Метод бухгалтерского учета




Метод бухгалтерского учета - это совокупность правил и технических приемов, при помощи которых решаются задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом.

Цикл бухгалтерского учета включает четыре последовательных этапа обработки и обобщения учетно-экономической информации. Поэтому метод состоит из четырех элементов (рисунок 3).

Метод бухгалтерского учета
Первичное наблюдение (информационное обеспечение)
Документирование Инвентаризация
Стоимостное измерение
Оценка Калькулирование
Группировка и систематизация информации
Бухгалтерские счета Двойная запись
Полное, комплексное обобщение информации
Отчетность

 

Рисунок 3 – Элементы метода бухгалтерского учета

 

Организация бухгалтерского учета требует, прежде всего, наблюдения, измерения и регистрации каждого факта хозяйственной жизни в первичных документах или в технических носителях информации. Все последующие записи в бухгалтерском учете производят только на основании документов. Следовательно, документация - это способ первичной регистрации фактов хозяйственной жизни в учетных документах или технических носителях информации и обоснования правильности бухгалтерских записей.

В реальной действительности происходят такие изменения в составе объектов бухгалтерского учета как, например, естественная убыль хранящихся материалов, хищения, которые не могут быть оформлены документально в ходе самого процесса. Их можно зафиксировать только путем сопоставления фактического наличия материала с тем, что значится по учету. Для выявления и юридического оформления таких изменений применяют инвентаризацию.Следовательно, инвентаризация - это способ уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью активов предприятия.

Каждое предприятие имеет большое количество хозяйственных средств, ежедневно совершает много операций. Для наблюдения и контроля их необходимо группировать по экономически однородным признакам. Такую группировку осуществляют с помощью счетов бухгалтерского учета.

Факты хозяйственной жизни отражаются на счетах бухгалтерского учета с помощью двойной записи, которая показывает взаимную связь объектов учета под влиянием совершаемых фактов хозяйственной жизни. Например, операция поступления денег с расчетного счета в кассу вызовет изменения как в составе денежных средств на расчетном счете (уменьшение), так и в составе денежных средств в кассе (увеличение). Благодаря двойной записи каждый факт хозяйственной жизни отражается в равных суммах не менее чем в двух счетах (в приведенном примере такими счетами являются «Расчетные счета» и «Касса»). Двойная запись на счетах позволяет понять внутреннюю связь явлений, экономический смысл, содержание каждого факта хозяйственной жизни.

Для получения обобщающих показателей о разнообразных хозяйственных средствах и операциях необходима их правильная оценка. Основные принципы оценки устанавливаются Правительством РФ (основные средства, например, принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, материальные ресурсы - по фактической себестоимости).

Таким образом, оценка является способом денежного выражения объектов бухгалтерского учета. Применение установленного способа оценки обеспечивает реальность балансов и отчетов, сопоставимость показателей хозяйственной деятельности предприятий.

Стоимостное измерение информации не может ограничиваться только оценкой. Существуют многочисленные объекты бухгалтерского учета, стоимостная оценка которых предполагает подсчет затрат в ходе хозяйственного процесса. Например, затраты на приобретение материалов складываются из стоимости этих материалов по действующим ценам и транспортных, заготовительных и иных расходов по снабжению. Для полной оценки таких затрат необходимо провести расчеты, которые называют калькуляцией. Себестоимость готовой продукции и другие объекты бухгалтерского учета могут быть измерены в денежном выражении только при помощи калькуляции.

Системность бухгалтерского учета предполагает не только локальное (в счетах), но и полное обобщение, соизмерение всей информации о состоянии объектов учета, характеризующие результаты всей хозяйственной деятельности предприятия. Для получения таких сведений на какой-то определенный момент времени составляют бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский баланс является основной отчетной формой, которая характеризует размер активов и обязательств предприятия. Однако, для контроля, нужны сведения и о других сторонах хозяйственной деятельности. Поэтому, кроме баланса, предприятие составляет ряд других форм отчетности, в которых характеризуется объем производства продукции, ее реализации и т.п.

Отчетность - представляет собой систему обобщающих технико-экономических показателей хозяйственной и социальной деятельности предприятия за отчетный период.

Сводная бухгалтерская отчетность – это система показателей, которая отражает финансовое положение на отчетную дату и финансовые показатели за отчетный период группы взаимосвязанных организаций. Составляется при наличии у организации дочерних и зависимых обществ, когда помимо индивидуальной бухгалтерской отчетности, организация должна составлять также сводную отчетность, включающую показатели отчетов таких обществ.

Перечисленные выше способы применяются не изолированно друг от друга, а в органической связи. Бухгалтерский учет начинают с документации фактов хозяйственной жизни. На основании документов производят запись операций на счетах при помощи двойной записи. Для обобщения в едином денежном измерении учетных данных, содержащихся в документах и счетах, применяют денежную оценку Данные, отраженные на счетах, проверяют и уточняют при инвентаризации. Уточненные данные счетов используют для исчисления себестоимости продукции с помощью калькуляции, а также для составления баланса и других форм отчетности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: