История складского хозяйства многих стран и особенно США напрямую связана с развитием оптовой и розничной торговли страны.
Есть доказательства того, что у коренных американцев были склады для хранения продуктов питания. Питер Минуэт считается первым поселенцем, который построил склад. В 1626 г. Минуэт построил склад на острове Манхэттен. Он использовал его для хранения шкур убитых животных и других мехов, приобретенных в торговле с местным населением, а также для хранения товаров, присланных из Голландии. В начале 30-х гг. XVII в. склады для хранения табака были построены в Джеймстауне в Вирджинии.
Начало оптовой торговли бакалейными товарами в США можно проследить от первых колониальных поселений. Располагаясь в восточных морских городах, колониальные оптовики организовали активный импортно-экспортный бизнес в отраслях, занимающихся текстилем, канат- но-веревочными изделиями, одеждой, оборудованием, лекарствами, алкогольными напитками, рыбным делом, пряностями, патокой, чаем и кофе.
По мере расширения границ рос и оптовый бизнес. Благодаря огромному потоку людей, перемещающихся на новые западные территории, у розничных предприятий появились блестящие возможности для торговли.
В период 1900—1920-х гг. склады все еще выполняли большинство функций обслуживающих и специализированных оптовиков. Оптовые компании с сетью магазинов играли незначительную роль, они закупали излишнюю продукцию у перерабатывающих предприятий пищевой промышленности и осуществляли дистрибуцию этих товаров по своим точкам розничной торговли соответственно спросу.
Основная деятельность по оптовой торговле была сосредоточена в маркетинговой области города недалеко от покупателей, продавцов, фермерских рынков, железных дорог и погрузочно-разгрузочных площадей. Оптовики сельскохозяйственной и молочной продукции, склады для хранения охлажденных продуктов, хранилища для масла и яиц и другие складские помещения располагались неподалеку. Разные сегменты оптовой торговли продуктами стремились к тому, чтобы располагаться недалеко друг от друга.
|
После Первой мировой войны склады рассматривались как помещения для хранения, а не как центры дистрибьюции. Хотя владельцы складов и были заинтересованы в повышении производительности труда, они еще не обращали должного внимания на подходящее оборудование и менеджмент используемых площадей.
Многие закупщики отвечали за все операции оптовой торговли целиком. Они должны были делать закупки по самым выгодным ценам, организовывать перевозку до склада, обеспечивать финансирование и вести точный учет ассортимента. Прибыльность компании зависела от их способности балансирования ассортимента.
Многие точки розничной торговли в каждой зоне рынка предоставляли большие деловые возможности для оптовиков. Для розничных продавцов было выгодно делить закупленный товар между несколькими оптовиками. Это вынудило многих оптовиков обрабатывать малые, неприбыльные заказы, часто в количестве, меньшем, чем ящик.
Внедрившись в оптовую торговлю, компании с сетью магазинов использовали свою огромную покупательскую силу для получения большой прибыли при незначительных затратах. Они хотели, чтобы производители снижали цены и гарантировали скидки за большие объемы покупаемого товара.
|
Быстрая экспансия и успех компаний с сетью магазинов насторожили независимых операторов, которые столкнулись со снижением продаж и банкротством.
В 1930 г. была предложена радикально новая идея розничной торговли пищевыми продуктами. Крупный недорогой магазин самообслуживания «Кинк Куллен» открылся на Ямайке. Благодаря его немедленному успеху восемь подобных магазинов появились в течение двух лет. Помещение этих магазинов предназначалось преимущественно для бакалейных товаров, мясных и хлебобулочных изделий и молочной продукции. Кроме того, предоставлялись скидки на размещение оборудования, красок и автомобильных аксессуаров. Эти магазины были предшественниками современных супермаркетов.
Независимые розничные предприятия шли во главе развития супермаркетов, количество которых выросло от одного магазина в 1930 г. до 3066 магазинов в 1937 г. Под влиянием и при поддержке розничных кооперативов и добровольных ассоциаций многие малые независимые розничные предприятия также приобрели статус супермаркета.
Тем временем, будучи уверенными в своей доминирующей позиции на рынке, компании с сетью магазинов практически ничего не сделали для того, чтобы противостоять этому сегменту бизнеса. Во время Великой депрессии компании с сетью магазинов предлагали более низкие цены, чем большинство независимых магазинов, и, следовательно, потребители предпочитали делать покупки у них. Согласно исследованиям того времени, потребители предпочитали сетевые магазины из-за широкого выбора товара, более удобного расположения и более высокого качества предлагаемого товара.
|
Оптовая торговля оказала влияние на работу сетевых магазинов, которые приняли на вооружение и разработали многочисленные идеи и программы:
оптовые продажи при малых затратах через групповые закупки;
реклама группы предприятий и программы сбыта;
продвижение продукции с собственными этикетками;
усовершенствование управления и оборудования магазинов;
принятие стандартных методов бухгалтерского учета;
организация групповых закупок скоропортящихся товаров, таких как мясные и молочные продукты и сельскохозяйственная продукция;
регулярные собрания персонала магазина с целью поднятия энтузиазма и развития бизнеса.
После войны компании с сетью магазинов стали стремительно строить супермаркеты, чтобы вновь занять ту часть рынка, которую они потеряли во время войны. В 1941 г. доля сетевых продуктовых магазинов от всего рынка составляла 37%, а к 1945 г. она упала до 31%.
После Второй мировой войны роль предприятий оптовой торговли возросла.
Операционная эффективность компаний, которые перешли к использованию одноэтажных складов, в период с 1949 по 1959 гг. увеличилась на 56%. Постоянное повышение производительности складов и увеличение объемов бизнеса подготовили почву для перехода многих других складов, принадлежащих как компаниям с сетью магазинов, так и оптовикам к одноэтажным зданиям.
В период с 1975 по 1977 гг. значительная доля бизнеса перешла от компаний с сетью магазинов к розничным предприятиям.
За этот период произошли изменения и в формате супермаркета. Появились крупные розничные магазины (комбинация продуктового магазина и аптеки) и гипермаркеты (комбинация супермаркета и универмага). Однако в первый раз за многие годы число закрывшихся супермаркетов было больше, чем количество открывшихся.
В 1980-е гг. дистрибьюторы столкнулись со многими теми же экономическими трудностями, что и розничные предприятия, и были вынуждены перестраиваться. Основываясь на концепциях ценообразования по принципу «прибыли — убытки» и минимальном объеме заказа, дистрибьюторы внедряли новые программы: ценообразование за единицу продукции, свободная система кодировки, многооборотное использование тары и усовершенствованные способы уничтожения отходов.
В 1990-е гг. оптовые и розничные предприятия были не единственными элементами системы дистрибуции, которые претерпели изменения. В результате слияния и поглощения одних производителей другими стало меньше производителей, но они набрали большую силу.
В XX в. склад старого типа превратился в большой центр дистрибуции, который существует сегодня. Менеджерам этих центров придется решать уже существующие проблемы и преодолевать новые трудности.