Демографическая ситуация в современной Европе характеризуется стремительным старением населения и снижением количества молодежи среди населения стран региона, в том числе в Швеции, где на протяжении длительного времени отмечается крайне низкий прирост населения.
Так, согласно статистическим данным, в настоящее время на молодежь приходится немногим более 10 % населения Швеции, в то время как в первой половине XX в. число молодых людей в стране превышало 50 % от общей численности населения страны1.
В таких условиях молодежная политика приобретает для шведского правительства стратегическое значение, поскольку от ее успешности зависят дальнейшие перспективы сохранения особенностей национальной культуры и идентичности страны.
В Швеции, согласно официальной статистике, насчитывается примерно 1,4 млн молодых людей в возрасте от 13 до 25 лет2. Таким образом, национальная молодежная политика охватывает примерно 1/6 часть совокупного населения страны. При этом следует отметить, что молодежная политика Швеции распространяется не только на представителей собственно шведского населения, но и на молодых людей из среды иммигрантов.
На протяжении длительного времени основная задача молодежной политики Швеции заключалась в том, чтобы «помочь молодым людям быть молодыми людьми»3. Однако в начале XXI в. концепция молодежной политики шведского правительства была несколько пересмотрена, и в настоящее время, согласно официальной трактовке, приоритетом в данной сфере является «обеспечение молодежи реального доступа к благосостоянию и власти»4.
Приоритетной задачей новой национальной программы Швеции в области молодежной политики, принятой в 2004 г., является сокращение разрыва в уровне жизни между молодыми людьми из различных социальных групп для обеспечения равного доступа к благосостоянию и власти. При этом доступ к благосостоянию подразумевает, согласно трактовке правительства Швеции, высокие жизненные стандарты для всех молодых людей в материальньной, культурной и социальной сферах. Таким образом, гарантируется физическое и психическое здоровье молодежи и снижается риск дискриминации и вовлечения в преступную среду5.
|
Под реальным доступом к власти подразумевается возможность влиять как на развитие общества в целом, так и на свое ближайшее окружение (обстановку дома, в школе, на работе, в кругу друзей и в семье) и собственную жизнь. При этом необходимость подобного влияния молодежи обосновывается одновременно как неотъемлемое конституционное право молодых людей и как «ценный ресурс для общества»6.
В целях соответствия национальной молодежной политики интересам молодых людей правительство Швеции сформулировало следующие базовые принципы: во-первых, при выработке молодежной политики необходимо принимать во внимание и использовать знания и опыт самой молодежи; во-вторых, следует гарантировать молодым людям право на достойный уровень жизни, в том числе высокие стандарты в сфере здравоохранения и социального обеспечения; в-третьих, необходимо применять к отдельным представителям молодежи индивидуальный подход, позволяющий наиболее полно реализовать потенциал каждой личности и, наконец, усилия государства должны быть направлены на обеспечение независимости представителей молодого поколения, что подразумевает среди прочего борьбу с различными формами дискриминации, принуждения, насилия и физической зависимости7.
|
За координацию молодежной политики правительства в Швеции отвечают Комитет по образованию и культуре и министр по делам молодежи, в настоящее время этот пост занимает Лена Халльгрен. Однако, по мнению правительства, один министр не способен справиться со всеми вопросами, связанными с улучшением благосостояния и повышением уровня жизни молодых людей, поэтому все министры при выработке политики в той или иной сфере должны руководствоваться интересами молодежи.
Последнее, в свою очередь, требует привлечения самой молодежи к процессу принятия политических решений. Поэтому правительственные органы, такие как Комитет по образованию и культуре, поддерживают тесные контакты не только с другими департаментами правительства и органами коммунального управления, но и с молодежными организациями8.
Среди правительственных учреждений наиболее успешно с вышеупомянутой задачей справляется Шведский Национальный Совет по делам молодежи. Основная задача Совета — предоставление объективной информации об уровне и условиях жизни шведской молодежи и оказание поддержки органам муниципальной власти в сфере проведения молодежной политики. Помимо этого, в обязанности Совета входит организация молодежных культурно-досуговых мероприятий национального и международного уровня и распределение средств на их проведение9. Учитывая, что одним из приоритетов молодежной политики Швеции на современном этапе является создание равных стартовых условий для молодых людей из различных слоев общества, Шведский Национальный Совет по делам молодежи уделяет особое внимание работе с молодыми людьми из неблагополучных семей10.
|
Кроме правительственных структур центральным звеном в формировании молодежной политики Швеции стали такие неправительственные организации, как Национальный совет шведских молодежных организаций. Приоритетными задачами Совета, основанного в 1949 г., являются представление интересов молодежи на национальном и международном уровнях и развитие международного сотрудничества между молодыми людьми из разных стран Европы13. В состав Совета входят более 100 разнообразных молодежных организаций Швеции.
Совет существует в основном на средства Министерства культуры Швеции и Национального совета по делам молодежи, дотации которых составляют примерно 1/3 бюджета организации. 2/3 средств организации — пожертвования различных фондов, и лишь незначительную часть бюджета составляют членские взносы15.
В рамках Совета осуществляется обмен идеями и опытом, проводятся семинары и презентации по наиболее актуальным вопросам общественной жизни. Совет организует крупномасштабные молодежные кампании по борьбе с расизмом и ксенофобией, способствует более интенсивному освоению информационных технологий молодыми людьми, а также занимается подготовкой и обучением лидеров молодежных организаций16..
Деятельность Совета свидетельствует как об эффективности многочисленных неправительственных организаций Швеции, так и в целом о достаточно высокой степени социальной активности шведской молодежи, стремящейся повлиять на улучшение собственного положения и положения своих сверстников в других странах мира.
Итак, национальную молодежную политику Швеции в целом можно назвать успешной во всех основных направлениях, таких как обеспечение достойного уровня жизни молодежи, реализация права на качественное образование и полноценный отдых, а также расширение возможностей молодых людей влиять на принятие политических решений.
При этом принципы и приоритеты шведской молодежной политики существенно изменяются: если ранее она подразумевала прежде всего финансовую помощь молодежным организациям, то в настоящее время к числу приоритетных направлений относятся организация молодежных культурно-досуговых мероприятий и повышение уровня политического участия молодежи.