Г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫУПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИЕЙ И ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ | |
1.1.Применение системного подхода в управлении информацией и информационными технологиями | |
1.2 Основные требования к структуре управления и контроля информационной системы | |
1.3 Управление ресурсами информационной системы | |
1.4 Типовые проблемы управления информационными технологиями в России | |
Вопросы для самопроверки к разделу 1 | |
Тест №1 | |
РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ | |
2.1 Стандарты управления информационными технологиями | |
2.2 Сравнительный анализ стандартов управления информационными технологиями | |
2.3 Управление работой информационных систем на предприятиях | |
2.3.1 Системы управления ресурсами предприятий (MRP/ERP) | |
2.3.2 Системы управления активами и фондами (ЕАМ) | |
2.3.3 Системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) | |
2.3.4 Системы управления цепочками поставок (SCM) | |
2.3.5 Информационно-аналитические системы | |
2.3.6 Системы расчета зарплаты и учета кадров | |
2.3.7 Системы управления документооборотом | |
Вопросы для самопроверки к разделу 2 | |
Тест № 2 | |
Список литературы | |
Вопросы к зачёту/экзамену | |
Глоссарий |
Введение
Одной из наиболее распространенных проблем большинства организаций является использование множества различных информационных систем, иногда дублирующих друг друга.
Со временем возникает необходимость внести изменения в бизнес-процесс, затрагивающий множество подразделений и ведомств, в этом случае приходится изменять большое число существующих информационных систем, что не всегда возможно или требует серьезных ресурсов.
|
Другая проблема, связанная с работой информационных систем, заключается в том, что при переходе потока работ от одного подразделения к другому могут меняться носители, форматы и составинформации. Примером этого может быть печать документа из одной системы и передача его в бумажной форме в другое подразделение, где этот документ опять переводят в цифровую форму и заносят в свою «локальную» информационную систему, что сильно снижает эффективность автоматизации.
Еще одной проблемой для множества организаций является отсутствие качественного документирования существующих решений в области информационных технологий (ИТ). Собственные разработки или внедренные информационные системы должны быть документированы на должном уровне, иначе организация вопределенный момент столкнется с «черным ящиком», работа которого непонятна никому. На практике существует множество случаев, когда организации из-за некачественногодокументирования внедреннойинформационной системы, то есть невозможности ее качественной поддержки и внесения в нее изменений, через некоторое время отказывались от ее использования и начинали внедрение нового решения.
В то же время основной проблемой при автоматизации бизнес- процессов является разрыв между существующими бизнес-процессами и средствами их автоматизации. Очень часто приходится сталкиваться с неудовлетворенностью пользователейвнедренной информационнойсистемой. В большинстве случаев причиной этого является неудобство использования, недостаток существующей функциональности и сложность внесения изменений. Если обобщить все эти факторы, можно увидеть, что существующие бизнес-процессы и внедренное ИТ-решение часто не соответствуют друг другу. Согласование требований существующих бизнес-процессов и ключевых пользователей с внедряемым функционалом информационной системы должно начинаться еще на этапе выбора информационной системы и продолжаться непрерывно до конца ее эксплуатации.
|
Все упомянутые проблемы еще более усугубляются при необходимости организациимежведомственного взаимодействия разнородных информационных систем.
Растущая зависимость бизнес-процессов от качества и надежности поддерживающих их информационных систем требует системного подхода к их автоматизации в тесной увязке с решением вопросов построения как ИТ- архитектуры, так и архитектуры бизнеса в целом.
Все больше и больше руководители понимают, какое существенное влияние может иметь информация на успех деятельности организации. Руководству необходимо понимать принципы работы информационных технологий, а также вероятность их положительного влияния на достижение целей организации. В частности, высшему руководству необходимо знать, управляет ли организация информацией должным образом, а именно:
- успешно для достижения целей организации;
- достаточно гибко для обучения и подстройки под текущие и будущие нужды;
- разумно избегая риски, которым подвергается;
- должным образом распознавая возможности и действуя согласно им.
|
Особое значение эти факторы приобретают для органов государственной власти и местного самоуправления при решении задач внедрения электронного правительства.
РАЗДЕЛ 1 ОСНОВЫУПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИЕЙ И ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ
1.1Применение системного подхода в управлении информацией и информационными технологиями
Управление информационными системами - «применение методов управления процессами планирования, анализа, дизайна, создания, внедрения и эксплуатации информационной системы организации для достижения ее целей» (ГОСТ РВ 51987-2002) или «структура взаимоотношений и процессов выбора вектора развития предприятия и его управления, направленных на увеличение его стоимости при сбалансированном риске в сфере информационных и смежных технологий» (CobiT).
В настоящее время на первый план выходит умение менеджеров управлять процессами планирования, создания, эксплуатации и мониторинга информационных систем организации в соответствии с ее стратегией.
Для этого:
- во-первых, им необходимо относиться к информации скорее как к «материальным» активам, чем как-то иначе;
- во-вторых, им не следует питать иллюзии, что информационные технологии, внедренные в рамках сложившейся информационной культуры и поведения, сами собой разрешат проблемы организации. Компьютеры и электронные коммуникации — это лишь инструменты, помогающие работать с информацией. И чем мощнее (и дороже) эти инструменты, тем более тщательно нужно думать о том, как эффективнее их использовать;
-в-третьих, работники, занятые сбором, обработкой и использованием информации, легче распознают дисфункциональность информационного поведения менеджеров, не согласующегося с заявленными целями компании или ее установками и стилем;
- в-четвертых, организации, которые сумеют первыми увязать свои информационные системы со стратегиями развития государства и информационного общества, обретут определенное конкурентное преимущество, устойчивость и поддержку заинтересованных групп.
Успешные организации хорошо осознают каким рискам они подвергаются в случае неэффективного применения ИТ, и применяют методы управления, позволяющие максимально полно использовать преимущества информационных технологий (ИТ), а также находят возможности для:
- согласования ИТ-стратегии и бизнес-стратегии;
- последовательного воплощения ИТ-стратегии и ИТ-целей в организации;
- внедрения организационных структур, которые облегчают реализацию стратегии и целей;
- создания конструктивных отношений и эффективного взаимодействия между функциональными подразделениями организации и ее ИТ- службами, а также с внешними партнерами;
- оценки качественных и количественных характеристик работы ИТ.
Организация не может эффективно удовлетворять эти требования бизнеса и управления без освоения и реализации системного управления и контроля структуры информационных систем (ИС) организации.
Для этого необходимо:
- ссылаться на бизнес-требования;
- сделать действия по этим требованиям прозрачными;
- свести свои действия (работу) к общепринятым моделям процессов;
- определить основные ресурсы, которые следует развивать;
- определить цели административного контроля для уточнения.
К тому же управление и контроль над структурой становится частью лучших практик по управлению ИТ, а также инструментом реализации управления ИТ и соответствия постоянно изменяющимся нормативным требованиям.
Лучшие практики в сфере ИТ стали существенными (значимыми) благодаря многим факторам:
- руководители организаций требуют лучшей отдачи от ИТ-инвестиций, чтобы повысить ценность деятельности организации для заинтересованных сторон;
- интерес к оптимизации уровня ИТ-расходов;
- необходимость соответствовать нормативным требованиям по управлению ИТ по таким направлениям как защита персональных данных и корректность финансовой отчетности и др.;
- выбор поставщиков услуг и управления аутсорсингом и приобретением услуг;
- все более сложные ИТ-риски, например, связанные с безопасностью в сетях и облаках;
- регулирование деятельности ИТ-служб, которое включает внедрение оптимальных структур управления и лучших практик для помощи в мониторинге и улучшении критичных ИТ-функций;
- необходимость оптимизации расходов с помощью стандартизованных, где это возможно, а не специально разработанных, подходов;
- растущая необходимость и, как следствие, принятие хорошо проверенных таких стандартов управления ИС, как CobiT, ITIL, ISO 17799, ISO 9001, CMM, PRINCE2 и др.
Структура управления и контроля должна обслуживать множество внутренних и внешних заинтересованных лиц, каждое из которых имеет свои специфические потребности:
· Заинтересованные лица внутри организации, которые заинтересованы в том, чтобы ИТ-инвестиции принесли выгоду:
- те, кто принимают решение об инвестировании;
- те, кто принимают решения о требованиях;
- те, кто используют ИТ-сервисы.
· Внутренние и внешние заинтересованные лица, которые внедряют ИТ- услуги:
- те, кто управляют организацией и работой ИТ;
- те, кто разрабатывают возможности;
- те, кто управляют услугами.
· Внутренние и внешние заинтересованные лица, отвечающие за контроль и риски:
- те, кто отвечают за безопасность, конфиденциальность и / или риски;
- те, кто выполняют функции согласования;
- те, кто требуют гарантийное обслуживание или выполняют его.
· Заинтересованные лица вне организации,потребляющие информационныеуслуги, оказываемые организацией:
- те, кто используют информационные услуги;
- те, кто обеспечивает готовность потребителей информационных услуг к их потреблению;
- те, кто защищает интересы пользователей информационных услуг;
- те, кто финансирует (софинансирует) создание информационных услуг.