РАЗДЕЛ 1 ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИЕЙ И ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ




Г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫУПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИЕЙ И ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ  
1.1.Применение системного подхода в управлении информацией и информационными технологиями  
1.2 Основные требования к структуре управления и контроля информационной системы  
1.3 Управление ресурсами информационной системы  
1.4 Типовые проблемы управления информационными технологиями в России  
Вопросы для самопроверки к разделу 1  
Тест №1  
РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ  
2.1 Стандарты управления информационными технологиями  
2.2 Сравнительный анализ стандартов управления информационными технологиями  
2.3 Управление работой информационных систем на предприятиях  
2.3.1 Системы управления ресурсами предприятий (MRP/ERP)  
2.3.2 Системы управления активами и фондами (ЕАМ)  
2.3.3 Системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM)  
2.3.4 Системы управления цепочками поставок (SCM)  
2.3.5 Информационно-аналитические системы  
2.3.6 Системы расчета зарплаты и учета кадров  
2.3.7 Системы управления документооборотом  
Вопросы для самопроверки к разделу 2  
Тест № 2  
Список литературы  
Вопросы к зачёту/экзамену  
Глоссарий  

 

 


Введение

Одной из наиболее распространенных проблем большинства организаций является использование множества различных информационных систем, иногда дублирующих друг друга.

Со временем возникает необходимость внести изменения в бизнес-процесс, затрагивающий множество подразделений и ведомств, в этом случае приходится изменять большое число существующих информационных систем, что не всегда возможно или требует серьезных ресурсов.

Другая проблема, связанная с работой информационных систем, заключается в том, что при переходе потока работ от одного подразделения к другому могут меняться носители, форматы и составинформации. Примером этого может быть печать документа из одной системы и передача его в бумажной форме в другое подразделение, где этот документ опять переводят в цифровую форму и заносят в свою «локальную» информационную систему, что сильно снижает эффективность автоматизации.

Еще одной проблемой для множества организаций является отсутствие качественного документирования существующих решений в области информационных технологий (ИТ). Собственные разработки или внедренные информационные системы должны быть документированы на должном уровне, иначе организация вопределенный момент столкнется с «черным ящиком», работа которого непонятна никому. На практике существует множество случаев, когда организации из-за некачественногодокументирования внедреннойинформационной системы, то есть невозможности ее качественной поддержки и внесения в нее изменений, через некоторое время отказывались от ее использования и начинали внедрение нового решения.

В то же время основной проблемой при автоматизации бизнес- процессов является разрыв между существующими бизнес-процессами и средствами их автоматизации. Очень часто приходится сталкиваться с неудовлетворенностью пользователейвнедренной информационнойсистемой. В большинстве случаев причиной этого является неудобство использования, недостаток существующей функциональности и сложность внесения изменений. Если обобщить все эти факторы, можно увидеть, что существующие бизнес-процессы и внедренное ИТ-решение часто не соответствуют друг другу. Согласование требований существующих бизнес-процессов и ключевых пользователей с внедряемым функционалом информационной системы должно начинаться еще на этапе выбора информационной системы и продолжаться непрерывно до конца ее эксплуатации.

Все упомянутые проблемы еще более усугубляются при необходимости организациимежведомственного взаимодействия разнородных информационных систем.

Растущая зависимость бизнес-процессов от качества и надежности поддерживающих их информационных систем требует системного подхода к их автоматизации в тесной увязке с решением вопросов построения как ИТ- архитектуры, так и архитектуры бизнеса в целом.

Все больше и больше руководители понимают, какое существенное влияние может иметь информация на успех деятельности организации. Руководству необходимо понимать принципы работы информационных технологий, а также вероятность их положительного влияния на достижение целей организации. В частности, высшему руководству необходимо знать, управляет ли организация информацией должным образом, а именно:

- успешно для достижения целей организации;

- достаточно гибко для обучения и подстройки под текущие и будущие нужды;

- разумно избегая риски, которым подвергается;

- должным образом распознавая возможности и действуя согласно им.

Особое значение эти факторы приобретают для органов государственной власти и местного самоуправления при решении задач внедрения электронного правительства.


РАЗДЕЛ 1 ОСНОВЫУПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИЕЙ И ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

1.1Применение системного подхода в управлении информацией и информационными технологиями

 

Управление информационными системами - «применение методов управления процессами планирования, анализа, дизайна, создания, внедрения и эксплуатации информационной системы организации для достижения ее целей» (ГОСТ РВ 51987-2002) или «структура взаимоотношений и процессов выбора вектора развития предприятия и его управления, направленных на увеличение его стоимости при сбалансированном риске в сфере информационных и смежных технологий» (CobiT).

В настоящее время на первый план выходит умение менеджеров управлять процессами планирования, создания, эксплуатации и мониторинга информационных систем организации в соответствии с ее стратегией.

Для этого:

- во-первых, им необходимо относиться к информации скорее как к «материальным» активам, чем как-то иначе;

- во-вторых, им не следует питать иллюзии, что информационные технологии, внедренные в рамках сложившейся информационной культуры и поведения, сами собой разрешат проблемы организации. Компьютеры и электронные коммуникации — это лишь инструменты, помогающие работать с информацией. И чем мощнее (и дороже) эти инструменты, тем более тщательно нужно думать о том, как эффективнее их использовать;

-в-третьих, работники, занятые сбором, обработкой и использованием информации, легче распознают дисфункциональность информационного поведения менеджеров, не согласующегося с заявленными целями компании или ее установками и стилем;

- в-четвертых, организации, которые сумеют первыми увязать свои информационные системы со стратегиями развития государства и информационного общества, обретут определенное конкурентное преимущество, устойчивость и поддержку заинтересованных групп.

Успешные организации хорошо осознают каким рискам они подвергаются в случае неэффективного применения ИТ, и применяют методы управления, позволяющие максимально полно использовать преимущества информационных технологий (ИТ), а также находят возможности для:

- согласования ИТ-стратегии и бизнес-стратегии;

- последовательного воплощения ИТ-стратегии и ИТ-целей в организации;

- внедрения организационных структур, которые облегчают реализацию стратегии и целей;

- создания конструктивных отношений и эффективного взаимодействия между функциональными подразделениями организации и ее ИТ- службами, а также с внешними партнерами;

- оценки качественных и количественных характеристик работы ИТ.

Организация не может эффективно удовлетворять эти требования бизнеса и управления без освоения и реализации системного управления и контроля структуры информационных систем (ИС) организации.

Для этого необходимо:

- ссылаться на бизнес-требования;

- сделать действия по этим требованиям прозрачными;

- свести свои действия (работу) к общепринятым моделям процессов;

- определить основные ресурсы, которые следует развивать;

- определить цели административного контроля для уточнения.

К тому же управление и контроль над структурой становится частью лучших практик по управлению ИТ, а также инструментом реализации управления ИТ и соответствия постоянно изменяющимся нормативным требованиям.

Лучшие практики в сфере ИТ стали существенными (значимыми) благодаря многим факторам:

- руководители организаций требуют лучшей отдачи от ИТ-инвестиций, чтобы повысить ценность деятельности организации для заинтересованных сторон;

- интерес к оптимизации уровня ИТ-расходов;

- необходимость соответствовать нормативным требованиям по управлению ИТ по таким направлениям как защита персональных данных и корректность финансовой отчетности и др.;

- выбор поставщиков услуг и управления аутсорсингом и приобретением услуг;

- все более сложные ИТ-риски, например, связанные с безопасностью в сетях и облаках;

- регулирование деятельности ИТ-служб, которое включает внедрение оптимальных структур управления и лучших практик для помощи в мониторинге и улучшении критичных ИТ-функций;

- необходимость оптимизации расходов с помощью стандартизованных, где это возможно, а не специально разработанных, подходов;

- растущая необходимость и, как следствие, принятие хорошо проверенных таких стандартов управления ИС, как CobiT, ITIL, ISO 17799, ISO 9001, CMM, PRINCE2 и др.

Структура управления и контроля должна обслуживать множество внутренних и внешних заинтересованных лиц, каждое из которых имеет свои специфические потребности:

· Заинтересованные лица внутри организации, которые заинтересованы в том, чтобы ИТ-инвестиции принесли выгоду:

- те, кто принимают решение об инвестировании;

- те, кто принимают решения о требованиях;

- те, кто используют ИТ-сервисы.

 

· Внутренние и внешние заинтересованные лица, которые внедряют ИТ- услуги:

- те, кто управляют организацией и работой ИТ;

- те, кто разрабатывают возможности;

- те, кто управляют услугами.

· Внутренние и внешние заинтересованные лица, отвечающие за контроль и риски:

- те, кто отвечают за безопасность, конфиденциальность и / или риски;

- те, кто выполняют функции согласования;

- те, кто требуют гарантийное обслуживание или выполняют его.

· Заинтересованные лица вне организации,потребляющие информационныеуслуги, оказываемые организацией:

- те, кто используют информационные услуги;

- те, кто обеспечивает готовность потребителей информационных услуг к их потреблению;

- те, кто защищает интересы пользователей информационных услуг;

- те, кто финансирует (софинансирует) создание информационных услуг.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: