Тема урока: «КТО ТАКИЕ РЫБЫ?»
Тип урока: Изучение нового материала
Цели:
- Познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб
- Учить описывать рыб по плану
- Приводить примеры речных и морских рыб
- Продолжить освоение моделирования
Планируемые
а) предметные результаты:
- распознавать рыб среди других животных;
- приводить примеры речных и морских рыб;
- описывать рыб по плану;
- узнавать рыб на рисунках;
- использовать атлас-определитель для узнавания рыб.
б) метапредметные результаты:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- рассматривать иллюстрации учебника;
- извлекать из них нужную информацию;
- моделировать строение чешуи рыбы с помощью кружочков из фольги;
- осуществлять самопроверку;
- описывать рыб по плану;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
в) личностные результаты:
- осознавать необходимость бережного отношения к природе
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок! СЛАЙД
- Сейчас урок окружающего мира.
- Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли в гости учителя нашей школы, ваши воспитатели из детского сада. Все хотят посмотреть на вас, стали ли вы учениками. Повернитесь и кивком головы поздоровайтесь с гостями.
Актуализация знаний.
- Сегодня мы будем продолжать изучать природу, которая нас окружает. А о чем будем говорить попробуете отгадать сами, сначала вспомним, что изучали на прошлом уроке.
- Посмотрите на экран, кого можно назвать лишним? (щука) СЛАЙД
- Как назовем всех остальных? Почему вы так решили? (у них 6 ног.)
Самоопределение к деят-и.
- Почему щука лишняя? (это рыба)
- О ком мы будем говорить на уроке? (о рыбах) СЛАЙД
|
- Вспомните сказки, в которых упоминаются рыбы («Сказка о рыбаке и рыбке», «По щучьему велению»)
- А еще о рыбах есть много пословиц. Вот например такая: ЧТОБ РЫБКУ СЪЕСТЬ,НАДО В ВОДУ ЛЕЗТЬ.
- Кто попробует объяснить смысл этой пословицы?
- А все ли мы знаем о рыбах? А хотите узнать?
- А что бы вы хотели узнать? (Где живут? Как передвигаются? Какие рыбы существуют? Строение)
- откройте учебник на стр 34. Прочитайте тему урока. Какие учебные задачи поставим перед собой?
Совпали ли наши вопросы с вопросами учебника? Какие еще вопросы можно было задать?
Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
- Как можно отличить рыб от других животных? (нет ног, живут в воде)
- О рыбах есть много загадок. Я прочитаю вам загадки о рыбах, а вы должны попробовать догадаться по каким словам можно понять, что речь идет о рыбах:
В воде они живут,
Нет клюва, а клюют.
- По каким словам можно догадаться, что речь идет о рыбах? (в воде живут)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
-А в этой загадке, по каким словам догадались, что речь идет о рыбах? (золотые монетки)
Что имеется ввиду под словами «золотые монетки»? (есть чешуя)
- Муравьишка Вопросик предлагает нам рассмотреть рисунок на с. 34 и познакомиться со строением рыбы.
- Будем работать в парах: один читает подпись к рисунку, а другой показывает, затем наоборот.
- А теперь я буду показывать на часть тела рыбы, а вы называть её. СЛАЙД: голова, туловище,жаберные крышки, плавники, хвост
- Плавники и хвост помогают рыбе плавать.
Плавники у рыбы как рули: помогают поворачивать налево, направо.
|
Хвостовой плавник толкает рыбу вперед.
Работа по карточкам
- Чем покрыто тело рыбы? (чешуей).
- Посмотрите, как при увеличении выглядит чешуя рыб. СЛАЙД
Чешуя ложится на тело рыбы в определенном порядке. Чешуйки у рыбы круглые, ложатся плотно друг под друга, вот так: ПОКАЗЫВАЮ ООО
- Сейчас я проверю, как вы были внимательны:
на столах у вас лежат листочки, где изображена чешуя рыбы, вы должны закончить рисунок.
Берем в руки простой карандаш и начинаем дорисовывать чешую.
- А теперь проверим, посмотрите на экран (ЩЕЛК.)
- Я хочу узнать, все ли справились с заданием, покажите кружок для самооценки. ООО
- А для чего рыбе нужна чешуя?
- Защищает от микробов ,
придает телу упругость ,
обеспечивает рыбе большую скорость передвижения
- А как думаете, как можно определить сколько лет прожила рыба?
Определить сколько лет рыбе можно посмотрев на её чешую. Летом рыба растет быстр, поэтому колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растет, поэтому колечко узкое. Вот по этим колечкам на чешуе мы и можем узнать сколько рыбе лет.
- Посмотрите на слайд СЛАЙД
- Почему рыбы разделены на 2 группы? (речные и морские)
- Почему называют речными? Морскими? (одни живут в море, а другие в реке, озере, пруду)
- А чем морская вода отличается от воды в пруду, озере и реке? (в море вода солёная , а в пруду, озере и реке- пресная )
- Каких морских рыб вы знаете? (перечисление, живут только в соленой воде!!!)
- Прочитайте названия морских рыб. (щелк.)
|
К амбала — морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя ее плавниками.
Акулы - отличные пловцы. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантские акулы – самые большие рыбы. Тело акулы не имеет чешуи. Ее тело на ощупь напоминает наждачную бумагу.
- Каких речных рыб вы знаете? (перечисляют, живут только в пресной воде!!!)
- Прочитайте название речных рыб. (щелк)
Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи. А Еще у сома есть длинные усы.
Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов.
У щуки длинное тело. Щука одна из крупных речных рыб. У неё очень острые зубы.
- К каким видам рыб относится камбала и акула? (морские рыбы)
- К каким видам рыб относится сом, ерш и щука? (ручные рыбы)
Ф/М пассивная
Работа в рабочей тетради.
- Сейчас проверим, как вы внимательно слушали меня и своих одноклассников. СЛАЙД (с начала урока)
- Открываем стр.24 в рабочей тетради. Находим рамочку в которой изображены силуэты рыб.
У вас на столе лежат цветные карандаши: синий и зелёный.
Если рыба речная, то кружок раскрашиваем зеленым цветом, а если морская, то синим цветом.
Я буду загадывать загадки, а вы отгадываете о какой рыбе говорится, находите её силуэт, определяете морская она или речная и раскрашиваете О.
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(Сом.)
На дне один
Лежит плоский блин.
(Камбала.)
Драчун и забияка
Живет в воде,
Кости на спине,
И щука не проглотит.
(Ерш.)
Хвостом виляет,
Зубастая, а не лает.
(Щука.)
Живу глубоко.
Плыву легко,
Зубастая, большая,
Я рыба морская.
(Акула.)
-А теперь проверим (СЛАЙД): 1. - Проверьте правильно ли вы определили морских и речных рыб:
- Сравните цвет своих кружков с кружками на слайдах. Оцените себя ООО
2. А теперь я хочу проверить, как вы запомнили внешний вид рыб:
возьмите в руки веера с цифрами и покажите, под какой цифрой изображен: ёрш, акула, камбала, сом, щука. Оцените себя,с помощью кружков, всех ли рыб вы узнали правильно. ООО
- А сейчас игра. Проверим, как научились различать разные группы животных:если услышали название рыбы- прыжок, если животное другой группы, то руки поднимаем вверх: ЁРШ, ЗМЕЯ, АКУЛА, КАМБАЛА, ПАУК, ЩУКА, СОРОКОНОЖКА, РАК, СОМ, БОГОМОЛ, КАРАСЬ.
5. Итог урока.
- Что нового вы узнали о рыбах?
- Для чего рыбам нужны чешуя?
- Назовите части тела рыб.
- Названия каких рыб запомнили?
- Кто же такие рыбы?
Самооценивание.
- Оцените свою работу на уроке ООО