорева Е.Е. БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ. // Синергия Наук. – 2017. – № 7. – С. 112-117.

32. Чернова М.А. ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА БЕЗРАБОТИЦУ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ //Студент и аграрная наука Материалы Х Всероссийской студенческой научной конференции. – 2016. – С. 126-128.

33. Федеральная служба государственной статистики: https://www.gks.ru/

34. Организация экономического сотрудничества и развития: https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=EPL_R


[1] Для сравнения: в Польше, Словакии и Болгарии безработица на протяжении большей части 2000-х годов вплотную приближалась к отметке 20%.

[2] Это не полный перечень. К институтам рынка труда иногда добавляют налогообложение трудовых доходов, институты активной политики на рынке труда, правила формирования занятости и зарплаты

[3] Ранее минимальный и максимальный размер пособий зависели от величины прожиточного минимума в субъекте РФ. До внесения изменений в закон о занятости Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ максимальный размер пособия по безработице определялся прожиточным минимумом трудоспособного населения, установленным в субъекте РФ. Минимальный размер пособия составлял 20% указанного минимума.

[4] Прожиточный минимум трудоспособного населения в третьем квартале 2016 г. составлял 10678 руб.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: