Таблица № 1
Схема наблюдения за поведением ребенка, пострадавшего от насилия
Характер нарушения поведения | Конкретные проявления данного нарушения поведения |
Агрессивность | Ломает игрушки, толкает сверстников, кусается, плюется, ругается. |
Негативизм | Делает все наоборот: отказывается от интересной игры; часто говорит «Не хочу, не буду» |
Демонстративность | Поворачивается спиной к собеседнику, утрирует движения на занятиях, стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих. |
Эмоциональная отгороженность | Избегает визуального контакта, стремитсяк уединению, занят своим делом и не обращает внимание на окружающих, с трудом включается в коллективную игру, редко использует речь как средство общения. |
Псевдоглухота | Не выполняет просьбы, хотя слышит и понимает содержание требований. |
Вспыльчивость | Демонстрирует внезапные и бурные эмоциональные реакции – даже по незначительному поводу. |
Обидчивость | Болезненно реагирует на замечания, обижается на проигрыш в игре. |
Конфликтность | Сам провоцирует конфликт, не уступает, не учитывает желаний сверстников. |
Дурашливость | Реагирует смехом на замечания взрослого, передразнивает его, похвала или порицание не оказывают значительного изменения в поведении ребенка. |
Нерешительность | Отказывается от ведущих ролей в играх, избегает ситуации устного опроса на занятии; не отвечает, хотя знает ответ |
Страхи | Выраженные страхи (новых ситуаций, новых людей, резких звуков). |
Тревога | Не может объяснить причины избегающего поведения, неожиданно вздрагивает, проявляет немотивированную боязливость. |
Скованность | Двигательноскован, неловок в новой ситуации. |
Заторможенность | Не знает чем заняться, бездеятельно смотрит по сторонам, говорит слишком тихо, темп действий замедлен, при выполнении действий по сигналу запаздывает. |
Эгоцентричность | Считает, что все игрушки, конфеты для него; стремится навязать свою игру детям. |
Избегание умственных усилий | Быстро устает от доступных по возрасту умственных заданий, не интересуется рассуждениями. |
Нарушение внимания | Отвлекается, переспрашивает. |
Двигательная расторможенность | Темп действий ускорен, количество действий увеличено, быстро возбуждается и медленно успокаивается. |
Речевая расторможенность | Говорит слишком громко, темп речи убыстрен, переговаривается на занятии. |
Застреваемость | Навязчив, с трудом переключается, многократно повторяет одно и тоже действие. |
Сниженные умственная и физическая работоспособности | Утомляем в интеллектуальной деятельности, устает от физических действий. |
|
Таблица №2
Последствия насилия над детьми в зависимости от возраста.
Виды насилия | Дошкольники | Школьники | Подростки |
Пренебрежение нуждами | Маленький рост, низкий вес, микроцефалия, задержка речевого развития, низкий уровень внимания, эмоциональная незрелость, гиперактивность, агрессивность, импульсивность, неразборчивость в формировании отношений, социальная безответственность. | Плохое здоровье, маленький рост, малый вес, плохая успеваемость в школе, трудности в обучении, незрелость, гиперактивность, агрессивность, склонность к уединению, плохие взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, деструктивное поведение, энурез, энкопрез. | Маленький рост, малый вес или ожирение, плохое здоровье, задержка полового развития, пропуски школьных занятий, употребление алкоголя, токсических средств, наркотиков, курение, воровство, деструктивность по отношению к себе и другим. |
Физическое насилие | Проявление чрезмерной уступчивости и заискивающее поведение во взаимоотношениях со взрослыми, агрессивность, лживость, случаи воровства, жестокость по отношению к более младшим и животным, болезненная реакция на любое замечание, склонность к поджогам, пассивность реакции на боль. | Чувство одиночества; отсутствие не только друзей, но и приятелей; дети уже понимают, что действия взрослых (насильников) незаконны и безнравственны и от страха и боязни осуждения со стороны сверстников они скрывают истинную причину своих травм. | Выражение протеста против случая насилия в форме побегов из дома, суицидальных попыток, употребления алкоголя и наркотиков, криминального поведения; агрессивное поведение, депрессия, беспокойство, признаки психических расстройств в поведении, проявление патологических черт характера. |
Психологическое насилие | Длительно сохраняющееся подавленное состояние, чрезмерная уступчивость, заискивающее поведение, сверхугодливое поведение, склонность к уединению, агрессивность, отсутствие навыков и умений для налаживания взаимоотношений с людьми разного возраста, неумение общаться, препятствие для нормальной адаптации, отвержение и изоляция, высокий уровень тревожности, психосоматические и нервные расстройства. | Длительно сохраняющееся подавленное состояние, чрезмерная уступчивость, заискивающее поведение, сверхугодливое поведение, склонность к уединению, агрессивность, отсутствие навыков и умений для налаживания взаимоотношений с людьми разного возраста, неумение общаться, препятствие для нормальной адаптации, отвержение и изоляция, высокий уровень тревожности, нарушение аппетита (стремление в неограниченном количестве потреблять сладкое либо полное отсутствие аппетита), низкая самооценка, плохая успеваемость, психосоматические и нервные расстройства. | Длительно сохраняющееся подавленное состояние, чрезмерная уступчивость, заискивающее поведение, сверхугодливое поведение, склонность к уединению, агрессивность, отсутствие навыков и умений для налаживания взаимоотношений с людьми разного возраста, неумение общаться, препятствие для нормальной адаптации, отвержение и изоляция, высокий уровень тревожности, нарушение аппетита (стремление в неограниченном количестве потреблять сладкое либо полное отсутствие аппетита), низкая самооценка, плохая успеваемость, психосоматические и нервные расстройства, угрозы или попытки самоубийства. |
Сексуальное насилие | Эмоциональные реакции: тревога, боязливость, спутанность чувств, ощущение вины, стыда, отвращение, беспомощность, испорченность, недоверие к миру. Поведенческие реакции: регресс, отстраненность, агрессия, нарушение аппетита, сна, сексуальные игры, маструбация. | Эмоциональные реакции: амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, отвращения, испорченности, недоверия к миру, депрессия, диссоциации (чувство потери ощущений). Поведенческие реакции: регресс, отстраненность, изоляция, агрессия и самоагрессия, молчаливость или неожиданная разговорчивость, нарушение сна, нарушение аппетита, манипулирование другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения, наличие школьных проблем. | Эмоциональные реакции: отвращение к собственному телу, стыд, вина, недоверие, амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сексуальные нарушения, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности. Поведенческие реакции: попытки суицида и самоповреждающее поведение, уходы из дома, агрессия, избегание телесной и эмоциональной интимности, злоупотребление ПАВ, случайные половые связи. |
|
|
Таблица №3