"Поэтому, кто будет есть хлеб этот или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем" (1Коринфянам 11:27,29).
Всем нам, изучающим Писание и совершающим вечерю Господню, известна печальная картина того, что происходило в Коринфе во время вечери. К сожалению, их понимание отношений христиан оставляло желать лучшего, что и тревожило апостола. Именно им для нас и было оставлено весьма серьезное предостережение об опасности вольного, неразумного отношения к вечере.
Но почему я говорю о видимом переживании Тела? В стихе 27 апостол Павел ясно говорит, как опасно недостойно относиться к самому процессу вкушения вечери, что и создает виновность против Тела и крови Господней. Это достаточно легко увидеть в приведенных текстах.
Однако в стихе 29 он говорит о печальном состоянии и не менее печальных последствиях для человека, который не рассуждает о Теле Господнем, т.е. о Церкви! Ведь именно неправильное, небиблейское отношение к братьям и сестрам в церкви в Коринфе и породило беспорядки во время вечери. Но как это может выглядеть в опыте современных поместных церквей?
Итак, идет вечеря Господня… Брат "А" находится во вражде с братом "Б", а также лицеприятно относится к трем сестрам и одному служителю. Те, в свою очередь, имеют подобные проблемы с лицеприятием в отношении других христиан. Все они причащаются от одного хлеба и чаши благословения. Один хлеб и одна чаша говорят на языке духовных образов о нашем единстве во Христе:
"…Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба" (1Коринфянам 10:17).
|
Причащаясь вместе с другими, брат "А", а равно и другие на языке духа говорят о своем глубоком единстве, любви и принятии друг друга. Но ведь на самом деле этого нет! Они просто лгут! В жизни они неправильно относятся друг к другу, не рассуждая о замечательных связях между христианами, представленных в Теле Господнем – Церкви. Их отношения не соответствуют ни букве, ни духу Писания. Результаты подобного "нерассуждающего" состояния очень печальны:
"…от того многие из вас немощны и больны, и не мало умирают. Ибо, если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром" (1Коринфянам 11:30-32).
Итак, вечеря Господня видимым образом дает нам переживать таинство жизни Церкви: будет ли это благословение или же суд. Нельзя сказать, что это был совершенно новый опыт в жизни верующих людей. Бог открывал подобные отношения доброй зависимости между людьми издревле. Это известная история с Аханом, сыном Хармия, описанная в книге Иисуса Навина, и история Мариам, сестры Моисея, описанная самим Моисеем.
Давайте несколько присмотримся к их неверному опыту, так как их судьбы представлены в Библии как предупреждающие образы для Церкви всех времен и поколений. Мариам упрекала раба Божия Моисея и покрылась проказой от ярко выраженного гнева Господнего. Это было представлено как некий плевок отца на ее лицо. Более чем драматично… Благодаря молитве Моисея, она обрела милость Господа, но "…пробыла Мариам в заключении вне стана семь дней, и народ не отправлялся в путь, доколе не возвратилась Мариам" (Числа12:15).
|
В этой истории есть два урока. Первый – касается "родственного права" на резкое и даже дерзкое поведение в отношении Божьих помазанников. Как же это "право" живуче в мятежных сердцах и истории. Финал подобного права очень хорошо описан святым писателем. Урок призван научить нас новым законам отношений в царстве Божьем и в жизни Его церкви. Есть только одно право для всех нас, признаваемое Богом – это право на глубокое уважение и любовь к ближнему.
Второй урок касается уважения к женщине в церкви, что нередко только декларируется. Только подумай, дорогой читатель, несколько миллионов евреев ожидало одну согрешившую женщину! Слушайте, а не проще было бы поступить с нею в более "современном" духе? Боюсь, что вопрос нериторический. Бог настаивает на том, чтобы женщине было возвращено достойное место в обществе и, соответственно, уважение. Речь, безусловно, идет, прежде всего, о библейском достоинстве, а не провозглашаемом светским обществом феминизме, в том числе и воцерковленного.
Ахан же согрешил тем, что утаил из того, что было заклято. Бог запретил брать себе что-либо из Иерихона, преданного разрушению. Но как же трудно устоять тому, кто так долго был рабом в Египте и вдруг увидел столько ценностей. Их блеск просто ослепляет и предлагает невероятные картины возможностей их дальнейшего применения, в том числе, и религиозного. Однако, еврейское общество было призвано жить по другим законам, которым Бог собирался их самым основательным образом научить. В результате того, что евреи еще не научились, или не поняли этих уроков, 36 человек погибли при попытке взять Гай (см. Иисус Навин 7 глава).
|
История Ахана как-то удивительно тесно переплетается с современностью. Бог ясно и недвусмысленно установил запрет на грешные формы и способы обогащения. Но, люди добрые, вокруг ведь так много церковных нужд и не менее различных возможностей, чтобы их покрыть! Правда, нужно признать, что некоторые из них, мягко скажем, сомнительного происхождения. Но "дух Ахана" достаточно живуч и устойчив к переменам, и вот уже потянулась рука церковного лидера или прихожанина к запретному… Это ведь «для Господа», как в дальнейшей истории Израиля произнесет первый царь Израиля, Саул. В современной же истории кто-то скажет: это же для спасения грешников, для миссии, для церкви…
Самое печальное в подобных историях, что при этом могут пострадать и невиновные. Как это не сложно для понимания, но многие люди, оставляющие путь послушания Господу, становятся даже социально опасными субъектами, как это произошло с пророком Ионой, с мятежностью в сердце убегающем от Господа в Фарсис. Сколько же еще современных Аханов и Мариам должны пройти суровые уроки жизни и научиться дорожить церковным единством. Пишущий эти строки сам неоднократно испытывал благословенные плоды единства, а ровно и печаль от искушения индивидуализма. Помилуй всех нас, Господи!
И в этом и в другом из описанных случаев Господь показывал евреям таинство и благодать единства в народе, а равно и каковыми могут быть последствия пренебрежения Его волей. Но только в эпоху Церкви данное Божье откровение достигает своей завершенности и полноты.
Итак, Божье желание в том, чтобы христиане переживали единство Церкви, а через это переживали особое единство с Главой Тела – Иисусом Христом. И наиболее ярко это выражается в таинстве вечери Господней.