Задание 5. Процессный подход в менеджменте




 

Цель задания. Привить навыки моделирования процессов управления на основе диаграмм потока работ, алгоритма Демукрона и IDEF-моделирования для построения информационной базы менеджмента.

Основные положения

Диаграммы потоков данных (DFD) - средство моделирования систем управления путем представления их функциональных компонент (процессов) в виде сети, связанной потоками данных. Главная цель таких средств - продемонстрировать, как каждый процесс преобразует свои входные данные в выходные, а также выявить отношения между этими процессами. На основе текстового описания бизнес-процесса строится процессная модель, используя любую из следующих нотаций[1]:

1. Простое сочетание схемы и таблицы. При описании процессов указанным способом в первом столбце таблицы обычно размещают схему процесса, а в остальных столбцах — подробную информацию по каждой операции. Пример приведен ниже (табл.1).

Таблица 1. Пример описания процесса путем сочетания схемы и таблицы

Блок-схема процесса № п/п Поставщики Входы Описание операции процесса Ответственный Выходы Потребитель Действия в случае отклонений
  Процесс 1 Сырье 1 Входной контроль качества Контролер Акт Процесс контроля Вызвать мастера
  " " Подготовка сырья к производству Мастер Готовое к производству сырье " "
И т.д.                

 

2. В виде схемы, совмещенной с таблицей (см. табл. 2).

Таблица 2. Описание процесса в виде схемы, совмещенной с таблицей

3. Схемы «свим лайн», в том числе:

3.1. схемы с указанием участников процесса (табл.3).

Таблица 3. Описание процесса с помощью схемы «свим лайн» и с указанием участников

3.2. Схемы с указанием участников процесса и с привязкой ко времени (табл.4).

Таблица 4. Схема описания процесса «свим лайн» с привязкой ко времени

 

Для описания существующего бизнес-процесса используется регламент «как есть». Регламент — документ (нормативный правовой акт), устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам регулирования

Описание бизнес-процесса

Владелец бизнес-процесса  
Описание потребителей и выходов БП  
Описание входов и поставщиков БП  
Описание ресурсов БП  
Технология выполнения БП  
Матрица ответственности за выполнение операций, входящих в БП  
Перечень показателей БП  
Регламент анализа со стороны Владельца БП[2]  
Регламент отчётности Владельца БП  
Регламент анализа со стороны Руководителя  

 

Процесс необходимо охарактеризовать количественно, выбрав соответствующий индикатор процесса и построив контрольную карту Шухарта (рис.1.3.1). В качестве индикаторов можно использовать показатели из системы сбалансированных показателей Нортона-Каплана или любые экономические, социальные и финансовые показатели, адекватно отражающие основной результат, получаемый в данном процессе.

 

Рис. 1. Контрольная карта Шухарта

Распределение обязанностей, исполнителей процесса отражает матрица ответственности за выполнение операций, входящих в БП, называемая диаграммой RACI. Такое название она носит потому, что аббревиатура RACI составлена из первых букв названий документально зафиксированных ролей: Ответственный, Подотчетный, Консультант и Информатор (Responsible, Accountable, Consult, and Inform)[3].

Таблица 5. Пример матрицы ответственности

На основании матрицы ответственности строится графоаналитическая модель процесса, присваивая каждой операции внутри работы идентификатор (номер) (табл.1.3.2).

 

Таблица 1.3.2. Фрагмент графоаналитической модели бизнес-процесса со Swimline (с разделением на дорожки)

Исполнители Работа 1 Работа 2 Работа 3 Работа 4 Работа 5 Работа 6
Нач. отдела сбыта     8   13
Зам. нач. отдела сбыта     4 9 11  
Нач. смены 1 2 5     14
Пом. нач. смены     6      
Мастер   3        
Приёмщик стола заказов     7 10 12  

 

Далее формируется матрица смежности (взаимосвязи операций), А={u,v}, где u и v – номера операций внутри работ (рис.1.3.2).

Рис. 2. Матрица смежности работ

Чтобы определить порядок выполнения работ, на основе алгоритма Демукрона строится упорядоченная графоаналитическая модель, в которой бизнес-операции сгруппированы на слои, порядок которых указывает на последовательность их осуществления. Пример детализации процесса дан ниже.

2 1 4 7 8

4 3 5 6 9

1 слой 2 слой 3 слой 4 слой 5 слой 6 слой

Техника построения логической структуры данных на основе алгоритма Демукрона

 

На основании матрицы смежности (рис.1.3.2) подсчитать итоги по строкам и по столбцам.

Если по u-й строке ∑аuv=0, то u-й показатель принадлежит к выходной, информации.

Если по v-й графе ∑аuv=0, то v-й показатель принадлежит к исходным данным.

Если для u=v ∑аuv=0, то u-я вершина к рассматриваемому графу не принадлежит, т.е. допущена ошибка при построение графа.

Строится упорядоченная графоаналитическая модель, сгруппировав бизнес-процессы путем разбиения на слои:

- в первый слой попадают процессы, номера которых совпадают с номерами столбцов с итоговыми нулевыми значениями;

- чтобы определить процессы, попадающие во второй слой, из итоговой суммы по столбцам со значениями больше нуля вычитают единицы в строках, соответствующих столбцам в которых в результате предыдущей операции оказались нули;

- из оставшихся значений сумм по столбцам вычитают строки, по соответствующим столбцам которых получили нуль после первого вычитания и т.д.

В результате анализа бизнес-процесса делаются выводы относительно его улучшения («как надо»). В число предложений могут быть включены следующие:

- изменение количества уровней в модели путем параллельного выполнения работ;

- ликвидация дублируемых операций;

- изменение порядка выполнения работ путем реструктуризации процесса;

- ликвидация отдельных малопроизводительных работ;

- слияние некоторых работ, если они дополняют друг друга;

- улучшение качества выполнения операций, входящих в процесс, за счёт лучшей организации и мотивации сотрудников;

- упрощение некоторых слишком сложных процедур;

- уменьшение времени выполнения наиболее трудоёмких задач;

- сокращение повторений выполнения задач, которые правильно выполнить с первого раза удается редко;

- повышение квалификации команды, если она оказывается не в состоянии выполнить поставленные перед ней задачи;

- устранение помех, которые мешают исполнителям выполнять свои служебные обязанности;

- определение, какая из работ наиболее важна с точки зрения вклада в процесс, полагаясь на мнения самих членов команды, а также внешних наблюдателей, клиентов и поставщиков, чтобы уделить ей больше внимания;

- оценка приоритетов работ, которые сильнее всего влияют на потребителей результата процесса;

- совершенствование процессов, исправление которых принесет максимум пользы при минимуме затрат;

- сокращение затрат на работы бизнес-процесса, несовершенство которых дорого обходится организации — например, ведет к невозможности удовлетворить нужды клиентов, росту цен или удлинению производственного цикла;

- совершенствование процессов, оказывающих отрицательное влияние на ситуацию в коллективе — например, ведут к конфликтам между его членами, из-за чего те не могут сосредоточиться на удовлетворении нужд клиентов.

- определение слабых звеньев и исправление их.

На основании внесенных изменений с целью совершенствования процесса строится новая, более эффективная бизнес-модель процесса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: