Созидательные процессы в Теле




Продолжая размышлять о замечательном откровении Церкви как Тела Христова, нельзя не задать вопроса: что же за процессы происходят в Церкви или же должны происходить, но не везде происходят? Как достигается эта славная цель – выражение "полноты Наполняющего все во всем"? Что в этих процессах принадлежит непосредственно Богу, а что необходимо делать человеку, опираясь на полученную от Него благодать?

Говоря о созидательных процессах (разрушительных Иисусом не предусмотрено, это вершит только "плоть"), прежде всего, необходимо вспомнить о словах апостола Павла к Ефесской церкви:

"И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова… но истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви…" (Ефесянам 4:11-16).

Эту же мысль апостол Павел продолжает в другом послании, правда, несколько по другому поводу. "И не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо растет возрастом Божиим" (Колоссянам 2:19).

В этих словах более чем ясно выражена мысль о духовном росте или зрелости во Христе. Достигается это только через разумное служение, служение, которое реально формирует христианина в образ Божий. Именно в разумном служении начинают функционировать некие механизмы, заложенные Богом в человека для его духовной зрелости. Дело в том, что для роста необходимо участие не только лично наше, но и тех, кто рядом с нами. Если же человек отказывается служить, то ему тогда грозит уже духовная смерть, а не зрелость во Христе, о чем неоднократно говорил Христос в Своих притчах. Собственно, это достаточно просто заметить в обычном человеческом теле. Если один или несколько органов отказывают в нормальной работе, то не надо быть медиком, чтобы понять, чем это грозит организму.

Этапами этой духовной зрелости являются единство веры христиан, растущее познание Господа, глубокая связь и зависимость от Главы, а также формирование взаимно скрепляющих связей между христианами. И при действии в свою меру каждого члена Тела Христова, т.е. Церкви, и происходит желанный духовный рост. Хочу настоятельно обратить твое внимание, уважаемый читатель, на эту замечательную деталь процесса роста, часто пренебрегаемую в церквях, как мера участия каждого христианина. Это так не современно для тех, кто особо старательно хочет рекламировать жизнь и служение "по духу", не стремясь при этом постичь смысл этого апостольского предложения.В этом процессе роста нет особых тайн и секретов, для особо избранных. Развитие же самого процесса очень важно, так как полноту Божью невозможно выразить при "младенческом" состоянии христиан.

Читая подобные апостольские обращения, невольно поражаешься тому, насколько Дух Божий гармонично руководил их умами и пером. Воистину Его премудрость велика! Мне особенно хочется обратить внимание на соразмерность "органов" церковного тела, т.е. различных служений и партнерства между ними. Если бы все тело было глаз или ухо, как об этом напоминает Апостол, то что за картина предстала бы тогда пред нами? Комичность и трагичность увиденного была бы просто захватывающей. Можно было бы даже потягаться с Голливудом. Если церковное тело растет осознанно несоразмерно, да простят мне поклонники известного французского классика, но оно будет напоминать Квазимодо: при красивой душе – внешнее уродство.

Исходя из вышесказанного, первое, что необходимо для выражения Христовой полноты в Церкви – это желание служить: "… к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова" (Ефесянам 4:12). Это означает, что в поместной церкви должно быть ясное учение о служении своему ближнему для созидания Тела Христова, т.е. Церкви. Но это не должен быть вопрос только лишь теологического обоснования учения о служении. Нет, это должен быть вопрос практически осуществляемого служения. Христиане призваны служить ближнему, так как через это для них открывается путь к духовному росту и зрелости. В вопросах служения есть две важные истины, которые просто необходимо знать: это зависимость от Христа, Главы Церкви, и разумное личное участие в церковной жизни.

Ранее уже приводился текст из послания к Колоссянам о том, что бывает, если человек не держится Главы – Христа. Это приводит к самовольному служению со всеми последствиями:

"…Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти…" (Колоссянам 2:23).

Требование повиновения Богу красной нитью проходит чрез всю Библию, особенно через Ветхий Завет. Новый Завет представляет повиновение уже не просто как некую необходимость, почти религиозную безысходность, но осознанную любящую зависимость от Бога. В этом желание Бога – Отца и Духа Святого:

"…Открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, чтобы все небесное и земное соединить под главою Христом…" (Ефесянам 1:9-10).

Это истинно так, и не может быть иначе, так как невозможно выражать жизнь Христа, не признавая Его как Главу всего в Теле, т.е. Церкви. Это очень важная истина. О ней я буду говорить более подробно при рассуждении о Церкви, как о Храме. Подобная зависимость и ее надежное утверждение в нашей жизни, происходит от изучения Библии, молитвы и личного участия в жизни поместной церкви.

Но не менее важна и вторая истина – личное участие христианина в процессах роста Тела, по мере сил дарованных ему Господом, благодаря чему он сам созидается в любви, через что еще более укрепляется и его зависимость от Христа. Эту замечательную по своей значимости истину ярко провозглашает апостол Петр:

"Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией" (1Петра 4:10).

Служите, служите в свою меру, служите каждый – таково учение Апостолов. Это означает, что каждый из нас, причастный Церкви Христовой, имеет какое-то дарование, которым он призван служить. Согласно словам апостола Павла, мы являемся членами Его Тела, и у каждого из нас свое назначение, о чем он много говорит в Первом послании к Коринфянам. И, как членам Своего Тела, Он дал различные дарования, как Ему было угодно. У каждого из нас – свое назначение в Его Теле. Глаз не может заменить ухо, рука не заменит ногу:

"Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не

принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не

принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу,

потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к

телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где

обоняние?» (1Коринфянам 12:14-17).

Во многих поместных церквях весьма часто звучат настойчивые призывы служить полученными от Бога дарованиями, к сожалению, никак не подкрепленные пониманием того, как же узнать свои дарования и какой механизм их дальнейшей реализации? Есть ли достаточно хорошая система выяснения духовных дарований, или это отдано на откуп случаю, симпатиям служителей или свободному выбору с позиции: мне это нравится! Что знают члены современных церквей о том, как выглядит тот или иной дар и как он развивается в здоровой церковной атмосфере. Вопрос достаточно непростой и требует серьезного отношения, так как Бог не будет благословлять служения "дара", который Он не давал человеку.

Наше личное участие в жизни Тела зависит от нашей зависимости от Христа, а также от практического применения наших дарований в жизни Церкви. Бог дал нам способности как членам Его Тела и призвал служить друг другу и всему миру. Это весьма великая и славная задача, так как она затрагивает особую сферу в тайне церковного организма – развитие отношений между теми, кто призван служить своему ближнему. Каждый любящий Бога пастор будет говорить об этой теме с ноткой легкой грусти, а то и с печалью. Они, как никто другой понимают, насколько это порой непросто.

Эта истина крайне важна, потому что без разумных и любящих отношений между членами церкви очень трудно служить друг другу. А без взаимного служения в любви – отношения просто распадаются. Церковь не имеет права на создание и терпеливое отношение к подобной системе безысходности, ничего кроме жизненных тупиков не рождающую. Этой теме необходимо посвящать много времени как с церковной кафедры, так и в обычной жизни. Да поможет нам всем в этом Господь.

Порой создается впечатление, что дьявол хорошо осведомлен об опасности формирования здоровых христианских отношений. В этом случае ему остается бросить в этом направлении свои лучшие силы, чтобы не только помешать, но, по возможности, и разрушить эти отношения, что он делает с особым старанием. Сколько же боли можно, порой, встретить на пути выстраивания отношений. Сколько же еще предстоит потрудиться пасторам и церковным душепопечителям, чтобы на пути отношений всегда пребывало Божье исцеление и утешение. Чтобы не говорить много на эту благословенную тему, скажу только еще одно: за здоровые отношения нужно бороться. Нужно бороться и победить. Это честь для святых. Другого удела нам не дано.

Однако, в вопросе служения возникает еще одна важная деталь. Чтобы членам всей Церкви реализовывать свои дарования и таким образом двигаться вперед, сама жизнь Церкви и предлагаемое ею учение должны быть устроены так, чтобы у каждого из них была возможность служить. Может быть, мы просто боимся беспорядка в поместной церкви, созидая церковную структуру и служение при участии немногих ее членов?! Но как же тогда возможно расти, созидая самого себя в любви? Должен неизбежно существовать некий механизм реализации духовных дарований.

К примеру, если в физиологическом теле человека какой-то орган, пусть даже малозначащий, перестает правильно работать, проблемы появляются во всем теле. Так и в Церкви: при появлении проблемы у одного, активно может страдать служение и других членов. И за примерами, думаю, не надо далеко ходить. Если у какого-либо христианина нет возможности служить, его жизнь начнет медленно угасать. И не в этом ли кроется слабость многих поместных церквей сегодня? Мы просто не сможем существовать без формирования разумных взаимно скрепляющих связей внутри церковного организма.

Вопрос кажется очень простым и понятным для исполнения. Но, как только дело доходит до внедрения в практику этого откровения, порой возникают некие коллизии и почти непреодолимые трудности. Так, во всяком случае, это видится немалому числу пасторов. Есть ли у нас видение того, как формируются подобные связи в церковном сообществе? Организм с ослабленными внутренними связями не сможет выражать красоту жизни Христа и может стать достаточно легкой добычей для различных искушений и обольщений. Победа, в таком случае, будет только молитвенным желанием, а не реальностью церковной жизни.

Во всем этом утешает одно: у нас есть достойная благодарности надежда: Сам Господь, как Глава, и люди, поставленные Им для служения, будут наблюдать за правильным течением жизни в Церкви. Но об этом будет сказано в заключительной главе.

Вывод из всего вышеизложенного только один: повиновение Главе – Христу и зависимость от Него должны коснуться как наших представлений о внутренней жизни Церкви, так и публичного ее служения.

Вопросы на этом, конечно, не исчерпываются. Можем ли мы как-то наблюдать за этим процессом духовного роста, отмечая его реальность? Есть ли какие-то ясные ориентиры в этом росте? Возможна ли большая динамика? Подобные вопросы стояли и перед Апостолами. Так, апостол Иоанн отмечает этапы роста, выделяя его ступени и определенные отличительные черты:

"Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца" (1Иоанн 2:13).

Согласно пониманию Апостола отличительными характерными этапами духовного становления роста является растущее познание Господа и торжество святости в повседневной жизни. Это две очень важные истины: познание Бога и переживание Его святости. Во все времена церковной истории, истинная Церковь была сильна именно этими качествами. Библейская позиция в этом вопросе весьма проста и не подлежит эволюции: "… без святости никто не увидит Господа"!

С этим ошеломляющим апостольским условием можно пытаться дискутировать, спорить, не соглашаться… Более разумно будет, безусловно, согласиться. В наше время, в среде некоторых учителей и проповедников все более распространяется мнение, что христианский Бог – это только Бог любви. Любовь предполагается, безусловно, не такой, как описана в Библии. И этот христианский Бог ну просто не может наказывать, приносить боль или что-либо еще. Издержки подобного учения не преминут сказаться в самое ближайшее время, да, собственно, уже сказываются. Как пастор достаточно большой церкви, исповедовавший многие сотни людей, смею утверждать, что подобная точка зрения приносит большие трудности в жизнь поместных церквей. А потому всем нам, стремящимся к полноте обещанной Христом жизни, необходимо стремиться как к познанию Господа, так и к святости в личной и церковной жизни.

Но как может выглядеть зрелость во Христе? Кого можно назвать зрелым? Какими критериями можно определить растущую духовность любой поместной церкви или человека? Какова же она, мера полного возраста Христова?! Возможно, мы все уже зрелые, просто не знаем этого…

Если сказать, что для того, чтобы ответить на эти вопросы, достаточно взглянуть на земную жизнь Христа – это будет звучать правильно. Но что мы собираемся увидеть? Вопрос далеко не риторический. От ответа на него будет зависеть очень многое в нашей жизни. И здесь нам на помощь приходит пророк Исаия, дающий ясную картину личности Христа:

"И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих, и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина" (Исаия 11:2-5).

Даже беглого взгляда на данный текст достаточно, чтобы понять, что возраст духовный, согласно Библии, может существенно отличаться от некоторых традиционных представлений современных христиан. К примеру, апостол Иаков дает в своем послании прекрасную картину того, как выглядит премудрость от Бога:

"…Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему…" (Иаков 1:5).

"…Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна…" (Иаков 3: 17).

Думаю, нетрудно посмотреть на свой духовный рост через призму этих благословенных стихов. Лично для меня очень интересна такая грань мудрости, как беспристрастие. Кто-то из толкователей перевел это слово как "беспартийность". Полагаю, что это весьма ценное качество, как, впрочем, и все остальные. Дефицит беспристрастности в современных церквях – очевиден. Можно, таким образом, посмотреть на все слова, произнесенные пророком Исаией. Здесь есть все: наша зависимость от Бога и образ нашей жизни, наши слова в молитве и служении, отношение к людям и крепость нашего духа. Особенно важны, но не совсем любезны некоторым христианам, слова о страхе Господнем, как неком завершающем штрихе духовной зрелости. Это как-то уж совсем не вписывается в учение некоторых современных христиан.

Как у тебя, дорогой читатель, с благочестием? Что особенно ярко проявляется в твоей речи? Ведь тот, кто не может обуздать своего языка, имеет пустое благочестие, что уж явно не послужит к пользе окружающих. Как быть со способностью беспристрастного суждения? Кажется, это весьма трудная задача для некоторых церковных говорунов. Впрочем, это такая же трудность и для немалого числа душепопечителей. Да, Исаия ведь еще говорит о разуме и о крепости… Простой, честный взгляд на Божьи слова сможет дать нам достаточно ясную картину того, на каком этапе развития духовной жизни мы находимся. Хотя, возможно, подобный взгляд и причинит боль, в чем лично я не сомневаюсь.

Но есть нечто еще на пути созидания в меру полного возраста Христова. Это, собственно, сам путь. Каков он? Ведь об этом сейчас немало дискутируют. Допустимы ли на нем извилины современности, предполагаются ли на нем места для "невинных" развлечений для "особо любимых" Господом? Можно ли шествовать по этому пути в стиле "holly dance", или только в стиле невероятно израненных и измученных страдальцев веры? И опять нам необходим взгляд на жизнь Христа. В этом, безусловно, также зависимость от Него. Итак:

"…ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил чрез страдания. Ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого…" (Евреям 2:10-11).

"…Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию и совершившись…" (Евреям 5:8-9).

Если при этом вспомнить слова о смирении Иисуса Христа из послания Церкви в Филиппах, (см. глава 2:5-11), то картина откровения пути зрелости личности Самого Христа становится полной и ясной. Путь к духовной зрелости во Христе не может миновать боль и определенное страдание! Даже если удалить крайности во взглядах на страдание, присущие некоторым христианам, предлагаемое библейское утверждение принимается не очень то и легко. Дело в том, что нам не хочется страдать, особенно когда мы пришли к вере в Бога. Так хочется верить в то, что всем страданиям обязательно придет конец после произнесенных в церкви слов покаянной молитвы. Когда же это еще обещает и проповедник!.. О, как же это порой желанно, но при этом столь же далекое от реальности. Об этом надлежит говорить много, но это уже выходит за рамки данной темы о Церкви.

При этом хочу отметить только еще один штрих, касающийся крайности в вопросе страданий. Невероятно трудно согласиться с взглядами некоторых христиан на путь зрелости, на котором огромное количество "змей, терний, грязных ям, бесов…". Согласно мнению этих христиан, по этому пути можно двигаться, только изранивши в кровь ноги, в порванной одежде и с унылым видом победителя. Это, безусловно, неверно. Все-таки Библия учит нас тому, что путь, по которому мы призваны идти – это путь Христов. Вряд ли уважающее Христа сердце согласится с тем, что Его путь был именно таким. Впрочем, соглашусь, что пути некоторых именно такие, как сказано выше. В этом случае, этим людям просто необходимо покаяние и изменение образа жизни.

Что еще очень важно в следовании за Христом, так это быть там же, где и Он:

"Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой" (Евангелие Иоанна 12:26).

Смею предположить, с большой долей уверенности, что жить на земле и при этом веровать, достаточно трудное дело. Но именно это и необходимо нам в нашем земном пути. Вдохновить же не только на движение вперед, но и победу может только глубокая уверенность в том, что где-то впереди нас ожидает награда от Небесного Отца. Мне очень хочется, чтобы мой Отец почтил меня, когда я приду домой, на небеса. Какое же незабываемое славное переживание это будет! Но я также хочу присутствовать на небесной коронации многих моих братьев и сестер, свершивших свой славный путь на земле. Услышь, Господи, мое желание!

Итак, подводя итог рассуждению о Церкви как о Теле Христовом, смею предложить некоторые выводы:

 

1. Церковь как Тело Христово призвана выразить полноту Его жизни, служа Ему.

2. Достигаем мы этого, служа друг другу теми духовными дарованиями, которые получили, в свою меру, держась при этом Главы – Христа.

3. Мы все необходимы и дороги друг для друга, так как в Его Теле нет никого лишнего.

4. Ярким, видимым переживанием Тела и его жизни есть вечеря Господня.

5. Путь к зрелости лежит через веру, познание Бога, зависимость от Него и страданиям во имя Его.

6. Зрелость духовную можно увидеть и даже измерить.

Господь Иисус, Бог человеколюбивый и многомилостивый! Немеет разум и трепещет сердце от прикосновения к словам Твоим: "…мы… от плоти Его и от костей Его". Какой бы гордыней было бы измыслить такие слова самостоятельно, вне Духа Твоего. Но Ты назвал нас, таких очень разных христиан во всем мире, Своим Телом, о Великий Глава, от запредельной вечности избравший нас в удел Себе. Дай нам понять всю глубину и ответственность принадлежности Тебе. Пусть никогда дух наш не изнеможет в стремлении выразить Твою полноту. Прости нас, когда мы в земной озабоченности доставляем Тебе боль. Ты наш Глава, Ты наш Царь! Нет лучшей судьбы, чем быть плененным этим откровением. Да возлюбит дух детей Твоих столь славный удел. Аминь.

Глава 3

Церковь как Дом Божий

 

Продолжая размышлять над тайной Церкви, сердце приходит к еще одному чудному откровению Бога о Его Церкви. Оно касается откровения о Церкви как о доме Божьем и представлено нам в посланиях апостола Павла:

"Это пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины" (1Тимофею 3:14-15).

И еще:

"… Христос - как Сын в доме Его; дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца" (Евреям 3:6).

Каким таинственным, но очень близким для сердца смыслом наполнены эти слова. У Бога есть дом. Как это трепетно и таинственно просто. Это сразу дает измученной душе надежду на достойное пристанище и отдых, как в земной жизни, так и в запредельной. В этом, действительно, есть что-то очень дорогое и безмерно важное для всех нас, ставших духовно бездомными ввиду нашей мятежности. Это воистину согревает и вселяет в уставшую душу светлую надежду. Собственно, понятие о доме Божьем возникло много сотен лет ранее, чем об этом написал нам благословенный апостол. Правда, смысловая нагрузка этого понятия достаточно трудна для восприятия разумом. Впрочем, помня о том, что это связано с откровением Бога, удивляться особо не приходится. Сослаться хочу только на два текста Ветхого Завета:

"И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней… Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте этом; а я и не знал! И убоялся, и сказал: как страшно место это! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные" (Бытие 28:12,16-17).

Согласитесь, что не часто можно встретить подобный взгляд на дом, даже

если он и Божий. И еще:

"Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно живущий,- Святой имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище…" (Исаия 57:15).

Храмовое святилище несколько раз в Библии названо домом Бога. Эти и многие другие тексты Библии говорят о том, что Богу издавна близка идея дома и что это как-то связано с идеей покоя:

"Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего" (Исаия 66:1).

Вывод можно сделать только один: Бог желает иметь на земле дом как место Его покоя, и этим домом является Церковь. На какие же высоты возносит наш дух это откровение. При этом мы не имеем права сказать, что Богу важен дом в нашем, земном, смысле этого слова. К тому же, говоря о покое, нельзя представлять Бога некой беспокойной Личностью, с озабоченным выражением лица мечущейся по Вселенной. Подобные представления весьма чужды библейскому Богу.

 

Предназначение Дома

Говоря о Церкви, как о Доме Божьем и желая ближе понять эту тайну, будет необходимо и важно рассмотреть вообще назначение любого дома. Обычно Бог говорит нам с учетом наших понятий и культурных особенностей. Когда вопрос касается небесных откровений, мы более склонны понимать язык образов, что и естественно. Думаю, что все, кто хотя бы однажды ощутил себя в своем доме, смогут дать ясный ответ о его назначении. Дом – это место выражения моей жизни. Это место, где я ем, сплю, принимаю гостей, радуюсь семейной жизни и т.д. Это место моего отдыха и покоя. Именно на это и обращает наше внимание пророк Исаия: "…дом для Меня…место покоя Моего…" Являясь миссионером в Удмуртии, мне и моей семье за короткий срок пришлось семь раз менять место жительства, а потому идея своего дома мне весьма близка и понятна.

Бог желает иметь на Земле дом. Но если этим домом в Ветхом Завете частью был еврейский храм, то Новый Завет дает не менее ясную, но иную картину: апостолы показывают нам живой дом, состоящий из людей, искупленных жертвой Христа. Но и в том, и в другом случае неизбежно возникает вопрос – зачем Богу дом на Земле? Помня о том, что идея дома как-то тесно связана с Божьим покоем, обратим пристальное внимание сердца и разума на этот таинственный образ. По долгу своего служения, я часто уезжаю в командировки, порой на длительный срок. Все, чего мне хочется через некоторое время – это вновь оказаться дома, в кругу своих близких. Какое же это замечательное состояние, когда на колени к тебе заберутся дети, что-то нежно шепча в ухо. Это желанные мгновения покоя. Кажется, что в эти мгновения можно отдать детям все, если нас об этом попросят.

Богу также свойственно отдыхать от Своих трудов, как это было после дней творения (см. Бытие 2 глава), и предпочитает Он это делать в кругу Своих детей, Своей Церкви! Каким же благословением это может стать для Церкви и ее отдельных членов. Как же может украситься радостью Божьих ответов церковная жизнь, если Ему будет спокойно в наших собраниях, семьях и всей жизни. Обычно нам свойственно ожидать покоя от Бога, особенно тогда, когда жизнь полна тревог и трудностей. Но это откровение говорит о другом: Сам Бог хочет иметь покой в наших церквях! Как же это возвышенно и ответственно.

Вместе с тем, есть и вторая грань откровения, связанная с мыслью о покое. Это касается покоя, в котором так отчаянно нуждается огромная часть современного общества. Обратим внимание на очень важные и невероятно ценные, особенно для уставших людей, слова Христа:

"Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…" (Евангелие Матфея 11:28).

Слово "труждающиеся" означает уставшие от борьбы. Как же это могло действительно вдохновить тех, кто, возможно, уже потерял надежду. Для них это обещание покоя могло быть как слова райской песни, давно забытой даже в мечтах. Никто и никогда ничего подобного не обещал! Множество философских и этических учений того времени не смогли справиться с задачей возвращения покоя в сердца людей. Но ведь многие из этих этических систем, в том числе и еврейская, не предлагали что-то сомнительное. Эти системы поражали своей сложностью и суровостью. Не мудрено, что человек мог только измучаться в достижении желаемого. Их основная и самая большая трудность была в том, что они предлагали именно систему достижения покоя, имеющую множество предписаний и правил, а Христос предлагает Самого Себя!

Однако, что имеет в виду Иисус, приглашая людей к Себе? Куда Господь зовет этих людей? Во времена Его земной жизни не так трудно было узнать Его местопребывание, так сказать, Его адрес. Но сейчас Его нет с нами в плоти, а Его приглашение, по-прежнему, остается в силе. Куда же Он приглашает? Конечно в Свой дом, дом, который есть Церковь! Мы ведь тоже, если кого-то любим, приглашаем его в дом. Бог любит этот мир, и Он зовет людей этого мира в Свой дом. Мир, возникший в результате мятежа и побега от Бога, не имеет дома для страждущего духа и души. В доме же, в который зовет Иисус, уставшие люди смогут найти Его мир. Прощая и принимая людей в Своем доме, Он утверждает благодатную власть Своего покоя на Земле! Однако, чтобы утверждать столь смелую мысль, необходимо найти подтверждение наличию покоя Божьего в Церкви. И оно есть:

"Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается" (Евангелие Иоанна 14:27).

Иисус оставил Своей Церкви мир, но не для пассивного сохранения. Это тот мир, в котором отчаянно нуждаются погибающие в своих грехах и мятежности люди. Для получения этого мира Он зовет: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…" Иисус зовет людей в Свой дом, который и есть Церковь. Поэтому дом, Церковь – есть место явления жизни Христа, Его покоя и встречи с погибающим человечеством. Для нас это великое откровение любви Отца, явленной через Его Сына. Как же Он жаждет видеть эту любовь в нашей жизни!

Откровение любви Отца

Любовь Небесного Отца, как же много сокрыто в этих, дышащих запредельной радостью и надеждой, словах. Кто не мечтал иметь ее в полноте, или хоть немного, в своей жизни. Разве не поиском этой любви, по-разному представляемой людьми, продиктованы многие образы в литературе, кино, различных религиозных традициях. Но без Божьего света, а тем более приглашения, все люди обречены на безнадежные поиски и пустые мечтания. Церковь должна понять это возвышенную истину своего предназначения и ответственности пред этим миром: она есть место встречи любви Отца и мятежного человечества, уставшего от бесплодных попыток достижения мира, с возможностью получить этот покой от Христа.

Полагаю, что всем христианам известен текст о любви Бога Отца: "Ибо так возлюбил Бог мир..." Более того, Бог доказал Свою любовь к нам тем, что Иисус умер за нас, грешников там, на Голгофском кресте, в Палестине (см. Римлянам 5:6-8). Но должно быть некое место, где эта любовь особенным образом начинает пониматься людьми, начинает переживаться ими, и где эту любовь можно увидеть. Должно быть некое особое место встречи с этой любовью. Слава Богу, оно есть!

"Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его" (1Иоанна 3:1).

Бог возлюбил мир и излил эту любовь Духом Святым в сердца тех людей, что пришли к Нему: "… потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Римлянам 5:5). Его воля и желание с течением прошедших столетий не изменилась: она в том, чтобы продолжать изливать Свою любовь к миру, но уже через нас, Его дом. Без этого понимания христианину будет весьма трудно обрести в себе желание нести Евангелие в этот мир, особенно с учетом тех трудностей и сложностей, что встречается на этом пути.

Когда мы говорим о доме, будь то наш дом или церковный, на нас веет чем-то личностным, почти интимным. Почти всем из нас понятно, что мы испытываем, когда приходим домой, где нас ожидают и действительно рады нам. Особенно это заметно, когда мы впервые обретаем свой дом. На фоне подобного переживания легче понять некоторые истины, что касаются спасения людей. Что обычно происходит, когда человек в первый раз приходит в поместную церковь? Что он жаждет увидеть, и что Бог хотел бы ему дать? Будет очень верно, если мы скажем – любовь, ведь Он "так возлюбил мир..." Это истинно слова Божьи, что Иисус Христос желает явить этому миру Свое человеколюбие ко спасению:

"Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости" (Титу 3:4-5).

Человек устал без Бога, бегая в потемках греха и нравственного банкротства. Но вот он слышит весть о том, что Некто его любит и обещает ему

Свой мир, если он, человек, придет к Нему. Он, почти интуитивно, понимает, что для этого важно идти в Церковь. Вот здесь и начинается самое неожиданное и трудное. Оказывается, что церквей много. К тому же, нередко они враждуют друг с другом. Более того, внутри той, или иной церкви не все бывает в порядке. Но грешнику не нужны наши проблемы и трудности. Он, слыша о любви Бога и покое от Него, именно это желает увидеть и пережить. Ведь для этого у Бога и есть дом. Однако, придя в ту или иную церковь, он элементарно может столкнуться с тем, что ему не очень рады, может пережить неприветливость, странную болтливость некоторых членов церкви, страх новизны…

Я вряд ли смогу забыть, как столкнулся с "тихим" беспорядком во время проведения библейских занятий в одной из церквей на Урале. Люди почему-то не понимали святости Бога, позволяя себе неучтивое поведение и неуважение к тем, кто им служил. Кажется, что впервые мне не хотелось видеть в зале образованных неверующих людей. Я боялся, что увиденное ими, надолго отвратит их от посещения любой церкви. Впрочем, в том случае, после серьезного обращения к собранию, ситуация было резко изменена к лучшему. Но хуже всего, если он, грешник, посетивший церковь, окажется в ней просто незамеченным. Не нужно много молиться, чтобы понять последствия подобного отношения. Но ведь не для этого Дух Божий влечет человека в Свою Церковь. Спешащий к покаянию грешник должен увидеть Божью любовь и обрести Его покой! Бог назвал нас, христиан, светом и солью для этого мира, говоря:

"Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Евангелие Матфея 5:13-16).

И еще: "Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Ефесянам 2:10).

Предложенные библейские тексты ясно говорят честному уму и сердцу, как явить любовь Отца этому миру. Бог Сам дает направление такому разуму и сердцу. В это евангельское движение вмещается очень много. Здесь евангелизация и внутрицерковные программы, работа социального характера с алкоголиками, наркоманами и детьми, и многое, многое другое. Люди должны видеть не замкнутую церковь со своей субкультурой, а живую общину, идущую навстречу человеческим нуждам. Взирая на подобную жизнь, люди непременно воскликнут, выражая свою благодарность Богу Отцу, как и сказал Иисус в Нагорной проповеди.

И разве не радуется наше сердце, вспоминая жизнь и служение великих людей Божьей любви: Мюллера, Мать Терезу и многих других замечательных героев веры. Да, конечно, подобная жизнь требует глубокой жертвенности. Жизнь такого человека сгорает подобно свече, но именно об этом и говорил Христос: "…так да светит свет ваш пред людьми..." Лучше сгореть в служении людям, чем в служении своему эгоизму. В любом случае, жизнь сгорает, вот только цель и результат в этом будет существенно отличаться.

Итак, когда человек приходит в Церковь, первое, с чем он должен соприкоснуться – это любовь Небесного Отца. Церковь как дом Божий – это место проявления любви Бога и познания этой любви пришедшим грешником. Есть много чудесного и действительно важного, что хочется сказать идущему или уже пришедшему в Церковь человеку. Но если этот путь в Церкви не начнется с познания "благодати и человеколюбия" Иисуса Христа, то он вскоре завершится, так, собственно, и не начавшись. Для меня, как для пастора, огромной наградой звучат слова впервые пришедших в Церковь людей, что они пережили любовь и что они, наконец-то, дома. Господи, благослови нас переживать это всегда!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: