ТЕМА 6. И.С.БАХ и Г.Ф.ГЕНДЕЛЬ : ДВА МАСТЕРА – ДВА МИРА.




 

Вопросы для подготовки к тесту:

1. Личность И.С.Баха: периодизация жизни и творчества; семья, кто и как был связан с музыкой; образование, учителя; проявление музыкальной одаренности; инструменты, которыми владел композитор; сферы музыкальной деятельности; ведущие жанры творчества, историческое значение.

2. Какое событие явилось исторической точкой отсчета возрождения творчества И.С. Баха в XIX веке? Когда было создано «Баховское общество»?

3. Органное творчество. В какие периоды было создано наибольшее количество органных сочинений И.С.Баха? С чем это было связано? На достижения какой национальной школы опирался композитор более всего в своем органном творчестве? Назовите жанры органного творчества Баха. Что такое «Органная книжечка»?

4. Клавирное творчество. В какие периоды было создано наибольшее количество клавирных сочинений И.С.Баха? С чем это было связано? Назовите жанры клавирного творчества И.С.Баха. Когда и где был создан «Хорошо темперированный клавир»? Какова практическая цель этого сочинения? Какова тональная логика макроцикла «ХТК»? Что представляет собой микроцикл «ХТК»?

5. Сюита. Для каких инструментов и инструментальных составов были созданы сюиты И.С.Баха? В каких клавирных и скрипичных сочинениях Бах обращался к форме сюиты? Какие части сюиты были «обязательными», а какие включались лишь в отдельных случаях? Что такое «партита»?

6. Жанр концерта в творчестве И.С.Баха. Для каких составов они написаны? Были ли среди них переложения концертов других композиторов? Назовите структуру и состав исполнителей «Бранденбургского концерта № 4».

7. Кантаты. Что такое «кантата»? Каковы основные особенности этого жанра (состав исполнителей, наличие или отсутствие сюжета, структура и типы номеров). Жанр кантаты в творчестве И.С.Баха. Какие типы кантаты (духовной, светской) развивал композитор? К какому типу относится «Кофейная кантата»? Почему она так названа? Есть ли там персонифицированные «действующие лица»? Какой жанр предвосхитил композитор этим сочинением?

8. Пассионы. Что такое «пассион»? Каковы основные особенности этого жанра (сюжет, состав исполнителей, структура и типы номеров)? Назовите крупнейших композиторов, обращавшихся к жанру «пассиона» до И.С.Баха. Сколько «пассионов» создал И.С.Бах?

9. Жанр мессы в творчестве И.С.Баха. Сколько раз обращался И.С.Бах к жанру мессы? Чем отличаются ранние мессы композитора и его «Высокая месса» h-moll? Назовите исполнительский состав, структуру и типы номеров в Мессе h moll.

10. Какова роль протестанского хорала в сочинениях Баха?

11. Почему И.С.Бах не писал оперы?

12. Что означает аббревиатура BWV?

 

13. Личность Г.Ф.Генделя (периодизация жизни и творчества; семья; образование, учителя; проявление музыкальной одаренности; музыкальная карьера; ведущие жанры творчества; историческое значение).

14. Жанр оперы в творчестве Генделя. Каково его значение? В какие периоды жизни композитор создает оперы? Сколько опер включает наследие Генделя? Какой тип оперы развивал композитор? Укажите годы создания первой и последней опер. Какие сюжеты преобладали? Каковы причины отхода композитора от оперного жанра?

15. Жанр оратории в творчестве Генделя. Что такое «оратория»? Каково место этого жанра в наследии композитора? Сколько ораторий включает наследие Генделя? Какие сюжеты преобладают? Какова роль полифонии? Назовите основные структурные единицы в оратории. Оратории «Мессия» и «Самсон»: сопоставьте эти сочинения с точки зрения источника сюжета и особенностей его трактовки, наличия персонажей, структуры.

16. Инструментальная музыка. Назовите инструментальные жанры в творчестве Г.Ф.Генделя. Что нового внес композитор в развитие инструментальной музыки? Какие новые жанры были им созданы?

17. Что такое антем? Что означает название «Садок-священник»?

18. Что означает аббревитура HWV?

 

Литература:

 

Основной список:

1. Ливанова Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. – Кн. 2: от Баха к Моцарту. – Учебник для студентов исполнительских отделений консерваторий. – М., 1987.

2. Розеншильд К. История зарубежной музыки. – Вып. 1: до середины XVIII века. – М., 1969.

Дополнительный список:

3. Барва И. Если бы Гендель вёл дневник. Будапешт, 1972.

4. Берченко Р.Э. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире». – М., 2008.

5. Бутир О. О роли концертов в творческом наследии Баха // Вопросы теории и эстетики музыки. – Вып. 13. – Л., 1974.

6. Вязкова Е. «Искусство фуги» И.С.Баха. – М., 2006.

7. Грубер Р.И. Георг Фририх Гендель. – Л.,1935.

8. Доброхотов Б. Бранденбургские концерты И.С Баха. – М., 1962.

9. Друскин М. Иоганн Себастьян Бах – М.,1982.

10. Друскин М. Концепция личности и творчества Баха в исторической перспективе // Друскин М. Избранное. – М., 1981.

11. Друскин М. Пассионы и мессы Баха. – Л., 1976.

12. Друскин Я. О риторических приемах в музыке И.С.Баха. - С.-П., 2005.

13. Кириллина Л.В. К истории бахианства в классическую эпоху // доступно по URL: https://www.21israel-music.com/Bach_Classic.htm

14. Кириллина Л.В. Оратории Г. Ф. Генделя: учебное пособие по истории зарубежной музыки для преподавателей и студентов музыкальных вузов. – М., 2008.

15. Ливанова Т. Музыкальная драматургия Баха и ее исторические связи. – М.,1972.

16. Мейнел Э. Хроника жизни Иоганна Себястьяна Баха, составленная его вдовой Анной Магдаленой Бах, урожденной Вюлькен / Пер. с англ. – М., 2003.

17. Милка А.П., Шабалина Т.В. Занимательная бахиана. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Композитор, 2001. Вып. 1: Об Иоанне Себастьяне, Анне Магдалене и некоторых занятных недоразумениях. – Вып. 2: О знаменитых эпизодах из жизни И.С. Баха и некоторых занятных недоразумениях.

18. Мильштейн Я. «Хорошо темперированный клавир» Баха и особенности его исполнения. – М., 1998.

19. Мугинштейн М. Хроника мировой оперы 1600-2000: Видеоэнциклопедия. – Том 1: 1600-1850 гг. (4 DVD). – Екатеринбург, 2010.

20. Носина В.Б. Символика музыки И.С.Баха. – М., 2008.

21. Петраш А. Сольная смычковая соната и сюита до Баха и в творчестве его современников // Вопросы теории и эстетики музыки. – Вып. 13. – Л., 1974.

22. Протопопов Вл. История полифонии. – Вып. 3: Западноевропейская музыка XVII - первая половина XIX в. – М., 1985.

23. Протопопов Вл. Принципы музыкальной формы И.С.Баха. Очерки. – М., 1981.

24. Рабей В. Сонаты и партиты И.С.Баха для скрипки соло. – М., 1970.

25. Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. – Вып. 2: Опера в ХVII веке в Италии, Франции, Германии и Англии. Гендель / сост. В.Н. Брянцева; пер. Е. Гречан. – 1987.

26. Рубаха Е.А. Оратория Г.Ф.Генделя "Самсон"; Как исполнять музыку Генделя. – Екатеринбург, 2001.

27. Русская книга о Бахе. – М.,1986.

28. Федосеев И. Оперы Г.Ф. Генделя и Королевская академия музыки в Лондоне (1720-1728). – СПб, 1996.

29. Форкель И.Н. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха / пер. с нем. – М., 1974.

30. Хронограф жизни и творчества Иоганна Себастьяна Баха / сост., вступ. и коммент. Т. Шабалиной. – СПб.: Северный олень, 1997.

31. Швейцер А. И.С.Бах. – М., 1964.

32. Юхвидин П. Бах и Гендель // доступно по URL: https://samlib.ru/j/juhwidin_p_a/bachandhandel.shtm

33. Яворский Б.Л. Сюиты Баха для клавира; Носина В. О символике «Французских сюит» И.С.Баха. – М., 2002.

34. Ямпольский И. Сонаты и партиты для скрипки соло И.С.Баха. – М., 1963.

Музыка:

ТВОРЧЕСТВО И.С. БАХА

(для студентов-исполнителей I курса)

 

Органная музыка

1. Пасcакалия и фуга c moll (BWV 582) (исп. Хельмут Вальха, запись 1962)

2. Токката и фуга d moll (BWV 565) (исп. Хельмут Вальха, запись 1956)

Клавирная музыка

3. Хроматическая фантазия и фуга d moll (BWV 903) (исп. Клаудио Аррау)

4. Итальянский концерт F dur (BWV 961) (исп. Бенедетти Микеланджели)

5. Партита № 2 c moll (BWV 826): Синфония, Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Рондо, Каприччио (исп. Гленн Гульд)

6. Французская сюита № 5 G dur (BWV 816): Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Гавот, Буррэ, Лур, Жига (исп. Гленн Гульд)

7. «Хорошо темперированный клавир» I том – прелюдия и фуга № 1 (C dur) (исп. С.Рихтер)

8. «Хорошо темперированный клавир» I том – прелюдия и фуга № 2 (c moll) (исп. С.Рихтер)

9. «Хорошо темперированный клавир» I том – прелюдия и фуга № 8 (es moll) (исп. С.Рихтер)

10. «Хорошо темперированный клавир» I том – прелюдия и фуга № 16 (g moll) (исп. С.Рихтер)

11. «Хорошо темперированный клавир» I том – прелюдия и фуга № 21 (B dur) (исп. С.Рихтер)

12. «Хорошо темперированный клавир» I том – прелюдия и фуга № 22 (b moll)

12.1. Прелюдия (исп. Гленн Гульд)

12.2. Фуга (исп. Гленн Гульд)

 

Скрипичная музыка

13. Партита для скрипки соло № 2 d moll (BWV 1004): Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига, Чакона (исп. Яша Хейфец)

 

Оркестровая музыка

14. Бранденбургский концерт № 4 (BWV 1049) (дир. Герберт фон Караян, запись 1980)

15. Сюита для оркестра № 2 h moll (BWV 1067) (для флейты, струнных и генерал-баса; Увертюра – Рондо – Сарабанда – Бурре I и II – Полонез – Менуэт – Шутка) (дир. Герберт фон Караян, запись 1964)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: