Практическое занятие 2. Фонетика. Орфоэпия




Цели: 1) закрепить, обобщить и углубить знания о фонетике как разделе языкознания, звуках языка, их классификации, о слоге и ударении, вырази- тельных средствах русской фонетике (звукописи), а также знания и умения по орфоэпии; 2) учиться давать характеристику гласным и согласным звукам, делать фонетический (звуко-буквенный) разбор слова; 3) углубить знания об основных нормах современного литературного произношения в русском языке.

 

Основные определения: фонетика, звук, гласные звуки, согласные зву- ки, слог, ударение, свободное и разноместное ударение, подвижное и непо- движное ударение, логическое ударение, звукопись, аллитерация, ассонанс, орфоэпия, вариант произношения, норма произношения.

 

Монологический опрос:

1. Понятие фонетики.

2. Звук, виды звуков.

3. Слог.

4. Ударение.

5. Выразительные средства русской фонетики.


 

6. Понятие орфоэпии, орфоэпической нормы.

7. Главнейшие орфоэпические нормы русского языка: а) произношение гласных звуков;

б) произношение согласных звуков;

в) произношение заимствованных слов.

 

Задание 1. Кроссворд по темам: «Общие сведения о языке», «Фонети-

ка».

                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

По горизонтали: 3. Один или несколько звуков, произносимых одним

толчком выдыхаемого воздуха. 5. Выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств.

6. Естественно сложившаяся на определѐнной стадии развития человеческого общества и закономерно развивающаяся сложная знаковая система, служа- щая общению между людьми. 8. Раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка и звуковой состав слова. 9. Речь людей, живущих в определѐн- ной местности, социальная разновидность языка.

По вертикали: 1. Повтор гласных звуков со стилистическими целями.

2. Использование звуков для передачи чувства или мысли, более точной ха- рактеристики образа. 3. Слова, популярные у студентов, учащейся молодѐжи.

4. Речь необразованных и малообразованных людей. 7. Мельчайшая звуковая единица.

 

Задание 2. Выполните фонетический анализ слов в предложении (См. образцы фонетического анализа).

Природные ограничения равенства начинаются с неодинакового распре- деления природных способностей и свойств среди населения (Ф. Фукуяма).


 

Задание 3. Расставьте ударение в следующих словах. Запишите.

1. Каталог, еретик, средства, откупоривать, мусоропровод.

2. Крапива, отняла, втридорога, банты.

3. Корысть, из аэропорта, закупорить, дремота.

4. Кладовая, созвонимся, принявший, сливовый.

 

Задание 4. Терминологический тест. Сопоставьте термины и определе- ния (повторение).

Термин Определение
1. Язык а) наиболее крупная группировка родственных языков, все языки данного родства, восходящие к общему предку
2. Праславянский язык б) естественно сложившаяся на определѐнной стадии раз- вития человеческого общества и закономерно развиваю- щаяся сложная знаковая система, служащая общению между людьми
3. Языковая се- мья в) речь людей, живущих в определѐнной местности
4. Язык межна- ционального об- щения г) речь необразованных и малообразованных людей, в ко- торой нарушаются литературные нормы, допускаются ошибки
5. Территориаль- ные диалекты д) предок всех славянских языков
6. Профессио- нальная речь е) слова, популярные у студентов, учащейся молодѐжи
7. Просторечие ж) образцы (правила) произношения, ударения, слово- употребления, образования грамматических форм, дей- ствующие в данный период развития языка
8. Литературный язык з) язык, на котором общаются люди разных национально- стей, живущие в одном многонациональном государстве
9. Литературные нормы и) язык, подчинѐнный литературной норме
10. Молодѐжный сленг к) речь людей определѐнной профессии

 

Задание 5. Определите, в каких словах ударение падает на первый слог.

Выпишите эти слова.

Партер, цепочка, завидно, генезис, центнер, понял, оптовый, холодность, начата, названый (брат), зубчатый, передана, ремень, средства, плесневеть.

 

Задание 6. Определите, в каких словах ударение падает на последний слог. Выпишите эти слова.

Начала, арбуз, хозяева, свекла, мельком, красивее, прибыл, проданы, недуг, упрочение, спала, туфля, исчерпать, намерение.


 


 

вах:


Задание 7. Охарактеризуйте возможные варианты произношения в сло-

 

Разлетелись, скучно, убогий, Господи, виноград, жюри, молочник, сме-


яться, учился, коала, свитер, музей, глядит, тест, можжевельник, нечто.

Образцы:

разлетели сь: [с] – устаревшее произношение высокого стиля; [с’] – со- временное произношение нейтрального и низкого стиля;

скучно: [шн] – правильное произношение; [чн] – просторечное, т. е. не- литературное произношение.

 

Задание 8. Произнесите данные слова в соответствии с орфоэпической нормой. Охарактеризуйте замеченные расхождения между написанием и произношением слов.

Взяла, рябина, язык, яйцо, принесла, пятьдесят, село, лягушка, начала, ночевать, щавель, щадить, очарован, счастливый.

 

Задание 9. Произнесите правильно и с перестановкой звуков. Какие звуки меняются местами? Какое произношение звучит для вас более привыч- но? Какое является правильным?

Скрупулѐзный, дуршлаг.

 

Задание 10. Прочтите слова, обратив внимание на их правильное про- изношение.

Беспрецедентный, инцидент, пощѐчина, поскользнуться, дерматин, же- латин, дикобраз, почерк, компетентный, эскорт, компрометировать.

 

Задание 11. Произнесите следующие слова. Какие ошибки в произно- шении этих слов встречаются в речи малообразованных людей?

Бидон, картон, гайморит, обман, комфорт, коридор, трамвай, компости- ровать, комплимент, инцидент, компрометировать, констатировать, бадмин- тон, почтамт, крышечка, рубль, спектакль, сосиска, журавль, эскалатор, вое- начальник, пиджак, смородина, почерк, прочий, яства.

 

Задание 12. Напишите небольшой текст (сочинение), в котором поста- райтесь употребить как можно больше слов, имеющих варианты в произно- шении и ударении. Прочтите текст вслух, стараясь соблюдать правила лите- ратурного произношения.

 

Индивидуальные карточки

Карточка 1. Выберите правильный вариант ударения. Запишите. Оха- рактеризуйте тот вариант, который вы сочли неправильным (устаревший, разговорный, просторечный, диалектный).

1. Ква ртал – кварта л, сто ляр – столя р, ве рба – верба.


 

2. Ба ловать – балова ть, до говор – догово р, це мент – цеме нт.

3. Преми ровать – премирова ть, диспа нсер – диспансе р, э ксперт – экс- пе рт.

4. Взя ла – взяла, ша рфы – шарфы, жа люзи – жалюзи.

5. Че рпать – черпа ть, некро лог – некроло г.

Карточка 2. Дайте характеристику звукам в словах. Домик, пасьянс, синий, перспектива.

 

Карточка 3. Определите, в каких словах ударение падает на второй слог. Выпишите эти слова.

Снята, квартал, принудить, щавель, искра, мизерный, намерение, марке- тинг, балованный, ходатайство, диспансер, облегчить.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: