Совершенная конкуренция
Характеристики:
· Потребители и продавцы действуют рационально;
· Значительное количество покупателей и продавцов;
· Продукция однородная (идентичная);
· Все участники рыночного процесса идеально информированы и получение информации является бесплатным
Покупатели вольны покупать продукцию любой компании.
Компании могут свободно вступать на рынок и покидать рынок - не существует препятствий к вступлению или выходу.
Отдельные покупатели или продавцы не могут повлиять своими действиями на преобладающую на рынке цену - они принимают цену как данную. Это происходит вследствие того, что размер компании является небольшим по сравнению с рынком.
Факторы, определяющие производство и влияющие на потребителей, являются абсолютно объективными
Влияние совершенной конкуренции на поведение и прибыльность предприятия:
Как указывалось выше, ни одна компания не может установить цены на более высоком уровне, чем преобладающая рыночная цена, поскольку она потеряет всех своих покупателей в пользу других компаний. По этой же причине компании могут получать нормальнуюприбыль (получение минимальной прибыли является необходимым условием для поддержания производства на предприятии) в долгом периоде. Необычайно высокие прибыли возможно получать только на протяжении короткого времени, поскольку получение высоких прибылей привлечет в эту отрасль новые компании, которые будут конкурировать за счет снижения прибылей. В результате этого обеспечивается оптимальное распределение ресурсо в, поскольку ресурсы распределяются по желанию потребителей - конкуренция приобретает форму ценовой конкуренции.
|
Компании в условиях совершенной конкуренции принимают рыночные цены как данные, поскольку объем их производства является незначительным и не может стать влияющим на цену фактором. Это означает, что цена = среднему доходу = предельному доходу.
Кривая спроса на продукцию предприятия, работающего в условиях совершенной конкуренции, отличается абсолютной эластичностью - представляет собой горизонтальную линию. Это происходит вследствие того, что она принимает сложившуюся рыночную цену, которая будет одинаковой независимо от того, какой объём продукции производит эта фирма.
Компания, работающая в условиях рынка с совершенной конкуренцией не может достичь превосходства перед конкурентами с помощью рекламы, поскольку покупатели знают, что все виды продукции одинаковы.
Существует ли такой рынок?
Эта модель представляется довольно теоретической и ее условия практически невыполнимы в реальности. Вместе с тем, она играет важную роль в экономической теории и политике в качестве определенного критерия, поскольку она способствует развитию идеи необычайной эффективности конкурентных рынков. Некоторые рынки действительно обладают многими характерными свойствами этой модели.
Примеры:
Товарные рынки - сырье и материалы, например шерсть, хлопок, пшеница. Сельскохозяйственные рынки зачастую состоят из ряда небольших независимых фермеров, которые действительно принимают преобладающую на рынке цену как данную.
Валютные рынки - продавцы и покупатели на валютных биржах покупают и продают различную валюту по цене, которая диктуется общими рыночными условиями.
|
Фондовые рынки - выполняются условия существования большого количества продавцов и (почти) идеальной информации. За исключением правил доступа, для новых участников практически не существует преград для вступления на такие рынки. С послаблением правил доступа на фондовом рынке Лондонского Сити в 1896 году, многие компании вступили на рынок. С другой стороны, многие компании покинули рынок в 1987 году после краха, который произошел на фондовом рынке в этом году, что привело к понижению прибыльности.
Вопрос из РЕШУ ЕГЭ:
Подробнее о рынке совершенной конкуренции здесь:
1. https://www.youtube.com/watch?v=WzojfHwFM7k (Игорь Ким)
2. https://www.youtube.com/watch?v=Smgp1ydMjMs (Академия Хана)
Монополия
В своей чистой форме существует, когда имеется единственный поставщик того или иного вида продукции.
Характеристики:
· Единственный поставщик;
· Отсутствие близких заменителей данного вида продукции;
· Новые компании, вступающие на рынок сталкиваются с непреодолимыми препятствиями к доступу на рынок.
Влияние монополии на поведение и прибыльность предприятия:
Как указывалось в вышеприведенных характеристиках, монополист может устанавливать либо цену, по которой он продает свою продукцию, либо количество продаваемой продукции. В результате ограничения количества продукции, предлагаемого для продажи, монополист может устанавливать более высокую цену на свою продукцию и может получать необычайно высокие прибыли на протяжении длительного времени, потому что эти прибыли не будут снижаться в результате конкуренции.
|
Монополист является ценодателем. Кривая спроса на продукцию компании - такая же, как и кривая спроса на продукцию отрасли и представляет собой нисходящую линию. Это означает, что цена равняется средней выручке, предельная выручка - ниже; с увеличением объема производства цена (а, следовательно, и получаемые сверхдоходы) снижается.
Иногда компании могут действовать сообща и объединяться в группу с целью получения сверхприбылей - это называется практикой ограничения, картелем, ценовым кольцом и т.д. Действуя вместе, они приобретают определенную степень монопольной власти - получают возможность влиять на цену или продаваемое количество продукции с целью получения сверхприбылей. ОПЕК - пример настоящего картеля, с помощью которого нефтедобывающие компании стремятся выработать общую политику в отношении объемов производства с целью влияния на рыночную цену нефти.
Читай про ОПЕК: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/350319-opek-i-vse-vse-vse-chem-neftyanoy-kartel-napominaet-vinni-puha
Ценовая дискриминация
Иногда монополист оказывается в состоянии устанавливать две различные цены на свою продукцию на двух различных рынках, в результате чего он получает еще более высокие сверхприбыли - это называется ценовая дискриминация.
Условия, необходимые для существования ценовой дискриминации:
1. эластичность спроса должна быть различной на двух разных рынках.
2. между двумя рынками должна существовать определенная преграда, например, географические факторы, тарифы, время и т.д.
В таких обстоятельствах монополист устанавливает более высокую цену на том рынке, где спрос менее эластичен, и более низкую цену на рынке, где спрос более эластичен.
Примеры: цены на железнодорожные билеты, электричество и т.д. в час пик / после часа пик, разные тарифы за пользование услугами телефонной связи для предприятий и бытовых пользователей; разные цены на авиабилеты для командированных пассажиров и туристов (а также цены на авиабилеты по сниженным ценам с целью заполнения самолета, который в противном случае отправляется с пустыми местами); разные цены на автомобили в Великобритании и других странах Европы; сниженные цены для пенсионеров / студентов и т.д.