Условия, при которых возникают повреждения у водителей и пассажиров в машине, самые различные. Чаще они получают травму в момент всевозможных автодорожных происшествий – при столкновении автомобилей между собой и другими видами транспортных средств, при ударах автомобиля о неподвижные придорожные предметы, при падениях автомобилей в кювет, с насыпи, моста. При травме в кабине автомобиля, как правило, получают повреждения или погибают несколько лиц, находившихся в кабине. Возникающие повреждения отличаются своей тяжестью, часто приводят к летальному исходу на месте происшествия, весьма разнообразны по своему характеру и локализации.[21]
Возникновение повреждений у водителей и пассажиров кабин во время столкновения автомобилей между собой, с другими видами транспорта и неподвижными предметами объясняется явлением инерции. Когда автомобиль приходит в движение, люди, сидящие в его кабине, отклоняются назад, и это отклонение тем больше, чем быстрее переход автомобиля из состояния покоя в движение. При замедлении движения автомобиля или при внезапной его остановке находящиеся в кабине лица наклоняются вперед соответственно ходу движения машины.
Резкая и внезапная остановка машины приводит не только к наклонению тела, но нередко и к выбрасыванию его вперед. При этом различные участки передней поверхности тела водителя и пассажира (голова, грудь, нижние конечности) ударяются о расположенные спереди части и механизмы кабины автомобиля – о щиток приборов управления, потолок, рулевое колесо, ветровое стекло. [22]
На локализацию и характер повреждений оказывают влияние расположение, плотность и форма различных частей кабины, скорость движения машины, масса и положение тела пострадавшего и другие факторы. Чем больше скорость движения машины и внезапнее остановка, тем выше сила инерции, а, следовательно, и сила удара тела человека о части кабины.
|
Характеристика повреждений. Повреждения мягких тканей у водителей и пассажиров в кабине, как правило, располагаются на голове, передней поверхности лица, туловища и нижних конечностей, реже – на боковых (на левой стороне у водителя; на правой – у пассажира) и крайне редко – на задней поверхности тела.
Повреждения головы и лица возникают от удара о руль, ветровое стекло и его раму, панель щитка приборов управления, стойки и другие части кабины. При ударе о ветровое стекло или стекло дверц, вследствие их повреждения на лице и голове возникают многочисленные резаные раны различной формы, величины и глубины, иногда в сочетании с обширными скальпированными ранами волосистой части головы. Они располагаются на наиболее выступающих частях лица – на лбу, в области надбровных дуг, на носу, губах, подбородке и реже на щеках. В глубине резанных и скальпированных ран, как правило, обнаруживаются осколки разбитых стекол. У пассажиров кабины иногда в результате удара о панель щитка приборов управления на передней поверхности шеи возникают ссадины и кровоподтеки, сопровождающиеся кровоизлияниями в глубокие мягкие ткани, переломами хрящей, подъязычной кости и повреждениями органов шеи. Повреждения мягких тканей грудной клетки у пассажиров возникают значительно реже, чем у водителей.
У водителей и пассажиров кабины почти одинаково часто наблюдаются повреждения мягких тканей передних поверхностей коленных суставов или верхней трети голеней, образующихся вследствие удара о щиток приборов управления. Они проявляются в виде поперечно расположенных ссадин, чаще линейной формы, иногда с кровоподтеком вокруг, или реже в виде ушибленных разной формы и размеров.
|
Повреждения головы у пострадавших в кабине автомобиля сопровождаются переломами костей черепа и повреждениями оболочек и вещества головного мозга. Переломы костей черепа возникают от удара головой о части кабины, переломы костей черепа могут быть закрытые и открытые, изолированные или сочетанные, вдавленные или оскольчатые. Большинство из них закрытые, изолированные, с более частой локализацией в области основания черепа.
При ударе лицом о руль, стойку кабины, раму ветрового стекла или ветровое стекло у водителей и пассажиров наряду с переломами костей черепа довольно часто возникают переломы костей лицевого скелета и повреждения зубов. Чаще других костей лица отмечены переломы нижней челюсти. В большинстве случаев они открытые, располагаются в вертикальном направлении по передней ее поверхности между первыми или первым и вторым зубами. Линия перелома всегда зубчатая, неровная. Эти переломы часто сопровождаются разрывами слизистой оболочки десен, а иногда и губ. Переломы верхней челюсти и костей носа в основном открытые и многооскольчатые.
Одновременно с переломами костей черепа у пострадавших в той или иной степени наблюдаются повреждения оболочек, вещества головного мозга и их сосудов, с которыми связаны последующие подоболочечные кровоизлияния и кровоизлияния в вещество и желудочки головного мозга.
|
В происхождении повреждений внутренних органов основное значение имеет удар телом о расположенные спереди части и механизмы кабины автомобиля. Сила удара при травме в кабине меньше, чем при других видах автомобильной травмы. Поэтому явления общего сотрясения тела в подобных случаях выражены слабее, причем у водителей меньше, чем у пассажиров.
В зависимости от характера все повреждения внутренних органов могут быть подразделены на ушибы, разрывы, размозжения и отрывы. Ушибы и разрывы ткани легких могут иметь в своем происхождении два или три механизма – удар, сотрясение, противоудар. Ушибы проявляются в виде очаговых кровоизлияний, локализующихся одновременно на обоих легких. Разрывы легких возникают от удара грудью о части кабины, реже от сотрясения и крайне редко причиняются концами переломанных ребер.
У пассажиров в результате удара передней поверхностью шеи о панель управления иногда возникают повреждения стенки гортани, переломы подъязычной кости, а также повреждения хрящей и колец гортани. Опасность подобных ранений состоит в том, что они могут приводить к развитию отека слизистой оболочки гортани, который нередко заканчивается смертью пострадавшего.
Ранения полостных органов – желудка, кишок и мочевого пузыря, встречаются относительно редко. Они ничем не отличаются от разрывов при любой другой травме, нанесенной тупым предметом. Наряду с повреждениями мочевого пузыря у пострадавших при данной травме всегда обнаруживаются переломы костей таза, особенно лобковых, осколками которых и наносятся повреждения мочевого пузыря.
Повреждения грудной клетки образуются при ударе передней поверхностью тела о руль (у водителей) или панель управления (у пассажира) и реже – от удара о дверцы кабины.
В момент столкновения автомобиля водитель ударяется грудью о находящийся впереди него руль, удар приходится соответственно месту расположения тела грудины и мечевидного отростка. В момент удара тело грудины и ряд прикрепляющихся к нему ребер прогибаются, в результате чего образуется прямой поперечный перелом грудины на границе тела и рукоятки. Переломы грудины у водителей неизменно сочетаются с повреждениями ребер, ключиц и связок грудинно-ключичного сочленения. Наиболее частым и характерным сочетанием повреждений являются одномоментные поперечные переломы грудины и продольные повреждения прикрепляющихся к ней хрящей II, III, IV ребер. Переломы ребер у водителей встречаются несколько реже, чем у пассажиров. Причиной их возникновения у водителей является удар грудью о руль и реже – о левую дверцу кабины, а у пассажиров – удар о панель управления или правую дверцу кабины.[23]
Наряду с переломами ребер у пострадавших в кабине нередко наблюдаются повреждения позвонков. Повреждение связано либо с прямым воздействием травмирующей силы на область спины, либо с чрезмерным сгибанием или разгибанием позвоночника. Чаще они локализуются в средней части грудного отдела позвоночника (IV – VIII грудные позвонки), реже – в поясничном и шейном отделах. Повреждения тел позвонков носят преимущественно компрессионный характер. Спинной мозг и его оболочки при травме позвоночника не всегда подвергаются повреждению. Чаще наблюдаются кровоизлияния под твердую и мягкую мозговые оболочки.
Переломы костей тазового кольца возникают при ударе нижним отделом живота о части кабины, реже – при сдавлении этой области между сместившимся рулем и спинкой сиденья и крайне редко от удара пояснично-крестцовой областью о спинку сиденья. При ударе животом и его сдавлении травмирующая сила действует спереди – назад. Образующиеся при этом переломы локализуются в месте приложения силы, что соответствует лобковым и седалищным костям.
При ударе передней поверхностью согнутого коленного сустава о приборную панель нередко возникают переломы надколенника. Чаще это линейные, зубчатые трещины, расположенные в поперечном направлении. В ряде случаев повреждения надколенника сопровождаются оскольчатыми переломами мыщелков большеберцовой или бедренной кости.
Некоторые особенности судебно-медицинской экспертизы при расследовании автотранспортных происшествий.
Вопросы, разрешаемые экспертом, можно разделить на две группы. Первую группу составляют те вопросы, которые обычно возникают во всех случаях насильственной смерти. Сюда относятся вопросы обо всех повреждениях и болезненных изменениях, обнаруженных на трупе; о причине смерти; о том, как давно она наступила; мог ли пострадавший двигаться после получения повреждений; прижизненно или посмертного происхождения повреждения и ряд других вопросов. Вторую группу составляют специфические вопросы, характерные для автомобильной травмы. Содержание их в каждом случае зависит от вида происшествия и от того, кто оказался жертвой этого происшествия.
При автотранспортных происшествиях возникает необходимость проведения судебно-медицинской экспертизы трех категорий пострадавших: пешехода, пассажира и водителя автомашины. При этом эксперту приходится: устанавливать наличие автомобильной травмы, определять механизм возникновения повреждений, устанавливать вид автомобильной травмы.[24]
Определение механизма образования повреждений и вида автомобильной травмы включает в себя решение следующих вопросов:
1. Каков механизм и последовательность образования повреждений?
2. Характерны ли повреждения для определенного вида автомобильной травмы (удара, переезда, травмы в кабине и т.п.)?
3. Имел ли место удар движущейся автомашиной?
4. Какой частью автомашины нанесен удар?
5. На какой высоте от земли и в каком направлении нанесен удар?
6. Имел ли место переезд колесом машины, какого его направление?
7. Передними или задними колесами автомашины совершен переезд?
8. Сколько раз тело подвергалось переезду?
9. Имеются ли на трупе отпечатки каких-либо частей автомашины?
10. В каком положении находился пострадавший по отношению к автомашине в момент травмы?
11. Было ли волочение (скольжение) жертвы, его направление?
При автоаварии следствию важно знать, не было ли у участников происшествия такого состояния организма, которое прямо или косвенно могло способствовать созданию аварийной обстановки. Решение этого вопроса также входит в компетенцию судебно-медицинского эксперта.[25]
Одним из условий дачи полноценного заключения является ознакомление эксперта с обстоятельствами происшествия. Поэтому следователь в описательной части постановления о назначении экспертизы должен подробно их изложить. Кроме того, он должен поставить перед экспертом вопросы, интересующие следствие.[26] Заключения судебно-медицинских экспертов станут полноценными, научно обоснованными только тогда, когда эксперты получат возможность своевременно знакомиться с обстоятельствами происшествия, осматривать место происшествия и машину, совершившую наезд, знакомиться с показаниями очевидцев, а иногда и участвовать в их допросах.
Для того чтобы дать полноценное, научно обоснованное заключение, судебный медик должен методически правильно провести экспертизу. Она должна складываться из следующих этапов:
1) Выявление всеми возможными методами исследования повреждений на теле и одежде жертвы и их особенностей;
2) Определения механизма образования каждого повреждения;
3) Группировки повреждений в комплексы по механизму их образования;
4) Предварительного суждения о виде травмы на основе выявленных комплексов повреждений;
5) Проверки правильности предварительного суждения методом дифференциального диагноза;
6) Формулировки окончательного вывода о виде травмы и ее особенностях.
Методика судебно-медицинского исследования лиц, пострадавших при автодорожных происшествиях. Судебно-медицинское исследование трупа в случаях автодорожных происшествий обуславливается не только необходимостью установления причины смерти, но и тем, что в процессе расследования возникают вопросы, связанные с определением локализации, характера и механизма повреждений, времени и последовательности их нанесения и многие другие вопросы, которые без исследования трупа разрешить невозможно.[27]
Наружный осмотр трупа. Наружный осмотр трупов лиц, погибших при автодорожных повреждениях, является чрезвычайно важным этапом исследования трупа. При этом эксперту иногда удается выявить ряд следов и повреждений на одежде и теле погибших, которые позволяют выяснить отдельные детали механизма причинения повреждений. Они могут быть использованы при восстановлении картины дорожного происшествия.
Наружный осмотр трупа включает осмотр одежды и непосредственный осмотр тела погибшего.
Одежду погибших, включая головной убор и обувь, первоначально осматривают на самом трупе и описывают в том порядке, в котором она находится на трупе. Осмотр производится в определенной последовательности. Вначале осматривают карманы и переднюю поверхность одежды, а затем, после переворачивания трупа лицом вниз, заднюю ее поверхность. После этого одежду аккуратно снимают – без того, чтобы уничтожить следы и повреждения или испачкать ее кровью или другими выделениями - и вторично осматривают с наружной стороны и изнанки.
После осмотра одежды эксперт приступает к осмотру трупа. При наружном осмотре, кроме описания общих данных, состояния кожных покровов, трупных явлений, состояния естественных отверстий и т.д., особое внимание он уделяет описанию повреждений. Для выявления повреждений вначале осматривают переднюю поверхность тела, а затем заднюю. Особенно внимательно осматривают волосистую часть головы и так называемые скрытые места – доступную при наружном осмотре часть полости рта и носа, область за ушными раковинами и наружного слухового прохода, складки шеи, подмышечные впадины, промежность и т.д. при описании повреждений необходимо точно устанавливать их расположение, форму, характер, размеры, свойства краев, углов и дна, взаиморасположение повреждений между собой, а также имеющиеся загрязнения, наличие посторонних веществ и частиц. Последние эксперт должен изъять, упаковать и передать следователю. Обязательно необходимо определить и описать высоту от поверхности стоп каждого повреждения. После детального наружного осмотра трупа, судебно-медицинский эксперт приступает к внутреннему исследованию.
Внутреннее исследование трупа. Наиболее приемлемым методом внутреннего исследования трупов является комплексный метод извлечения и осмотра органов, при котором после удаления грудины с реберными хрящами в первом комплексе извлекают во взаимной связи все органы шеи и груди и частично брюшной полости (печень с желчным пузырем, селезенка с двенадцатиперстной кишкой и поджелудочная железа), а во втором комплексе – почки с надпочечниками и органы малого таза. Тонкий и толстый кишечник (без прямой кишки) удаляют предварительно и исследуют отдельно. Состояние мягких покровов шеи, груди и живота, петель кишок, брыжейки и брюшной полости, грудной полости, сердечной сорочки, а также диафрагмы устанавливается до извлечения органов.[28] После извлечения органов исследуют реберную плевру, межреберные мышцы, ребра, позвоночник, пояснично-крестцовые мышцы, кости таза, мягкие ткани спины и конечностей, и, наконец, трубчатые кости и суставы.
Исследование живых лиц. При автомобильных происшествиях освидетельствованию могут быть подвергнуты пешеходы, пассажиры и водители. Оно осуществляется либо тотчас после происшествия, либо в ближайшие после него дни в судебно-медицинской амбулатории.
Судебно-медицинская экспертиза живых лиц в отличие от экспертизы трупа имеет некоторые особенности, определяющиеся следующими обстоятельствами: осмотр места происшествия, как правило, производится без участия судебно-медицинского эксперта и в отсутствие потерпевшего; одежду потерпевшего редко направляют на специальное исследование; судебно-медицинская экспертиза часто проводится по медицинским документам и в сроки, когда повреждения у потерпевшего находятся в процессе заживления, либо уже зажили. При проведении экспертизы живого лица эксперт как минимум должен определить: характер повреждения, его локализацию и уровень от поверхности стоп; время нанесения повреждения, орудие или часть автомобиля, которым причинено повреждение и степень тяжести повреждения.
Порядок освидетельствования не регламентируется каким-либо нормами, однако оно должно проводиться планомерно и по определенной избранной экспертом системе, с тем чтобы все имеющиеся повреждения и изменения были выявления.
Судебно-медицинская экспертиза автомобильной травмы – одна из наиболее важных, сложных и актуальных проблем теории и практики судебной медицины.[29]
Успех расследования дорожно-транспортного происшествия зависит от умения следователя и судебных экспертов обнаружить характерные вещественные доказательства и оценить их, пользуясь достижениями судебной медицины, криминалистики и других смежных дисциплин.[30] Анализ данных осмотра места происшествия с использованием специальных знаний по судебной медицине позволяет судебно-медицинскому эксперту составить объективное представление о характере дорожно-транспортного происшествия. Знание характерных для автомобильной травмы повреждений позволяет эксперту быстро и точно определить механизм возникновения данных повреждений и установить вид автомобильной травмы. А установление механизма повреждений является одним из наиболее актуальных вопросов при проведении судебно-медицинской экспертизы в случаях автомобильной травмы.
Список используемой литературы:
1. Актуальные вопросы судебно-медицинской экспертизы автомобильной травмы, Пермь, 1977.
2. Актуальные вопросы судебно-медицинской травматологии: сборник научных трудов, Ленинград: ЛГСМИ, 1987.
3. А.А. Матышев Распознавание основных видов автомобильной травмы, ''Медицина'', Ленинградское отделение, 1976.
4. А.Р. Рахимов, В.Ф. Смирнов Некоторые вопросы судебно-медицинской экспертизы несмертельной автомобильной травмы, Ташкент: ''Медицина', 1976.
5. А.А. Солохин Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы, Москва: ''Медицина'', 1968. – С.37
6. В.К. Стешиц Судебно-медицинская экспертиза при дорожно-транспортных происшествиях, Минск: ''Беларусь'', 1976
7. Судебно-медицинская экспертиза. Справочник для юристов, Москва, 1985.
8. Судебно-медицинская экспертиза транспортной травмы (Методические указания), Горький, 1965.
[1] В.К. Стешиц Судебно-медицинская экспертиза при дорожно-транспортных происшествиях, Минск: ''Беларусь'', 1976. – С.3
[2] А.А. Матышев Распознавание основных видов автомобильной травмы, ''Медицина'', Ленинградское отделение, 1976. – С.10
[3] А.Р. Рахимов, В.Ф. Смирнов Некоторые вопросы судебно-медицинской экспертизы несмертельной автомобильной травмы, Ташкент: ''Медицина', 1976. – С. 20'
[4] А.А. Солохин Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы, Москва: ''Медицина'', 1968. – С.24
[5] А.А. Солохин Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы, Москва: ''Медицина'', 1968. – С.37
[6] А.А. Солохин Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы, Москва: ''Медицина'', 1968. – С.50-51
[7] А.А. Солохин Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы, Москва: ''Медицина'', 1968. – С.68
[8] А.Р. Рахимов, В.Ф. Смирнов Некоторые вопросы судебно-медицинской экспертизы несмертельной автомобильной травмы, Ташкент: ''Медицина'',1976. – С. 39
[9] А.А. Солохин Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы, Москва: ''Медицина'', 1968. – С.70
[10] А.А. Солохин Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы, Москва: ''Медицина'', 1968. – С.76
[11] А.А. Матышев Распознавание основных видов автомобильной травмы, ''Медицина'', Ленинградское отделение, 1976. – С.39
[12] А.А. Солохин Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы, Москва: ''Медицина'', 1968. – С.82
[13] А.А. Солохин Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы, Москва: ''Медицина'', 1968. – С.84-85
[14] А.А. Солохин Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы, Москва: ''Медицина'', 1968. – С.88
[15] Актуальные вопросы судебно-медицинской экспертизы автомобильной травмы, Пермь, 1977.
[16] А.А. Солохин Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы, Москва: ''Медицина'', 1968. – С.95
[17] А.А. Солохин Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы, Москва: ''Медицина'', 1968. – С.108-109
[18] ''Актуальные вопросы судебно-медицинской экспертизы автомобильной травмы'', Москва, 1977. – С. 96
[19] А.А. Солохин Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы, Москва: ''Медицина'', 1968. – С.120-121
[20] А.А. Солохин Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы, Москва: ''Медицина'', 1968. – С.114
[21] А.Р. Рахимов, В.Ф. Смирнов Некоторые вопросы судебно-медицинской экспертизы несмертельной автомобильной травмы, Ташкент: ''Медицина', 1976. – С. 45
[22] А.А. Солохин Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы, Москва: ''Медицина'', 1968. – С.137
[23] А.А. Солохин Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы, Москва: ''Медицина'', 1968. – С.147-148
[24] А.А. Матышев Распознавание основных видов автомобильной травмы, ''Медицина'', Ленинградское отделение, 1976. – С.117
[25] ''Актуальные вопросы судебно-медицинской экспертизы автомобильной травмы'', Москва, 1977. – С. 50
[26] А.А. Матышев Распознавание основных видов автомобильной травмы, ''Медицина'', Ленинградское отделение, 1976. – С.118-119
[27] А.А. Солохин Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы, Москва: ''Медицина'', 1968. – С.185
[28] А.А. Солохин Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы, Москва: ''Медицина'', 1968. – С.188
[29] ''Актуальные вопросы судебно-медицинской экспертизы автомобильной травмы'', Москва, 1977. – С. 16
[30] В.К. Стешиц Судебно-медицинская экспертиза при дорожно-транспортных происшествиях, Минск: ''Беларусь'', 1976. – С.179