Определение степени власти монополии




Власть монополии зависит от степени концентрации на рынке. Если большая часть производства и объема продаж того или иного вида продукции или услуг сосредотачивается в руках одной компании, то считается, что она обладает большой монопольной властью.

Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара.

Например, в Европе наблюдается необычайно высокая степень концентрации в отрасли связи. В 1992 году на долю компании British Telecom приходилось 90% телефонных услуг, предоставляемых в Великобритании, а в некоторых других странах Европы, например во Франции и Германии, государственные компании связи контролировали 100% рынка. Отражением подобной монопольной власти являются довольно высокие цены, установленные за пользование телефоном, по сравнению с ценами, установленными компаниями связи в США, где в этой отрасли присутствует конкуренция.

 

Монополистическая конкуренция

Характеристики:

1. Большое количество компаний, производящих практически одинаковые виды продукции.

2. Компании могут свободно вступать на рынок и покидать рынок.

3. Виды продукции различаются определенным образом, например, за счет различных товарных знаков или местного производства - то есть имеет место в основном неценовая конкуренция.

Влияние монополистической конкуренции на поведение и прибыльность предприятия:

Этот рынок отличается от совершенно конкурентного рынка тем, что на нем присутствует различные виды продукции. Поскольку продукция каждой компании отличается не только товарными знаками, а и по другим признакам, компании получают возможность пользоваться монопольной властью и получать сверхприбыли в течение короткого времени, однако, что касается долгосрочной перспективы, эти сверхприбыли привлекают со временем новые компании в данную отрасль промышленности, в результате чего, как правило, получение сверхприбылей прекращается вследствие конкуренции.

Существуют небольшие различия в цене, однако преобладает неценовая конкуренция.

Примеры:

· Сети общественного питания `фастфуд” - McDonald's продает гамбургеры, которые, как утверждает реклама, совершенно отличаются от гамбургеров, продаваемых конкурентами. Компания McDonald's открыла свой филиал в Москве вскоре после падения Берлинской стены и испытывала повышенный спрос на свою продукцию. Однако, со временем другие компании, продающие гамбургеры, переместятся сюда, конкурируя в целях получения своей доли прибылей.

· Автомобили с четырехколесным приводом - в 1970 голу компания Rover захватила монопольные позиции в новой нише, образовавшейся на мировом автомобильном рынке с помощью своего нового продукта Range Rover. Компания получала сверхприбыли, пока со временем производители-конкуренты Toyota, Mitsubishi и Vauxhall не предложили свои альтернативные транспортные средства с четырехколесным приводом.

 

Читай про McDonald's: https://vc.ru/13141-fast-food

 

Олигополия

Этот термин означает рынок, на котором господствует небольшое количество компаний, на долю которых приходится основной объем производства.

Характеристики:

1. Несколько крупных компаний, зависимых друг от друга;

2. Похожая продукция, которая, однако, чем-то различается;

3. Слабая ценовая конкуренция: в случае повышение цен одной из компаний в одностороннем порядке она рискует потерять свою долю рынка, если другие компании ее не поддержат; понижение компанией цен на свою продукцию, если остальные компании последуют этому примеру, может привести к войне цен.

4. Преобладает неценовая конкуренция – реклама и т.д.

5. Практика ограничения, направленная на достижение монопольной власти - то есть компании действуют сообща в целях ограничения конкуренции и получения сверхприбылей.

 

Влияние олигополии на поведение и прибыльность предприятия:

Олигополистические компании зависят друг от друга: ни одна компания не может действовать независимо, поскольку ее действия неизбежно отражаются на других компаниях, которые реагируют по-разному. Таким образом, олигополист должен всегда стараться предвидеть реакцию конкурентов прежде, чем предпринять какие-либо действия. Это помогает объяснить страх этих компаний перед ценовой конкуренцией; конкуренция почти всегда - неценовая.

Компании могут получать сверхприбыли, размер которых зависит от могущества конкурентов.

Войны цен возникают довольно редко - в случае если одна из компаний считает, что она может получить преимущество, снизив цены (например, компании, занимающиеся производством и продажей бензина в Великобритании). В другом случае может иметь место ценовое лидерство. Третий вариант - соглашение - представляет собой попытку достижения монопольной власти сообща. Правительства изыскивают пути для борьбы с подобными соглашениями с помощью законодательства, но практика показывает, что этого достичь непросто.

Примеры:

К известным олигопольным рынкам мирового масштаба можно отнести производство крупных пассажирских самолетов, где доминируют две компании — Boeing и Airbus; производство процессоров для персональных компьютеров (Intel и AMD); медиа (13 крупнейших корпораций); аудиторский бизнес (PWC, KPMG, DeloitteToucheTohmatsu и Ernst&Young); рейтинговые агентства (Standard&Poor's, Moody's и FitchRatings), экспортные поставки сырьевых товаров (менее десяти трейдеров) и др. Олигополии существуют на национальных рынках и на местном уровне.

Ситуация со степенью концентрации (олигопольности) одного и того же рынка может меняться при изменении масштаба ее рассмотрения. Например, рынок крупных продовольственных магазинов в России имеет признаки олигополии (он фактически поделен между X5 Retail Group, «Магнитом», «Ашаном» и «Метро»), но весь он в совокупности — лишь примерно пятая часть всего розничного продовольственного рынка страны, т. е. эти компании не доминируют на продовольственном рынке в целом. В то же время в отдельных городах и регионах их доля значительно выше. Поэтому, говоря об олигополии, стоит максимально точно определять, какой именно рынок имеется в виду.

Смотрите!

Олигополии: https://www.youtube.com/watch?v=jNgJERuTQyY (Игорь Ким)

Олигополии и монополистическая конкуренция: https://www.youtube.com/watch?v=GFF6rtk0z4c (Академия Хана)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: