Информация для комментирования педагогом ответов обучающихся.




Методическая разработка занятия (квест-игры)

«Роспись Хохломская, словно колдовская» (Касимовская хохлома)

Для обучающихся дошкольного возраста (5-6 лет)

Болотовой Юлии Викторовны,

Педагога дополнительного образования МБУДО «ЦДТ «Приокский»

Аннотация к занятию(квест-игре).

Любовь к Отечеству начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Любой край, где бы мы ни жили, неповторим. Рязанская область тоже имеет богатую историю, которую нашим детям необходимо знать.

На занятиях по окружающему миру обучающиеся знакомятся с геральдикой страны, города, различными ремеслами; представителями растительного и животного миров, обитающих на территории России и Рязанской области.

Данное занятие разработано в форме квест-игры для детей дошкольного возраста (5-6 лет) и направлено на расширение представлений детей о народном промысле Рязанского края – Касимовской хохломе;развитие эмоционально-ценностного отношения к родному краю, интереса к изделиям народных промыслов, умения работать в коллективе; воспитание чувства уважения к труду и традициям наших предков.

Методическая разработка занятия может быть использована воспитателями детских садов, педагогами дополнительного образования.

 

Оборудование: разноцветныеконверты с заданиями;атласные ленточки красного, золотого, желтого, розового, синего, зеленого, черного, белого, фиолетового цветов; пазл «Набор посуды «Рыбацкий»; карточки с элементами росписи («клубничка», «рябинка», «смородинка», «кудринка», «ежевика», «хмель», «пятилистник»); карточки с элементами природы (клубника, рябина, красная смородина, трава, ежевика, лист клена, шишки хмеля); карточки с технологическим процессом изготовления деревянной посуды; «волшебный сундучок» и предметы, связанные с деревом липа (белка, пчела, лапти, матрешка, ложки, чашка с липовым сбором, баночка мёда, игрушка, сахарница, мочало, ксилофон, набор деревянной мебели); фото дерева липы; репродукции предметов Касимовской росписи идостопримечательностей Касимова.

 

Этапы проведения квест-игры.

Пропедевтика.

При изучении тем по окружающему миру, связанных с темой России и Рязанского края, обучающиеся знакомятся с предметами, которые будут использоваться в игре.

Детям предлагается с родителями посетить виртуальные экскурсии в город Касимов,Касимовский краеведческий музей, Рязанский краеведческий музей-заповедник, рассмотреть книги, открытки, фотоальбомы, обратить внимание на особенности народных промыслов Рязанской области и др.

 

I. Организационный этап. Психологический настрой.

В кабинете оформлена выставка плакатов, репродукций, отражающих характерные особенности Касимовской росписи, достопримечательностей старинного города Рязанской области-Касимова; оборудование для игры.

II. Введение в тему.

Обучающимся сообщается о том, что наряду стакими известными старинными видами росписей, как Гжель, Хохлома, Палех, в нашем Рязанском крае существует совсем молодая роспись – Касимовская. С давних времен Касимовская земля славилась своими народными умельцами, изготавливающими деревянную посуду. Начало производству деревянным изделиям с художественной росписью в Касимове было положено в 1974 году, когда при местном лесокомбинате открылся сувенирный цех. В Мещерских лесах, среди которых укрылся старинный русский город Касимов, обработкой дерева занимались давно, а художественную роспись освоили впервые. Сначала изготавливали ложки, которые ничем не украшали. Вскоре директор Касимовского комбината Лунин Владимир Васильевич пригласил мастеров из знаменитой Хохломы. Молодые касимовские мастера не только переняли все секреты Хохломской росписи, но и создали новый стиль, который назвали касимовским.

 

Город мой тихий, город старинный,

Город и новый, и город былинный …

Тихо Ока обогнёт берега,

Прочь унесёт, что таили века…

Где-то в мещерских чащобах красивых

Прячется город с названьем – Касимов!

 

Город, мой город, - ты вовсе не стар,-

Хоть за плечами столетья!

Русские храмы, мечети татар –

Здесь сплетены в многоцветье

Радуги краски двух древних культур,-

То, что осталось в наследство…

III. Основной этап. Квест - игра

Обучающимся предлагается познакомиться с особенностями Касимовской росписи в процессе игры ипройти все этапы маршрута. За каждое выполненное задание дети получают подсказку и пазл. В конце пути из заработанных подсказок собираетсясамый первый набор посуды «Рыбацкий», который хранится в Рязанском краеведческом музее.

Действовать необходимо дружно, слушать и помогать друг другу.

1 подсказка: «В вашем кабинете, в шкафу с игрушками, вы найдете конвертс 1-м заданием».

(Дети находят конверт и выполняют 1-ое задание.)

Задание № 1. «Отгадай-ка»

Обучающимся предлагается отгадать загадки о предметах, которые расписывали в технике Касимовская хохлома.

 

На Руси звалася плошкой,

Изменилася немножко.

Это, право, не безделка!

Как зовут её? (Тарелка)

 

Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой.

Ждёт лошадка у ворот —

Открывай пошире рот. (Ложка)

Если хочешь выпить чай —

Так меня и получай,

Распрекрасную милашку,

Всю в цветочках, с блюдцем… (Чашку)

 

Был толстяк когда-то в моде,

Славу заслужил в народе.

Выдыхая жаркий пар,

Чай готовил… (Самовар)

 

Среди ложек я полковник.
И зовут меня… (Половник)


Я хочу предостеречь!
Чтобы губы не обжечь,
К чаю подаются
Ложечки и … (Блюдца)

Захочешь чай — любую выбирай!
Вот они — толстушки.
Кто такие? (Кружки)

 

Чтобы вылепить пельмешки
Нужно тесто раскатать…
Подскажите — ка, ребятки,
Что мне надо в руки взять? (Скалка)

 

Ящик на столе открыт,

Дивной он резьбой покрыт.

В нём колечки, перстни, брошки,

Ожерелье и серёжки. (Шкатулка)

(За выполнение задания дети получают пазл и подсказку в конверте).

пазл № 1

2подсказка: «На одном из комнатных растений в кабинете № 3 вы найдете конверт с заданием».

(Дети в кабинете находят конверт и выполняют 2-ое задание).

Задание № 2. «Волшебный сундучок»

Обучающимся предлагается с закрытыми глазами на ощупь достать любой предмет из «волшебного сундучка» и объяснить, как он связан с загаданным деревом.

В виде сердца листья, Желтые цветы И цветочки эти Пчёлам так милы! И плоды – орешки Осыпают ветви. Поздно дерево цветёт, Что это за дерево, Ну-ка нам ответьте! (Липа)

С давних времен в Касимове росло много лип.

Информация для комментирования педагогом ответов обучающихся.

Название «липа» происходит от древнерусского «липати» – липнуть. У дерева липкие почки, листья и внутренняя поверхность коры.

Липа — лучший медонос. Пчелы целыми днями летают вокруг нее, собирая сладкий нектар.

Липовый чай пьют при простудах.

Зимой липа привлекает соек, дятлов, белок — липовые плоды остаются зимовать на дереве. Вот и спешат лесные обитатели полакомиться.

Древесина у дерева — белая и мягкая. Издавна из нее делали кухонную посуду, игрушки, музыкальные инструменты.

Из коры молодых лип раньше драли лыко, из которого плели лапти.

Белки и некоторые птицы устилали свои гнёзда липовыми волокнами. Они находили сухие липовые ветви, с которых легко осыпалась кора. А оставшиеся волокна использовали для утепления своих мест обитания. Люди приметили это и тоже стали собирать липовые волокна, которые затем вымачивали в воде и получали после длительной просушки мочало. Его охотно использовали в бане или изготавливали большие кисти для оштукатуривания глиняным раствором различных построек.

 

(За выполнение задания дети получают пазл и подсказку)

пазл № 2

3 подсказка: «Пройдите в спортивный зал и на одном из матов вы найдете конверт со следующим заданием».

Задание № 3. « Если нравится тебе, то делай так…» (физкультминутка)

Если нравится тебе, то делай так…

(Два щелчка пальцами над головой.)

Если нравится тебе, то делай так…

(Два щелчка пальцами над головой.)

Если нравится тебе,

То и другим ты покажи.

Если нравится тебе,

То делай так…

(Два щелчка пальцами над головой.)

 

Дальше все строки куплетов повторяются ещё три раза, но движения заменяются другими: сначала-два хлопка в ладоши, затем-два хлопка по коленям, потом-два притопа ногами.

Потом обучающиеся поют:

Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!»

Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!»

Если нравится тебе,то и другим ты покажи.

Если нравится тебе, хорошо, хорошо!

(В заключение игры поют)

Если нравится тебе, то делай всё….

(После выполнения задания дети получают пазл и подсказку).

пазл № 3

4 подсказка: «Пройдите в кабинет рисования и среди альбомов найдите конверт со следующим заданием».

Задание № 4. «Что сначала, что потом».

Обучающимся предлагается восстановить последовательность процесса изготовления изделия на примере миски, потому что все карточки перепутались.

 
 
 

 
 
 

 

Пояснение педагога:

- Вытачивание деревянных заготовок на станке (используется древесина мягких пород дерева: липа, береза).

- Выточенные на токарном станке заготовки тщательно просушиваются, затем грунтуютсямасляной краской с добавлением разбавителя.

- Заготовки покрываются масляным лаком.
- Лужение, во время которого на изделие наносится алюминиевый порошок.

- Роспись изделия.

- Завершающий этап - покрытие изделия цветным лаком, превращающим «серебро» в «золото».

(После выполнения задания дети получают пазл и подсказку).

пазл № 4

5 подсказка: «В кабинете ритмики на пианино вы найдете конверт со следующим заданием».

(Дети проходят в кабинет, находят конверт и выполняют задание).

Задание № 5. «Чудо-краски».

Обучающимся предлагается рассмотреть различные предметы Касимовской хохломы и выбрать ленточки тех цветов, которые используют художники во время росписи.

 

 

 

(После выполнения задания дети получают пазл и подсказку).

пазл № 5

 

6 подсказка: «Письмо со следующим заданием находится в музыкальном зале, а где, нужно отгадать загадку:

У него четыре ножки.

На него разложим ложки.

Ставим вазы, чашки, кружки.

Стулья у него подружки. (Стол)

 

Найти на столе конверт (дети находят конверт, который приклеен под одним из столов)».

Задание № 6. «Найди пару».

В Касимовской росписи используются различные характерные элементы. Необходимо найти пару, встречающуюся в природе.

 

«клубничка»

 

«смородинка»

«рябинка»

 

«кудринка»

«пятилистник»

 

«хмель»

 

«ежевика»

 

Пояснение педагога: основу росписи составляет растительный орнамент, мотивы которого связаны с природой Касимовского края: цветущий летний луг с ромашками и клубникой, лесная поляна с зарослями ежевики и малины, яркие гроздья рябины и извилистые стебли хмеля городского пейзажа.Роспись простота и нарядна.

 

(За выполнение задания дети получают еще один пазл).

 

пазл № 6

 

IV. Итог занятия. Эмоциональная рефлексия.

Обучающиеся выполнили задания и получили все подсказки, разместили их на мольберте.

(Получился самый первый набор посуды «Рыбацкий»).

 

 

На магнитной доске прикреплены 3 солнышка:

 

 

 


҉. № 1. Настроение улучшилось, узнал много нового и интересного.

҉ № 2. Настроение осталось таким же, каким оно было, когда пришел на занятие.

҉. № 3. Настроение грустное. Ничего познавательного для себя не взял.

 

В начале занятия детям раздавались лучики солнца. В конце занятия им предлагается представить себя солнечными лучиками и прикрепить свой луч в соответствии с настроением.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: