Б - Да, такое возможно при определенных обстоятельствах. В - Да, это повседневная практика. Г - Ответ должен стать предметом научной дискуссии.
6.24. Какой внутригрупповой процесс протекает как ведущий на бал- маскараде?
А - Социальная фасилитация. Б - Огруппленное мышление. В - Деперсонализация. Г - Групповое давление.
6.25. Соотнесите понятия «Власть», «Влияние», «Доминирование» с приведенными в качестве примера ситуациями. Выделите ведущее понятие для каждой ситуации?
1. Организация взаимодействия отдельных особей (индивидов).
2. Структура, задающая необходимый уровень социального обмена за счет выработки и поддержания общесистемных ценностей, контроля физических границ групп, содействия формированию ритуалов протекания межгрупповых контактов.
3. Оно определяет природу и источники обмена социально- психологическими отношениями между социальными группами: будет ли обмен организован как обмен между разными социальными системами или будет протекать по внутрисистемным законам.
Ответ: 1-Влияние; 2-Власть; 3- Доминирование. _______________________.
6.26. В группах с централизованными коммуникативными структурами коммуникации осуществляются через одного индивида, занимающего центральную позицию, так как это способствует:
А - повышению управляемости группы; Б - более быстрому решению инновационных задач; В - повышает уровень персональной ответственности; Г - помогает укреплению внутригрупповых норм.
6.27. Выделите психологический механизм развития малой группы.
А - Разрешение внутригрупповых противоречий между возможностями группы и реально выполняемой деятельностью. Б - Смена моделей поведения членами группы. В - Наличие в группе пассива.
|
Г - Позитивные межличностные отношения между членами группы.
6.28. Подумайте, о какой стадии развития группы в сфере деловой активности идет речь? Группа специалистов получила заказ на проектирование населенного пункта. Провела изыскательские работы и приступила к открытому обсуждению и дискуссии о путях преодоления возникших трудностей. Выберите правильный вариант.
А - Ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения; Б - Эмоциональные реакции на требования задачи, противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям;
В - Открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив; Г - Принятие решения и активные совместные действия по его реализации.
6.29. Опираясь на собственный опыт групповой деятельности, определите, какую фазу внутригрупповой динамики К. Роджерс характеризовал следующими характеристиками: замешательство, смущение, фасадное общение, отказ от личностного самовыражения?
А - Стадия знакомства. Б - Стадия дифференциации. В - Стадия «кружения на месте». Г - Стадия вторичного синтеза.
6.30. Вставьте пропущенное понятие. ____________________________
Идиосинкразический кредит представляет собой механизм групповой динамики, когда группа даёт разрешение на девиантное поведение своему лидеру или отдельным её членам во имя достижения поставленных целей.
6.31. Закончите предложение. Вставьте необходимое понятие. Динамика группового процесса предполагает поэтапность прохождения группой ряда важных жизненных стадий на пути движения к высшей из них - (в традиционной социально-психологической трактовке) — коллективу или (в современной функционально-управленческой трактовке) — команде.
|
6.32. Вставьте пропущенный этап развития группы в сфере межличностной активности (по Б. Такмену).
1) «Проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения;
2) «Внутренний конфликт», основная особенность которого — нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;
3) «Развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов;
4) «Функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи.
6.33. Какой механизм взаимовлияния реализуется при попытках воздействия низкостатусных групп на группы, обладающие властью? Расставьте по степени значимости.
1. Эмпатия 8.
2. Подражание 7.
3. Заражение 2.
4. Влияние 5 _.
5. Внушение 3.
6. Убеждение 4.
7. Идентификация 1.
8. Доминирование 6.
6.34. Прочитайте данное высказывание и вставьте пропущенное слово. Групповые границы вместе с ослаблением общей угрозы, тем больше склоняются межгрупповые взаимодействия к новому качественному состоянию – к обособлению групп.
6.35. Проанализируйте следующие характеристики организации социального обмена меду группами. Какая характеристика отвечает принципу распределительной справедливости?
А - Доля вклада во взаимодействии. Б - Согласованность действий. В - Принцип равных долей. Г - Точность понимания и исполнения.
|
6.36. Вставьте пропущенное слово. Социальная категоризация
- это когнитивный процесс упорядочивания индивидом своего социального окружения путем распределения социальных объектов (в том числе окружающих людей и себя самого по группам (категориям) имеющим сходство по значимым для индивида критериям
6.37. Выберите правильный вариант.
А - Социальная идентификация - это процесс отнесения индивидом себя к статуснозначимым социальным категориям, субъективное переживание им своей групповой социальной принадлежности.
Б - Социальная идентификация - это процесс отнесения индивидом себя к тем или иным социальным категориям, субъективное переживание им своей групповой социальной принадлежности.
В - Социальная идентификация - это процесс отнесения индивидом себя к тем или иным социальным категориям, зеркальное переживание им своей групповой социальной принадлежности.
Г - Социальная идентификация - это процесс отнесения индивидом себя к тем или иным социальным категориям, отсутствия субъективного переживание им своей групповой социальной принадлежности.
6.38. Вставьте пропущенное слово. Социальное сравнение - это процесс
соотнесения качественных признаков различных
социальных групп, результатом которого является установление различий между ними, то есть межгрупповая дифференциация.
6.39. Когда одна группа становится явно сильнее другой? А - они объединяются;
Б - одна группа поглощает другую; В - продолжают совместную деятельность; Г - слабая группа ищет союзников.
6.40. Внутригрупповой фаворитизм - это...
А - тенденции оказывать поддержку своей группе в противовес интересам другой;
Б - тенденции оказывать предпочтение своей группе в соответствии с интересами другой;
В - тенденции оказывать симпатии членам своей группе в противовес отношениям с членами другой группы;
Г - тенденции оказывать предпочтение своей группе в противовес интересам другой.
6.41. Укажите, какое базовое намерение в групповом сознании в социальном конфликте выражено в следующих причинах:
А - Возникновения враждебности отдельных членов группы к источникам угрозы;
Б - Увеличения внутригрупповой солидарности;
В - Более полного осознания индивидом своей групповой идентичности; Г - Повышения меры наказания за нарушения индивидами групповых норм;
Д - Снижения количества отклонений индивидов от групповых норм; Е - Непроницаемости групповых границ.
Ответ: Биополярность _____________________________________________.
6.42. Вставьте пропущенное слово. Любой конфликт в группе ведет к ее
перестройке, поскольку предполагает перераспределение
статусов и ролей.
6.43. Какой ролевой конфликт между членами группы описан в следующих сюжетах?
А - В многодетной семье старшие дети укладывают спать младших, гуляют с ними, вводят их в круг социальных норм. Оба родителя много времени проводят на работе и полностью доверят социализацию младших детей старшим детям.
Б - Молодой лейтенант перепоручает контроль над соблюдением порядка в казарме старослужащим.
В - Педагог поручает отлично успевающим ученикам опрос в классе и наделяет их правом выставления отметок.
Ответ: Конструктивный.
6.44. Определите, какая процедура вмешательства в управлении конфликтами относится к структурному подходу?
А - Изменение установок. Б - Ролевой анализ. В - Поиск методов обогащения труда. Г - Изменение условий мотивации.
6.45. В каких стратегиях поведения людей в межличностных конфликтах содержится доминирование?
А - Компромисс и Уступчивость. Б - Избегание и Уступчивость. В - Интегрирование и Компромисс. Г - Соперничество и Сотрудничество.
6.46. Вставьте недостающий параметр. Измерению подлежат следующие параметры конфликта:
1) величина или интенсивность конфликта на индивидуальном, групповом и межгрупповом уровнях;
2) источники интенсивности и основания выбора стилей;
3) индивидуальная, групповая и организационная эффективность;
4) стили управления конфликтами
6.47. Какие последствия конфликтов в группе стихийного характера описаны в следующих примерах?
1. Отношения между старым мастером и молодым инженером. Подгруппы молодых и людей более старшего возраста. Каждый создает свою сферу влияния. И в результате достигается почти полное равновесие.
2. Один из участников производственного конфликта увольняется с работы.
3. Ситуация производственного конфликта сопровождается агрессивной разрядкой напряжения. Ее следствием может являться «поиск виноватых».
4. Производственное подразделение прекращает свое существование.
5. Производственный коллектив меняет групповые цели, занимается поиском новых методов, средств функционирования.
Ответ: Дисфункциональные.
6.48. Какую тактику поведения в конфликте выберет человек, для которого характерны:
1) готовность удовлетворять интересы обеих сторон в совместной деятельности;
2) способность обращать внимание на позитивные проявления оппонента;
3) ориентация не только на достижение цели, но и на получение удовлетворения от процесса общения, совместной деятельности, эмоциональной вовлеченности.
4) способность понимать и отражать чувства и внутренний мир другого человека.
Ответ: Компромисс.
6.49. Понятие «психологическая напряженность» обозначает... А - реакцию на затруднение;
Б - особое психическое состояние;
В - волевое качество. Г - ролевой конфликт.
6.50. Избегание неприятной ситуации - это... А - положительное подкрепление поведения; Б - отрицательное подкрепление поведения; В - способ решения проблемы; Г - неспособность к действиям.