Основатель школы - Г.Гуго.




Развитие юридической науки и ее методологии к ХХ веку. Конкуренция доктрин.

К началу XX в. юридическая наука представляла собой обширную систему знаний о праве, истории его возникновения и развития, его современном состоянии, практике реализации норм права в конкретных отношениях. Немало в ней имелось предложений о путях совершенствования общества, государства и права в ближайшей и отдаленной перспективе. Наиболее точные положения по этому вопросу имела материалистическая теория права, которая в совокупности с другими частями марксизма теоретически обосновала правомерность овладения пролетариатом государственной властью и создание социалистического общества. Практическое осуществление марксистской доктрины в России знаменовало собой конец эпохи Нового времени и становление современной стадии развития общества и государства.

По современным наблюдениям позитивизм, социологизм и историцизм гуманитарной науки XIX—XX вв. поставили на твердую почву системное изучение многочисленных закономерностей общественного развития; в то же время стилистика научных работ стала значительно уступать произведениям эпохи рационализма.

XIX—XX вв. характеризуются многообразием юридической мысли. Основанием этого служат как многообразие политических интересов, так и объективная сложность правовой действительности, возможность применения к ее исследованию разных методологических подходов. Конкуренцию политических интересов различных социальных групп и политических сил отражают консервативные, либеральные и социалистические идеи в их разных вариантах. Сложность политико-правовой системы общества обусловливает то, что внимание ученых периодически сосредоточивается то на формально-юридическом исследовании государства и государственного аппарата, на писаном праве, то на технологии осуществления власти, на политическом процессе, политическом поведении, на правоприменительной деятельности, то на философских основаниях политико-правовой действительности.

Во второй половине XX в. многие ученые проводили исследования социологических проблем права.

Следует отметить, что теория естественного права, представляющая собой правовую идеологию буржуазии XVII—XVIII вв., раскритикованная в XIX в. исторической школой права и юридическим позитивизмом, также возрождается на рубеже XIX—XX вв., но термин «естественное право» в отличие от понятия «общественный договор» не забывается и фигурирует и в аргументации, и в названии теории — «возрожденное естественное право ».

В конце XX — начале XXI в. юридическая наука продолжает характеризоваться методологическим плюрализмом. Возникают новые методологические направления, развиваются и существовавшие ранее. Появляются новые отрасли юридического научного знания — сравнительное правоведение, юридическая антропология, юридическая конфликтология, юридическая глобалистика, исследования, связанные с применением компьютерных технологий в юридической деятельности, и т.д.

Историческая школа

Общая характеристика

Историческая школа права – одно из течений в науке права первой половины XIX в., получившее распространение в Германии, кардинально отличавшееся от доктрины естественного права и выступавшая против преобразования существующих общественных отношений с помощью нового законодательства.

Причина появления этой школы: под влиянием Франции в Германии тоже начались революции, но их там подавляли. Представители исторической школы говорили, что то, что для Франции супер, для Германии не нужно. Савиньи вообще говорил, что народ не имеет права на насильственное изменение существующего порядка, а еще, что люди должны подстраиваться под условия, даже если они противоречат их натуре.

Основные идеи школы:

1. право развивается вместе с развитием самого народа, более того, в правовых нормах сказываются особенности того или иного национального духа

2. нельзя произвольно переносить нормы одно государства в другое, так как это создаст напряженность в обществе

3. предметом исследования правоведов должно быть исторически сложившееся и применяемое каждым народом право, что касается методологии юридических исследований, то, по мнению представителей немецкой исторической школы права, адекватным поставленным задачам является метод историко-сравнительных исследований.

Основатель школы - Г.Гуго.

Идеи:

· закон не единственный источник права, право может формироваться помимо воли законодателя;

· право развивается вместе с языком и что, подобно языку и нравам, оно складывается само по себе, без чьих-либо соглашений и приказов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: