Метод свободных ассоциаций




Подготовка. Выбор проблемы и проработка ее путем индивидуальных реактивных приемов

Например:

а) проблема - "как развить детскую организацию?";

б) выбор главного пути решения выдвинутой проблемы;

в) тестирование всех появляющихся в поле сознания путей. Такая подготовительная работа дает возможность предпринимателю оценить суть проблемы и сделать выводы о главных направлениях групповой работы.

Формирование креативной группы

Наибольший успех "мозговой атаки" будет обеспечен при соблюдении следующих условий:

· группа должна состоять примерно из 10 человек; социальный статус участников должен быть примерно равным;

· в группе должно быть всего лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме, чтобы предоставить полный простор воображению участников. Лица, обладающие специальными знаниями, слишком искусные в том или ином деле, - нежелательны. Их стремление осмысливать высказываемые идеи в соответствии с имеющимся опытом может сковывать воображение других участников;

· обсуждение проблемы должно проходить в комфортной и непринужденной обстановке. Участники должны быть в состоянии "релаксации". Кресла должны быть расположены по кругу. Стол не обязателен. Необходимо иметь две-три классные доски;

· руководитель должен быть ведущим. Ему следует воздерживаться от давления на участников; в группе назначаются секретари-наблюдатели, которые фиксируют высказывания и поведение ораторов.

Процедура "мозговой атаки"

Здесь выделяются следующие этапы:

Вступление. Длится до 15 минут. Ведущий говорит о сущности метода, разъясняет правила действий участников. Объявляет проблему, например: "Как развить детскую организацию?" Проблемы записываются на доске. Ведущий объясняет причину выдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок, которые также записываются на доске.

Генерация идей. Участники дискуссии в свободной форме высказывают свои идеи, которые фиксируются на доске. Для этого привлекаются назначенные секретари или ассистенты. Как только происходит задержка с выдвижением новых идей, ведущий просит участников поразмыслить над проблемой, посмотреть на доску. После паузы обычно появляются новые идеи. Если этого не происходит, то ведущий выдаст бланки с вопросами, ответы на которые порождают новые идеи.

Вопросы: "Каким образом повысить известность организации?", "Кто должен это делать и должен ли?", "Почему это необходимо делать?" и т.д.

Заключение

Здесь может быть 2 варианта:

Классический вариант. Ведущий благодарит участников за проделанную работу и сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить их с точки зрения применения на практике. Если у участников брейсторминга возникнут новые идеи, то они могут передать их в письменном виде руководителю дискуссии. Как видно, это не лучшая процедура завершения "мозговой атаки". В связи с этим практикуются и другие варианты заключительной части занятий.

Облегченный вариант. Оценка идей осуществляется самими участниками брейнсторминга. Здесь используются различные приемы:

1.Участники дискуссии разрабатывают критерии оценки идей. Эти критерии выписываются на доске, располагаясь по степени важности.

2.Выдвинутые идеи группируются по соответствующим основаниям, которые различаются содержанием идей.

3.Определяется наиболее перспективная группа идей. Каждая идея в этой группе оценивается в соответствии с критериями оценки.

4.Тестирование идей методом "от противного": "Каким образом данная идея, если ее реализовать, провалится?"

5.Определяются наиболее "дикие" идеи, которые пытаются переделать в реализуемые.

6.Каждый участник как бы вновь проделывает "мозговую атаку" для себя лично, создавая на основе уже зафиксированных идей, нечто новое.

7.Группа выбирает наиболее ценные идеи, располагает их по степени важности и предлагает для внедрения в практику.

 

Существуют, однако, и другие методы, позволяющие разбудить творческую инициативу и направить ее на выработку новых, нестандартных идей и подходов к решению проблем.

Метод «мозговой штурм»

Метод «мозговой штурм» — это, пожалуй, наиболее известный и широко используемый метод выработки новых идей и творческого решения проблем. Он представляет собой неструктурированный процесс генерирования всевозможных идей по поставленной проблеме, спонтанно предлагаемых участниками. Подготовка к «мозговому штурму» начинается с формулирования проблемы, которая не должна быть ни слишком общей (это ведет к разбросу идей, и что-то конкретное получить будет трудно), ни слишком узкой (поскольку это будет сдерживать инициативу участников). Затем нужно подобрать участников «штурма», их должно быть человек 6—12. Желательно, чтобы это были люди разных профессий, но признанных авторитетов по обсуждаемой проблеме среди них быть не должно. Любые высказанные в ходе «штурма» идеи — даже самые абсурдные — следует записать, чтобы при необходимости к ним можно было бы вернуться еще раз, а участников обсуждения предупредить, что критиковать друг друга или высказывать какие-то отрицательные оценки строго запрещается.

«Мозговая атака наоборот»

«Мозговая атака наоборот» во многом напоминает обычную «мозговую атаку», но при этом разрешается высказывать критические замечания. Вернее, не столько даже разрешается, сколько весь метод построен на том, чтобы все участники группы выявляли недостатки предлагаемых идей. К проведению таких заседаний нужно относиться очень ответственно, чтобы участники дискуссии вели себя корректно по отношению друг к другу. Метод «мозговой атаки наоборот» может дать неплохие результаты, если его задействовать в качестве предварительного шага перед использованием других методов стимулирования творческой активности. Обычно в ходе «мозговой атаки наоборот» участники должны не только найти все слабые места каждой идеи, но и предложить пути их устранения.

Синектика

Синектика — это творческий процесс, заставляющий участников использовать для решения поставленной проблемы один из четырех механизмов аналогии — личностный, прямой, символический и фантазийный. Работа группы проходит в два этапа. Задача первого этапа — сделать непривычное привычным. Для этого путем обобщения различных ситуационных моделей непривычную проблему или объект помещают в привычный контекст, и ее непривычность исчезает. После этого начинается второй этап, задача которого — сделать привычное непривычным, что зачастую позволяет выработать совершенно неожиданные подходы и решения.

Метод Гордона

Метод Гордона, в отличие от большинства других методов пробуждения творческой инициативы, предполагает, что участники рабочей группы заранее не знают, какая именно проблема будет обсуждаться, поэтому они не скованы устоявшимися представлениями и привычными шаблонами. Заседание открывает ведущий, который в самых общих выражениях излагает некую концепции, связанную с интересующей его проблемой. Участники группы высказывают свои идеи по поводу услышанного. Затем под руководством ведущего уточняется исходная концепция и некоторые другие вопросы, имеющие к ней отношение. После этого вскрывается та самая проблема, ради которой, собственно, и затевалось все обсуждение. В результате участники начинают высказывать уже совершенно конкретные предложения и излагать свои мысли о том, как реализовать задуманное.

Метод вопросника

Новые идеи можно вырабатывать, используя список вопросов или предложений, имеющих отношение к анализируемой проблеме. Метод вопросника можно применять как для выработки принципиально новых решений, так и для поиска новых идей в заранее очерченной области. Сам вопросник составляется в произвольной форме. Вот пример достаточно универсального вопросника:

• Можно ли найти для этого какой-то иной способ применения? По-иному использовать то, что известно? Найти другое применение, если изменить?

• Можно ли это адаптировать? Есть ли где-то что-то похожее? Не наводит ли это на какие-то другие идеи? Может, что-то такое уже было в прошлом? Что я могу скопировать? Кого я могу попытаться превзойти?

• Можно ли это как-то модифицировать? Повернуть по-новому? Изменить смысл, цвет, движение, запах, форму, силуэт? Что еще можно изменить?

• Можно ли это увеличить? Если да, то что именно: время? частоту? мощность? размер? плотность? Можно ли придать этому новую ценность, добавив новое свойство? Включить в состав еще какие-то компоненты? Продавать в двух экземплярах? Во многих экземплярах? Преувеличить?

• Можно ли это уменьшить? Если да, то как это сделать: уменьшить размеры? Повысить концентрацию? Сделать миниатюрный вариант? Сделать ниже? Короче? Легче? Убрать какой-то компонент? Убрать все лишнее? Разбить на части? Преуменьшить?

• Можно ли это заменить? Если да, то чем или как? Заменить один какой-то ингредиент? Использовать другой материал? Другой процесс? Другой источник энергии? Найти другое место? Другой подход? Придать звуку другой тон?

• Можно ли это перекомпоновать? Поменять местами элементы? Использовать другую схему? Другую структуру? Другой порядок? Поменять местами причину и следствие? Изменить ритм? Изменить график?

• Можно ли вообще все поменять местами? Заменить плюс на минус? Делать не это, а нечто прямо противоположное? Двигаться не вперед, а назад? Переставить с ног на голову? Поменять местами роли? Левый ботинок одеть на правую ногу, а правый — на левую? Переставить столы? Подставить другую щеку?

• Можно ли это скомбинировать? Что, если сделать смесь, сплав, набор, комплект? Объединить силы? Цели? Преимущества? Идеи?

Метод свободных ассоциаций

Метод свободных ассоциаций является одним из самых простых и в то же время самых действенных методов выработки новых идей. Он бывает весьма полезен при необходимости выработать совершенно новый взгляд на проблему. Нужно просто взять листок бумаги и написать на нем слово или целую фразу, имеющую отношение к обдумываемой проблеме, добавить к ней другую, затем еще одну и т.д., стараясь, чтобы каждое новое слово добавляло какую-то новую грань всему мыслительному процессу, благодаря чему постепенно возникнет цепочка идей.

Метод вмененных связей

Метод вмененных связей — это еще один способ, который позволяет дезагрегировать обдумываемую проблему, выявить входящие в нее элементы, заново их переосмыслить, перекомпоновать и на основания этой новой комбинации построить новую концепцию или идею. Метод состоит из следующих пяти шагов:

1. Выявить все входящие в проблему элементы.

2. Установить все взаимосвязи между этими элементами.

3. Описать эти взаимосвязи в структурированном виде.

4. Проанализировать записанное с целью выявления закономерностей, скрытых в этих взаимосвязях.

5. Выявить новые идеи, вытекающие из этих закономерностей.

Метод записной книжки

При использовании этого метода нужно завести блокнот или специальную записную книжку, в который следует записать формулировку проблемы и все известные факты, имеющие отношение к ее решению. Затем предприниматель начинает обдумывать проблему и возможные пути ее решения, каждый день записывая все возникающие идеи в эту книжку. К концу месяца составляется список самых лучших идей. Этот метод можно использовать и для коллективной выработки идей. В этом случае все участники процесса ведут собственные записи, а в конце месяца сдают их главному координатору, который сводит всю информацию воедино и составляет общий список идей, по которому проводится общее обсуждение.

Эвристический метод

Результативность эвристического метода зависит от умения предпринимателя строить догадки на основании логических рассуждений, интуиции и прошлого опыта. Предприниматели прибегают к эвристике чаще, чем сами предполагают, поскольку решения им, как правило, приходится принимать в условиях неполноты информации, когда о последствиях этих решений можно только догадываться, но с уверенностью судить нельзя. Существуют также специальные эвристические методы выработки новых предпринимательских идей, один из которых называется HIT (Heuristic ideation Technique — «эвристический метод формирования новых идей»). Этот метод предполагает выявление всех концепций, которые имеют отношение к изучаемому товару или группе товаров, и выработку на их основе всех возможных комбинаций идей.

Научный метод

Научный метод, который широко применяется в самых разных областях, предполагает сбор данных в ходе наблюдений или экспериментов и проверку на основании этих данных различных гипотез относительно состояния объектов или процессов. Научный метод необходимо применять всегда, когда необходимо провести тщательное исследование какого-либо объекта или процесса. Предприниматель должен поставить проблему, проанализировать ее, собрать и проанализировать данные, проверить возможные пути решения поставленной проблемы и, наконец, выбрать наилучшее из всех допустимых решений.

Мечты о невозможном

Мечтать бывает не только приятно, но и полезно — это может навести на новую мысль. В мечтах не нужно стесняться — смело замахивайтесь на высокие цели, представляйте себе, каким оригинальным путем вы к ним придете. Все приходящие в голову возможности следует записать и изучить, пока не будет наконец выработана идея, с которой можно работать дальше.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: