Внешний долг Российской Федерации в 2000-2006 годах (перед нерезидентами)




(млрд. долл.)

  1.01.2000 1.01.2001 1.01.2002 1.01.2003 1.01.2004 1.01.2005 1.01.2006 1.04.2006
Органы государственного управления 132,8 116,7 103,0 96,8 98,2 97,4 71,3 69,7
Федеральные органы управления 130,8 115,5 102,0 95,7 96,9 95,7 70,1 68,5
Новый российский долг 34,0 49,7 41,0 39,8 38,6 39,6 35,6 34,5
Кредиты международных финансовых организаций[2] 6,9 7,0 7,0 6,8 6,6 6,2 5,6 5,5
- МБРР 6,7 6,8 6,7 6,6 6,3 5,7 5,1 4,9
- прочие 0,2 0,2 0,2 0,2 0,3 0,4 0,5 0,5
Прочие кредиты (включая кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов) 9,8 8,4 6,3 5,7 4,9 4,2 3,0 2,9
Ценные бумаги в иностранной валюте 11,8 30,8 27,1 26,7 26,8 28,9 26,7 25,8
- еврооблигации, размещенные по открытой подписке, а также выпущенные при реструктуризации ГКО 11,1 9,4 8,5 8,5 7,7 7,3 4,9 4,9
- еврооблигации, выпущенные при второй реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов 0,0 20,5 17,4 16,3 16,8 18,6 19,0 18,3
- ОВГЗ – VI и VII транши 0,7 0,9 1,1 1,8 2,4 3,0 2,8 2,6
Ценные бумаги в российских рублях(ГКО-ОФЗ) 3,6 1,6 0,6 0,5 0,1 0,0 0,0 0,0
Прочая задолженность 1,8 1,8 0,1 0,2 0,2 0,2 0,3 0,3
Долг бывшего СССР 96,8 65,8 61,0 55,9 58,3 56,1 34,5 34,0
- кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов 38,7 39,0 36,3 39,2 42,7 43,3 22,2 21,8
- кредиты стран-членов Лондонского клуба кредиторов 30,6 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
-задолженность перед бывшими социалистическими странами 14,8 14,6 11,5 4,2 3,6 2,7 2,2 2,1
- ОВГЗ- III, IV, Vтранши 1,9 1,3 1,7 2,2 1,4 1,9 2,0 1,9
- прочая задолженность 10,8 10,9 11,4 10,4 10,6 8,2 8,2 8,2
Субъекты Российской Федерации 2,0 1,2 1,0 1,1 1,3 1,6 1,2 1,2
- кредиты 0,9 0,6 0,8 1,0 1,0 1.1 0,9 0,9
- ценные бумаги в иностранной валюте (еврооблигации) 1,1 0,6 0,2 0,1 0,1 0,0 0,0 0,0
- ценные бумаги в российских рублях 0,0 0,0 0,0 0,0 0,2 0,5 0,3 0,3

В целом досрочная выплата будет способствовать укреплению международного авторитета России как «государства со значительным запасом финансовой и долговой устойчивости (отношение государственного внешнего долга к ВВП снизилось до 9%), имеющего репутацию добросовестного заемщика, стремящегося конкретными мерами политики улучшить инвестиционный климат в стране»[3]. Эта ситуация может принципиально изменить положение России и на мировом финансовом рынке, переведя её из разряда должников в категорию кредиторов. Помимо долгов Парижскому клубу Россия как правопреемница СССР имеет долг и перед частными компаниями. По согласованию сторон этот долг меняется на российские облигации.

В перспективе Россия не исключает из своей практики такие традиционные долговые инструменты, как иностранные кредиты и займы. Важно лишь определить подходы к их использованию, которые могут быть сведены к следующему: переход к международным стандартам кредитной деятельности, усиление инвестиционного характера привлекаемых займов, эффективное их использование и управление рисками, что позволит создать благоприятные условия для притока внутреннего и иностранного капитала.

Важнейшим приоритетом в долговой стратегии России является внутренний долг. Динамика государственного внутреннего долга Российской Федерации за 1993-2006 г.г. свидетельствует о том, что в 1993 году государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, составил 0,01 млрд.руб.; в 1994 – 0,22 млрд.руб.; в 1995 – 10,62 млрд. руб.; в 1996 – 76,76 млрд.руб.; в 1997 – 248,98 млрд.руб.; в 1998 – 450,97 млрд.руб.; в 1999 – 493,74 млрд.руб.; в 2000 – 529,83 млрд.руб.; в 2001 – 531,81 млрд.руб.; в 2002 – 511,06 млрд.руб.; в 2003 – 654.7 млрд.руб.; в 2004 – 663,67 млрд.руб.; в 2005 – 756,82 млрд.руб.; в 2006 – 851,15 млрд.руб.[4]

Как видно из приведенных данных, за 1993-2006 г.г. наблюдался ежегодный рост внутреннего государственного долга РФ (за исключением его незначительного снижения в 2002 году).

Период 1998-1999 г.г. достаточно показателен для российского рынка заимствований, так как именно на этом этапе определилась динамичность и сегодняшняя структура государственного внутреннего долга РФ. Основную долю внутренних долговых обязательств Российской Федерации этого периода (90%) составляли облигации федеральных займов с фиксированным и постоянным купонным доходом, выпущенные в порядке новации по государственным ценным бумагам в 1998-1999 г.г. Суть новации – в замене государственных краткосрочных облигаций новыми облигациями федеральных займов с более длительными сроками обращения. Этот вынужденный волевой шаг в порядке компенсации дополнен введением особых условий обращения. К примеру, облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) имеют срок обращения 3 года и нулевой купон: могут быть в установленном порядке использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшиеся по состоянию на 1 июля 1998 г., а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций. В дальнейшем рынок федеральных займов будет развиваться в направлении совершенствования и расширения инструментов заимствования в сторону удлинения сроков и удешевления займов, вовлечения новых категорий инвесторов, особенно институциональных, таких как пенсионные и инвестиционные фонды.

За период 1993-2006 г.г. внутренний государственный долг Российской Федерации вырос с 0,01 до 851.15 млрд. руб. и по состоянию на 1.01.2009 г. верхний предел государственного внутреннего долга РФ по долговым обязательствам РФ планируется в размере 1 824 700 718,8 тыс.руб.[5]

Такая динамичность внутреннего государственного долга обусловлена его серьезным инвестиционным потенциалом. Так, Минфином РФ отмечаются такие важные свойства внутренних инвесторов, как «меньшая склонность к переоценке страновых и валютных рисков», а правительство в этом случае не берет на себя «чрезмерные риски курса иностранной валюты».

В рамках концепции управления долгом особое место отводится Агентству по управлению государственным долгом, которое должно сосредоточить в одних руках управление всем долгом страны – внутренним и внешним, осуществление платежей по займам, эмиссию новых займов, анализ рисков заемно-кредитных операций, учет государственного долга и пр. Как государственный орган, Агентство сможет вести единый учет по всем формам и субъектам заимствований, контролировать рынок и обеспечить большую его прозрачность. Западной экономике структуры такого рода хорошо знакомы: в Швеции государственным долгом занимается Шведское национальное агентство по долгу, в Италии – Экспертный совет по внешнему долгу, в Голландии – Агентство Министерства финансов. Они осуществляют всю систему управления долгом, всю долговую политику.

Эффективным инструментом управления долгом в мировой практике является финансовый резерв. Опыт создания резервных, стабилизационных фондов особенно распространяется в странах, чья экономика существенно зависит от состояния внешних рынков. Как правило, это страны сырьевого экспорта – Кувейт, Венесуэла, Оман и т.п. В Норвегии фонд подобного рода имеет широкое предназначение – для преодоления зависимости от колебания цен на нефть как продукт экспорта и для обеспечения будущих расходов в связи со старением населения. В Российской Федерации в соответствии с её законодательством в составе федерального бюджета с 2004 г. формировался Стабилизационный фонд. Он предназначен для обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. С 1 января 2008 г. Стабилизационный фонд Российской Федерации преобразован в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Деятельность России как кредитора весьма ограничена. В свое время СССР был одним из активных кредиторов. Предоставляемые им кредиты во многом носили характер экономической помощи странам со слаборазвитой экономикой. По расчетам экспертов, возмещение их долга может вылиться приблизительно в 25 млрд. долл. С рассрочкой выплат в 25-30 лет. Тем не менее Россия продолжает выступать в роли кредитора, но внешние кредиты в основном предоставляются под поставки, как правило, российского топливно-энергетического оборудования и не превышают 1 млрд. долл.


[1] Центральный банк Российской Федерации. Россия. Экономическое и финансовое положение.2001.Окт. С.17-18.

[2] Примечание. Включается внешняя задолженность в национальной и иностранной валюте. Государственные ценные бумаги отражаются в части задолженности перед нерезидентами и оцениваются по номиналу.

Кредиты, полученные от МВФ, до их полного погашения в 1 квартале 2005 г. отражались в обязательствах органов денежно-кредитного регулирования. Источник: www.cbr.ru

 

[3] Заявление Министерства финансов РФ о погашении всей суммы реструктурированного долга перед странами-членами Парижского клуба

[4] Источник: Министерство финансов Российской Федерации, 2006.

[5] Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: