Дети 3-7 лет | Действия, помогающие отреагировать и пережить травму |
Беспомощность и пассивность | Обеспечение поддержки, отдыха, питания, возможности играть рисовать. |
Генерализованный страх | Предоставление защиты со стороны взрослых |
Познавательные трудность (сложности в понимании) | Повторные конкретные разъяснения ожидаемых событий |
Трудности распознания собственных чувств | Знакомство с названиями общих эмоциональных реакций и состояний |
Недостаточность вербализации – повторяющиеся невербальные проигрывания травмы, немые вопросы | Помощь в вербализации общих чувств и жалоб |
Расстройства сна | Поощрение рассказов о снах, рисование приснившегося, проигрывание сюжетов сноведений |
Тревожная привязанность к кому-либо из взрослых | Обеспечение постоянной заботы и ухода |
Регрессивные симптомы (сосание пальца, энурез, лепетная речь) | Терпимость к этим проявлениям |
Приписывание магических свойств воспоминаниям о травме | Отделение травмы от вещественных напоминаний (дома, игрушки и т.д.) |
Дети 8-12 лет | |
Поглощенность собственными действиями во время события: озабоченность своей ответственностью или виной | Помощь в выражении скрытых переживаний |
Специфические страхи, запускаемые воспоминаниями о перенесенном насилии или пребыванием в одиночестве | Помощь в идентификации и выражении воспоминаний, тревог и предупреждение их генерализации |
Пересказы и проигрывания события (травматические игры); познавательные искажения (систематические ошибки в мышлении или шаблонные отклонения, которые возникают на основе дисфункциональных убеждений, внедренных в когнитивные схемы.Пр.: самосбывающееся пророчество, феномен справедливого мира и т.д.) и обсессивная (навязчивая) детализация | Разрешение говорить и играть, разбор познавательных искажений, информирование о нормальности чувств и реакций ребенка |
Страх быть подавленным своими переживаниями | Стимуляция выражения страха, гнева и пр. в поддерживающем присутствии взрослого, чтобы предупредить чувство захваченности переживаниями |
Нарушения концентрации и способности к обучению | Поощрение желания сообщить взрослым о своих мыслях и чувствах тогда, когда они мешают учебе или другой деятельности |
Нарушение сна (плохие сновидения, страх спать в одиночестве) | Поддержка рассказов о снах, объяснения – почему сны бывают «плохие» |
Забота о безопасности своей и других | Помощь в отреагировании беспокойства, предоставление и утешение реалистической информацией |
Нарушенное или нестабильное поведение (необычно агрессивное или безрассудное, негативизм) | Помощь в совладании |
Соматические жалобы | Помощь в идентификации испытанных во время событий телесных ощущений |
Пристальное внимание к реакциям своих родителей, страх расстроить родителей своими тревогами | Организация встреч детей и родителей с целью помочь детям сообщить родителям о том, что они чувствуют |
Забота о других пострадавших и их семьях | Поощрение конструктивных действий в интересах пострадавших |
Страх и чувство измененности, вызванные собственными реакциями горя | Помощь в сохранении позитивных воспоминаний о том, что он делал в трудный момент |
Подростки 12-18 лет | |
Чувство стыда и вины | Побуждение к обсуждению события, связанных с ним чувств; обеспечение реалистического видения того, что ребенок мог сделать в стрессовой ситуации |
Тревожное осмысление своих страхов, чувство уязвимости, страх казаться ненормальным | Помощь в понимании того, что способность пережить такие события – признак взрослости; поощрение понимания и поддержки в среде сверстников |
Посттравматические срывы (алкоголь, наркотики, делинквентное поведение, сексуальные эпизоды) | Помощь в понимании того, что такое поведение – попытка блокировать свои реакции на события и заглушить гнев |
Саморазрушающее, или виктимное поведение | Обращение внимания на такое поведение, объяснение его возможных причин |
Резкие изменения в межличностных отношениях | Обсуждение возможных трудностей в отношениях со сверстниками и семьей |
Желания и планы мести | Выслушать имеющиеся планы, обратиться к реальным последствиям исполнения, поощрять конструктивные альтернативы (способные уменьшить чувства посттравматической беспомощности) |
Радикальные изменения жизненных установок, влияющих на формирование идентичности | Связать установки изменений с влиянием травмы |
Преждевременное вхождение во взрослую жизнь (уходы из дома, брак и т.д.) | Поощрение отсроченных решений, чтобы дать время осмыслить свои реакции на травму и переживание горя |