Работа кривошипного механизма
При осуществлении рабочего цикла сила давленая газов передается через пороши и шатуны на коленчатый вал, который совершает вращательное движение. Таким образом, энергия сгораемого в цилиндрах топлива преобразуется в механическую работу, а возвратно-поступательное перемещение поршней преобразуется во вращательное движение коленчатого вала. Крутящий момент коленчатого вала через агрегаты трансмиссии реализуется на ведущих колесах.
Газораспределительный механизм (ГРМ) предназначен для своевременного впуска горючей смеси в цилиндры 8 выпуска отработавших газов в соответствии с порядком работы цилиндров.
Распределительный механизм двигателя верхнеклапанный состоит из:
- распределительного вала;
- клапанных групп;
- передаточных деталей.
Каждая впускная клапанная группа состоит:
- клапан;
- пружина;
- верхняя тарелка и нижняя опорная шайба пружины;
- разрезные сухари;
- направляющая втулка клапана (запрессована в головку блока);
маслоотражательный колпачок.
Распределительный вал - стальной, установлен на пяти опорах, снабженных биметаллическими втулками.
Толкатели - стальные пустотелые, торцы толкателей имеют нашивку из износостойкого чугуна. В нижней частя толкателей есть отверстия для слива масла.
Штанги толкателей - стальные, с закаленными сферическими наконечниками.
Коромысла клапанов - кованые, стальные, с бронзовыми втулками, установленными на осях. Каждая ось опирается на четыре стойки.
Ось коромысел - полая, по ней подается масло для смазки втулок, а по сверлениям в коромыслах - к наконечникам штанг.
Работа газораспределительного механизма
|
При вращении распределительного вала кулачки набегают на толкатели и через штанги передают усилие на коромысла, расположенные на осях. Рычаги коромысел воздействуют на клапаны, которые открываются и обеспечивают либо впуск свежего заряда, либо выпуск отработавших газов.
По окончании воздействия рычагов на клапаны они под воздействием пружин возвращаются в исходное положение, прижимаясь к седлам клапанов.
Система охлаждения двигателя предназначена для отвода избыточного тепла от деталей двигателя, соприкасающихся с горючими газами, и поддержания температуры этих деталей в необходимых пределах.
Техническая характеристика
Тип - жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости
Заправочная емкость, л:
- вода с 3 - компонентной присадкой- 29;
- низкозамерзающая жидкость (ОНЖ марки - 40, тосол А-40, ОНЖ марки - 65. тосол А-65)- 28;
Температура охлаждающей жидкости, °С:
- рекомендуемая-80-90;
- кратковременно допустимая- 105-110;
- аварийный перегрев-115.
Рубашка охлаждения блока цилиндров представляет собой пространство, заполняемое охлаждающей жидкостью между внутренними стенками блока цилиндров и наружными поверхностями гильз. Гильзы "мокрого" типа уплотнены в блоке двумя резиновыми кольцами.
Рубашка охлаждения головок блока представляет собой каналы и полости для отвода тепла от наиболее нагретых деталей головок блока.
Рубашка охлаждения впускного трубопровода - это полость для прохода охлаждающей жидкости, которая омывает каналы подвода горючей смеси в цилиндры двигателя, осуществляя ее подогрев.
|
Водяной насос центробежного типа служит для обеспечения принудительной циркуляции жидкости при работе двигателя.
Вентилятор – осевой, шестилопастный, предназначен для создания потока охлаждающего воздуха через вентилятор.
Радиатор - трубчато-ленточного типа, трехрядный, служит для отвода тепла от охлаждающей жидкости в атмосферу. Состоит: сердцевина, верхний и нижний бачки, две боковых пластины, два патрубка, заливная горловина, пароотводная трубка отверстие под датчик аварийного перегрева.
Термостат служит для ускоренного прогрева двигателя после его пуска и автоматического регулирования температуры охлаждающей жидкости. Тип одноклапанный, с твердым наполнителем. Начало открытия клапана при температуре 68 - 72° С. Полное открытие клапана при 81-850 С. Ход штока ютапана не менее 6,5 мм. Термостат состоит: корпус, термос то вой элемент с наполнителем, Мембрана, направляющая втулка, шток, возвратная пружина, заслонка с коромыслом, буфер и рант.
Термосиловой элемент состоит из баллона, заполненного твердым кристаллическим веществом - церезином (нефтяным воском), и резиновой мембраны.
Работа системы охлаждения
При полностью открытом термостате (температура охлаждающей жидкости выше 90° С) вся жидкость проходит по большому кругу циркуляции (насос - рубашка охлаждения двигателя - клапан термостата - радиатор - насос).
При полностью закрытом термостате (температура ниже 680 С) вся жидкость циркулирует по малому кругу (насос - рубашка охлаждения - термостат - насос).
При температуре охлаждающей жидкости 68-81° С, когда клапан термостата открыт частично, охлаждающая жидкость циркулирует одновременно по большому и малому кругу.
|
При работе двигателя поток охлаждающего воздуха, всасываемый вентилятором, поступает через жалюзи, проходит через водяной и масляный радиаторы, обдувая двигатель, и выбрасывается наружу.
Система смазки предназначена для хранения, отчистки и подачи масла к трущимся поверхностям деталей двигателя с целью уменьшения трения и износа и частичного охлаждения трущихся деталей.
Техническая характеристика
Тип - комбинированная: под давлением, разбрызгиванием и самотеком.
Емкость, л - 9,5.
Применяемые масла:
- всесезонно - М-6з/10В,М-В1,
- только зимой- М-4з/6 В1, АСЗп-6.
- Давление в системе, кгс/см2:
- максимальное - 4,5;
- эксплуатационное - 1,5-2,0;
- минимально допустимое
прогретого двигателя - не менее 0,8.
Вентиляция картера - закрытая, принудительная.
Работа системы смазки
Работа системы смазки двигателя заключается в следующем. Масло через маслозаборник картера под действием разрежения поступает в корпуса верхней и нижней секции насоса. Верхняя секция подает масло через канал в задней перегородке блока в фильтр. Очищенное масло поступает в распределительную камеру в задней перегородке блока и распределяется по двум продольным магистральным каналам, смазывая правый и левый ряды толкателей. Из левого канала оно поступает к коеренным подшипникам коленчатого вала, а от них - к подшипникам и упорному фланцу распределительного вала. По каналам в коленчатом валу масло поступает к шатунным подшипникам. В теле шатуна имеется отверстие, в момент совпадения которого с отверстием в шейке коленчатого вала масло выпрыскивается на стенку цилиндра. Через два радиальных отверстия в шейке среднего подшипника распределительного вала масло по каналам в блоке цилиндров, головках блока, стойках и осях коромысел периодически подастся к втулкам коромысел, а по отверстиям в коромыслах и регулировочных болтах - к верхним наконечникам штанг толкателей.
Из переднего конца правого магистрального клапана масло подается для смазки компрессора, а из него по трубопроводу стекает в картер.
В радиатор масло подается нижней секцией насоса через кран. Из масляного радиатора по трубопроводу масло стекает в масляный поддон. При понижении давления в системе смазки ниже 0,5 кгс/см2 необходимо прекратить эксплуатацию двигателя.
Система питания двигателя предназначена для хранения топлива, очистки, подачи топлива и воздуха к карбюратору, приготовления горючей смеси, подвода ее к цилиндрам двигателя и отвода отработанных газов, а также гашения шума впуска и выпуска.
Техническая характеристика:
Топливо | - бензин А-80 |
Емкость баков, л | -340 |
Бензиновый насос | - Б-10, диафрагменный с дополнительным ручным приводом, герметизированный |
Карбюратор | - К-88АМ, двухкамерный, вертикальный с падающим потоком, эмульсионный, с одновременным открытием дроссельных заслонок и со сбалансированной поплавкой камерой. |
Фильтр-отстойник | - пластинчато-щелевой |
Фильтр тонкой отчистки топлива | – с керамическим фильтрующим элементом |
Воздухоочиститель | - ВПМ-3 пеномасленный, с 3-ступенчатой |
Расход топлива на 100 км по шоссе, л | -40 |
Бензиновые баки Соединены трубками с краном переключения баков. Для контроля за количеством бензина в обоих баках установлены датчики электромагнитного указателя, расположенного на щите приборов.
Бензиновый фильтр-отстойник установлен на кронштейне левого бака.
Бензиновый насос предназначен для подачи топлива из топливных баков в поплавковую камеру карбюратора. Марка – Б-10. Тип – диафрагменный с рычажным приводом от эксцентрика, расположенного на распределительном валу двигателя, через толкатель.
Фильтр тонкой отчистки служит для более полной очистки бензина от механических примесей перед поступлением его в карбюратор.
Воздухоочиститель – предназначен для очитки воздуха, поступающего через карбюратор в двигатель. Марка воздушного фильтра - ВПМ-3, пеномасляный, инерционный с трем ступенчатой очисткой воздуха.
Впускной трубопровод двигателя предназначен для подогрева и подвода горючей смеси от карбюратора к цилиндрам двигателя, а также является крышкой полости развала блока. Включает впускные каналы, расположенные по высоте в два ряда. Верхний ряд соединяет левую смесительную камеру карбюратора со вторым, третьим, пятым и восьмым цилиндрами, а нижний ряд * правую смесительную камеру карбюратора с первым, четвертым, шестым и седьмым цилиндрами.
Глушитель предназначен для уменьшения шума выпуска отработавших газов.
Привод управления карбюратором предназначен для изменения количества и качества горючей смеси, подаваемой в цилиндры двигателя путем воздействия на заслонки и механизмы карбюратора.
Ограничитель оборотов предназначен для ограничения максимальных оборотов коленчатого вала двигателя, превышение которых может вызвать повышенный износ деталей двигателя, поломку отдельных его элементов, а также перерасход топлива.
Карбюратор предназначен для приготовления горючей поступающей в цилиндры двигателя и обеспечения качественной количественной регулировке смеси в зависимости от режима работы двигателя.
Технические характеристики
Марка-К-88АМ
Тип - двухкамерный, вертикальный, с падающим потоком, эмульсионный, с одновременным открытием дроссельных заслонок и со сбалансированной поплавковой камерой.