Общие представления о педагогике как науке.
Объект, предмет и функции педагогики.
Слово «педагогика» происходит от греческого paidagogike, что означает буквально «детоведение, детовождение». Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении многих столетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика была вычленена из системы философских знаний в начале ХVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского. К современному времени педагогика стала многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.
Объект, предмет и функции педагогики
педагогика — междисциплинарная область человеческого знания. Такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. В этом случае в педагогике оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.) (Крившенко Л.П.);
педагогика — прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений;
педагогика — это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения (Сластенин В. А., Каширин В. П.)
Третья точка зрения, согласно которой педагогика рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, является наиболее признаваемой. В отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения педагогика как наука обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она отвечает на вопросы, какие и почему происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.
Педагогика – наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности (Н.В. Бордовская, А.А. Реан); наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л.В. Мардахаев); особая сфера деятельности по воспитанию и обучению человека (Н.В. Бордовская, А.А. Реан); наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности (И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович); наука и одновременно отрасль человековедения, т.е. отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы (Е.С. Рапацевич); наука о воспитании человека (Г.М. Афонина, И.П. Подласый); особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества (П.И. Пидкасистый); наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов (Н.В. Бордовская, А.А. Реан, С.И. Розум); часть культуры народа, непреходящая ценность (В.С. Кукушин); теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство (И.Ф. Харламов); наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В.И. Андреев)
вопрос: «Что же она изучает?» Поэтому необходимо осмысление объекта и предмета педагогики.
Объект — это область действительности, которую исследует данная наука.
Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Таким явлением действительности является образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Предмет — это способ видения объекта с позиций данной науки.
Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс.
Под педагогическим процессом понимают специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых).
Исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики, можно сделать вывод, что педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.
Различают следующие функции педагогической науки: общетеоретическую, прогностическую и практическую.
Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы (описание, объяснение и предсказание явлений действительности, которую она изучает).
Прогностическая функция педагогики состоит в обоснованном предвидении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т. п.). На базе научно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное планирование. В области воспитания значимость научных прогнозов исключительно велика, ибо по своей природе воспитание обращено в будущее.
Практическая (преобразовательная, прикладная) функция педагогики состоит в том, что на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами. Единство всех функций педагогики позволяет наиболее полно решать задачи педагогического процесса в различных типах образовательно-воспитательных учреждений.
Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные.
Постоянные задачи
1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами.
Закономерности в педагогике – это связь между преднамеренно созданными и объективно существующими условиями и достигнутыми результатами, где результатами являются воспитанность и обученность. Связи бывают двух типов.
Закономерные связи – связи, удовлетворяющие определенным требованиям. Одно из таких требований – объективность связи, т. е. ее независимость от желания, настроения участников педагогического взаимодействия. Важен и причинно-следственный характер связи. Он выражается в том, что результаты педагогического процесса предопределяются строгим набором факторов. Третий важный фактор – всеобщность, т. е. проявление закономерных связей в работе педагога. И, наконец, отмечается повторяемость закономерных связей: их способность воспроизводиться в аналогичных ситуациях.
Каузальные (случайные) связи. Основная причина их возникновения – отвлекающие временные психические состояния школьников.
Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная педагогическая деятельность – это всегда творческий процесс. Однако существуют определенные рациональные средства эффективного влияния на учащихся. Для этого требуется теоретическое обоснование и научная интерпретация «творчества учителей».
2. Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания.
3. Задача прогнозирования обучения на ближайшее отдаленное будущее. Прогнозирование выполняет функцию управления развитием педагогики как теоретической и практической науки.
4. Задача внедрения результатов исследований в практику.
Временные задачи
Их возникновение диктуется потребностями практики и самой науки педагогики:
1) создание библиотек электронных учебников;
2) разработка стандартов педагогического профессионализма;
3) выявление типичных стрессов в работе учителя;
4) создание дидактических основ обучения «трудных» детей;
5) разработка тестов уровней педагогического мастерства;
6) анализ типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик.