Теория возрожденного естественного права




Тут кратко, чтобы потом сравнивать: Концепции естественного права отличаются значительным разнообразием, но всех их объединяет родство методологических принципов: право рассматривается не как акт государственной воли, предполагающий законное принуждение в случае неподчинения, а как воплощение справедливости и разума.

Естественно-правовые учения относятся к самым распространенным правовым теориям. Отдельные положения теории ЕП были известны мыслителям Др. Греции и Др. Рима.

Расцветом теорий ЕП принято считать XVII – XVIII вв.

Основатели: Г. Гроций и Б. Спиноза (Голландия), Т. Гоббс и Дж. Локк (Англия), Ж.Ж. Руссо и П. Гольбах (Франция) и А.Н. Радищев (Россия).

Суть теории: Они отказались от идеи божественного происхождения ЕП и обратились к воле народов, наций, отдельного человека. Признавалось, что в обществе наряду с позитивным правом, созданным государством (законодательством), существует высшее право, свойственное человеку от природы, – естественное право. Оно служит критерием позитивного права с точки зрения его соответствия справедливости. Если такого соответствия нет, то законы государства являются неправовыми. При этом под ЕП понимались законы природы, которые провозглашают всех равными, следовательно, законы государства должны быть одинаково справедливыми ко всем людям.

Таким образом, ЕП трактуется как совокупность абстрактных принципов – свободы, справедливости, выполнения заключенных договоров, уважения властей, общего блага и др., которые предопределены Божьей волей и воплощаются по воле Бога.

К началу XIX в. идеи естественного права заметно потускнели и сложилась историческая школа права, исходившая не из природы человека и разума, а из истории и духа народа. Философия права как новое направление политико-юридических исследований первоначально заимствовала некоторые элементы естественно-правовых теорий, но отнюдь не сводилась к ним. Наконец, утвердившийся в качестве доминирующего направле­ния в науке и практике юридический позитивизм сознательно бросил вызов теории естественного права.

Однако к концу XIX в. ситуация вновь изменилась. Возникла школа так называемого «возрожденного естественного права». К ней принадлежали известный немецкий юрист Р. Штаммлер, видные представители отечественного правоведе­нии П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский и др. Становление этой школы было обусловлено разоча­рованием реальным состоянием государственно-правовых институтов, их отставанием от потребностей общества, обострени­ем социальных противоречий и постепенным признанием «вто­рого поколения прав человека», т.е. социальных прав.

Принципиальным отличием нового направления от сложив­шихся традиций явилось то, что содержание естественного пра­ва не рассматривалось как нечто неизменное, раз и навсегда данное, соответствующее «вечному закону» и вытекающее из столь же постоянной природы человека. Вместо классического набора неотчуждаемых прав (прежде всего, свободы, равенства, собственности) выдвигалась идея «естественного права с ме­няющимся содержанием» (Р. Штаммлер). Личные права допол­нялись социальными, что открывало новые горизонты в преоб­разовании правовой системы.

Другой особенностью концепции «возрожденного естественного права» является четкое определение его юридической природы. Согласно классическим представлениям, естественное право считалось высшим правом. Предполагалось, что позитивные законы должны ему соответствовать, что закон, противоречащий нормам естественного права, не является правом. Отсюда проблема неповиновения и сопротивления такому закону, постоянно находившаяся в поле зрения классиков естественно-правовых теорий. Новая школа решила этот вопрос бесповоротно и вполне реалистично: естественное право не является правом в строгом, или полном смысле слова. По словам Р. Штаммлера, норма естественного права не должна иметь «положительного значения, т.е. быть обязательной для исполнения членами общества наряду с нормами выраженными в законах», она обращена только к законодателю. Того же мнения придерживался П.И. Новгородцев: «Современная юриспруденция относит название права исключительно к нормам положительным, признанным в законе или обычае. Идеальные требования не представляют собой права в строгом смысле слова, а суть только проекты будущего права». Естественное право предстает у него как правовой идеал, как оценка существующего с этической точки зрения».

Рудольф Штаммлер. "ЕП" - исторически складывающиеся и меняющиеся идеи, содержащиеся в общественном правосознании, требующие реформы права с точки зрения общественного идеала ("конечная цель"). Прогресс общества определяется неким абстрактным правовым идеалом: им является такое общество, где преодолено извечное противоречие между волей и желаниями, между разумом и чувствами, между должным и сущим. Для достижения этой цели нужно выдвигать проекты, приближающие общество к идеалу, распространять соответствующие идеи путем учения и примера, морально совершенствоваться. Особенно пагубными для прогресса - борьба классов и революции. Но этот идеал никогда не может быть достигнут, так как его достижение означало бы конец истории человечества. Это общество - "регулятивная идея", к которой человечество вечно стремится.

Павел Новгородцев. Абсолютная основа ЕП раскрывается в моральной идее личности, которая выступает идеалом и целью для самой себя и с этой точки зрения оценивает политико-правовую реальность. Естественно-правовой идеал личности служит средством и критерием в организации правопорядка и политических институтов, а т.к. между идеалом и реальностью всегда существует разрыв, то личность как носитель естественно-правовой идеи постоянно конфликтует с действующим законом. В этом несоответствии Новгородцев видит источник кризиса правосознания на западе в конце 19-начале 20 в. Он призывает отказаться от традиционного формально-юридического правосознания в пользу нравственно-психологического и религиозно-метафизического понимания. Концепция абсолютного социального идеала - принцип всеобщего свободного универсализма, где свобода, равенство, всеобщность объединения лиц сочетаются в свободной солидарности всех. Подобный универсум (связан с идеями Платона, Достоевского, Соловьева, Трубецкого) - развивающаяся нравственная идея (нравственный закон - естественное право абсолютный идеал), эволюция представлений личности от осознания ею своей нравственной природы к формированию требований организации общества, принципов оптимального сочетания государства и личности. Однако невозможно соответствие абсолютного идеала и действительности. Он достижим в контексте православной догматики, его воплощение Новгородцев выносит за пределы человеческой истории в сферу сверхчеловеческого.

Нормативизм Г. Кельзен

Нормативизм или чистое учение о праве Ганса Кельзена. «Чистая теория права». Эта теория стремится описать право таким, как оно есть в чистом виде, не занимаясь его оправданием или критикой. Юриста не должны интересовать внешние связи права с экономикой, психологией, политикой, социологией. В предмет изучения науки о праве включаются только вопросы, связанные с разработкой эффективной системы норм права, иерархической связи между нормами, юридической техникой. Система права представляется в виде пирамиды, вершину которой занимают нормы конституции. Последняя ступень - это правовые нормы, создаваемые судебными и административными органами правопримеения, а также самими субъектами права при заключении ими договоров и реализации сделок. Вся эта пирамида основана на т.н. «основной норме» - это гипотетическое логическое понятие, такая предполагаемая норма, из которой можно вывести содержание всех прочих норм при последовательном и развернутом ее толковании. Суть этой нормы - надо вести себя так, как велит конституция. Эта норма нигде не записана формально, но предполагается реальной и существующей, ибо она определяет все существование и действие системы права. Легитимным признается правительство, которое действует и устанавливает нормы в соответствии с основной нормой.

Ученый опирался на философию неокантианства, сторонники которой разграничили две области теоретических знаний – науки о сущем (естественные науки, история, социология и др., изучающие явления природы и общественной жизни с т. з. причинно-следственных связей) и науки о должном (этика, юриспруденция; они исследуют нормативно обусловленные отношения в обществе, механизмы и способы социальной регламентации поведения людей).

Нормативисты призывали освободить юриспруденцию от исследовательских приемов, заимствованных из других областей познания.

Право старше государства. Оно возникло в первобытную эпоху, когда общество, разрешив индивидам совершать акты принуждения (месть) и запретив их, установило монополию на применение силы для обеспечения коллективной безопасности. Впоследствии правовое сообщество перерастает в государство, где функции принуждения осуществляются централизованным путем, т.е. специально созданными органами власти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: