Тема: Определение метода ремонта рессорного подвешивания и условий для дальнейшей эксплуатации
Цель работы: научиться определять методы ремонта и возможность дальнейшей эксплуатации рессорного подвешивания
Задание:
1. Осмотреть детали рессорного подвешивания, выявить неисправности
2. Определить положение клина с помощью шаблона
3. Дать заключение о необходимости ремонта и назначить вид ремонта деталей рессорного подвешивания
4. Дать заключение о возможности дальнейшей эксплуатации
5. Составить отчет
6. Ответить на контрольные вопросы
Пояснения к работе:
Все дефекты рессорного подвешивания можно разделить на две группы: дефекты усталостного происхождения и проседания, вызванные потерей упругих свойств.
Усталостные разрушения приводят вначале к образованию едва заметной, постепенно развивающейся трещины усталости с местом зарождения на поверхности, где имеются обезуглероживание металла, риски, забоины и другие поверхностные концентраторы напряжений.
Потеря упругих свойств происходит в результате постепенного действия эксплуатационных нагрузок, особенно при недостаточно качественном выполнении термообработки пружин и рессор.
В результате длительных наблюдений за состоянием пружинв эксплуатации выявлены следующие повреждения: вмятины или потертости, образующиеся чаше в зоне нажатия конца первого витка на второй виток пружины. Эти дефекты образуются при перевалке кузова, особенно при движения в кривых с большими скоростями.
Вмятины являются концентраторами напряжений, могут привести к образованию трещин и излому пружин; просадке пружин по высоте; иногда встречаются коррозионные повреждения.
|
В процессе эксплуатации в рессорахобразуется целый ряд дефектов: сдвиги листов и хомутов образуются при действии горизонтальных сил, особенно при недостаточном обжатии хомута; трещины и излом листов являются дефектами усталостного происхождения.
Зазоры между листами ухудшают трение между ними и, таким образом, снижают эффект гашения колебаний; просадка рессор является следствием потери упругих свойств стали; иногда встречается выработка листов или их коррозионный износ по толщине. Выработка листов образуется при взаимном трении листов при отсутствии или недостатке смазки между ними либо при попадании в зазор твердых частиц.
Кроме того, встречаются трещины, забоины, вытертые места на поверхностях хомута. Особую группу дефектов составляют трещины, изломы наконечников и износы в упорах.
Вагоны запрещается эксплуатировать:
-если в пружинах, листах рессор, хомутах и наконечниках рессор имеются трещины или изломы;
-не допускается использование рессор со сдвигом листов;
-пружины и рессоры должны быть установлены без перекосов, со
ответствовать типу вагона и схеме размещения в зависимости от рас
пределения массы вагона по его длине;
-если фрикционный клин имеет излом или трещину (для тележек
18-100 и 18-101);
-в случае обрыва заклепки фрикционной планки;
-если в порожнем грузовом вагоне не нагружены клинья и подкли-
новые пружины.
Состояние элементов рессорного подвешивания контролируется при всех видах технического обслуживания и ремонта вагонов. При обнаружении неисправностей, создающих угрозу безопасности движения поездов, неисправные детали должны быть заменены.
|
Завышение хотя бы одного клинаотносительно нижней поверхности надрессорной балки должно быть не более 8 мм — А, а занижение — Б не более 12 мм.
Рисунок 1- Шаблон для замера положения клина
Положение клина определяют с помощью шаблона (рисунок 1) по отношению к нижней опорной поверхности надрессорной балки, который для проверки положения клина устанавливают на верхний виток соседней с клином пружины и подводят горизонтальную стрелку 1 к основанию фрикционного клина. Положение клина определяют по показаниям стрелки 2 на шкале шаблона.
Высота пружин в свободном состоянии тележек 18-100, 18-101 составляет 249±2 мм.
Не допускается устанавливать в одном комплекте пружины с разницей по высоте более 4 мм. Под фрикционные клинья устанавливают пружины, имеющие небольшую высоту.
У тележек 18-100 после подкатки под вагон необходимо проверить положение клина относительно нижней опорной поверхности надрессорной балки.
При выпуске вагонов из текущего ремонта ТР-2 завышение каждого фрикционного клина допускается не более 5 мм, а занижение - не более 12 мм.
Содержание отчета:
1. Титульный лист в соответствии с СТП 1.2-2005
2. Цель работы
3. Оснащение
4. Задание
5. Выполненная лабораторная работа в соответствии с заданием
6. Ответы на контрольные вопросы
Контрольные вопросы:
1. Укажите основные повреждения пружин в процессе эксплуатации
2. Укажите основные дефекты рессор в процессе эксплуатации
3. Укажите, с какими дефектами рессорного подвешивания запрещается эксплуатация вагона
4. Укажите допускаемую высоту пружин рессорного подвешивания в свободном состоянии тележки 18-100
5. Укажите порядок проверки положения клина с помощью шаблона