Антидемократические режимы.




А) Тоталитарный режим предполагает:

- всеобщий (тотальный) контроль государства над обществом и личностью (вмешательство в частную жизнь);

- отсутствие реальных прав и свобод человека;

- террористические методы осуществления государственной власти;

- жесткую цензуру;

- господствующую государственную идеологию и, как следствие, однопартийность;

- милитаризацию общественной жизни;

- выход государства за рамки закона, исходя из политической целесообразности.

Виды тоталитарных режимов:

- фашизм: полная ликвидация прав и свобод, уничтожение оппозиции, уничтожение инакомыслящих (Италия при Б.Муссолини);

- нацизм: дискриминация вплоть до физического уничтожения по признаку национальности (Германия при А.Гитлере);

- расизм: дискриминация по признаку расы (режим апартеида в ЮАР в 1970-е гг.).

Б) Авторитарный режим является переходным между тоталитарным режимом и демократией (СССР в 1970-е гг.), имеет следующие черты:

- ограничение реальных прав человека;

- ограничение роли выборных органов государственной власти;

- усиление роли исполнительных органов;

- отсутствие разделения властей в целом;

- наличие цензуры;

- может допускаться подконтрольная государству оппозиция.

17. Характеристика формы современного Казахстана

Казахстан - согласно конституции демократическая, правовая, унитарная, светская республика с президентской формой правления.

Первая конституция была принята в январе 1993 года. Новая - в августе 1995 г; в 1998 - поправки. По новой конституции Казахстан — демократическое правовое унитарное государство, имеющее три независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную. Президент, не относится ни к одной из трёх ветвей власти, и избирается на пять лет из граждан Казахстана не моложе 40 лет, проживающих в республике не менее 15 лет и свободно говорящих на государственном языке. Исполнительную власть осуществляет Правительство, которое образуется Президентом в порядке предусмотренной Конституцией. Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент (Сенат — 47 депутатов и Мажилис — 107 депутатов), судебную власть — система судов посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства.

18. Функции государства.

С функциональной точки зрения государство призвано решить ряд задач в сферах внутренней и внешней политики. Под функцией государства понимают определенную направленность его деятельности. Функции современного цивилизованного государства разделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции: 1) экономическая, которая сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, стимулированию предпринимательской деятельности и т.п.; 2) социальная, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальном обеспечении и т.д.; 3) правоохранительная, которая направлена на укрепление правопорядка и законности в государстве; 4) культурно-просветительная, призванная обеспечить культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры.

Внешние функции: 1) экономическое сотрудничество с другими странами;2) оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ;3) участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию международных и внутригосударственных конфликтов;4) борьба за мир и мирное существование;5) научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами;6) взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и созданию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества.

19. Формы и методы осуществления функций государства.

Формы осуществления функций государства — это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуют­ся его функции.

Выделяют правовые и организационные формы. Первые в отли­чие от последних есть однородная деятельность органов государст­ва, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия.

К правовым формам относят:

1) правотворческую (деятельность по подготовке и изданию нор­мативных актов);

2) правоприменительную (деятельность по реализации норма­тивных актов путем принятия актов применения права, это повсе­дневная работа по выполнению законов и по разрешению разнооб­разных вопросов управленческого характера);

3) правоохранительную (деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.).

К организационным формам относят:

1) организационно-регламентирующую (текущая работа опреде­ленных структур по обеспечению функционирования органов госу­дарства, связанная с подготовкой проектов документов, организа­цией выборов и т.п.);

2) организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабже­нием и т.д.);

3) организационно-идеологическую (повседневная воспитатель­ная работа по идеологическому обеспечению выполнения различ­ных функций государства, связанная с разъяснением вновь издан­ных нормативных актов, формированием общественного мнения и пр.).

Методы осуществления функций государства — это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют: убеждение и принуж­дение, поощрение и наказание и т.д.

20. Механизм (аппарат) государства.

Механизма государства – система органов непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных при этом властными полномочиями – государственные учреждения и организации, а также материальные придатки госаппарата – вооруженные силы, милиция, опираясь на которые государственный аппарат действует.

Признаки механизма государства:

1.Представляет собой систему то есть упорядоченную совокупность государственных органов взаимосвязанных между собой; 2. Его целостность обеспечивается едиными целями и задачами которые объединяют разные государственные подразделения в единый организм, ориентирует их на решение общих проблем; 3. Его основным элементом являются государственные органы обладающие властными полномочиями; 4. Он является организационным и материальным рычагом, с помощью которого государство осуществляет свою власть и достигает конкретных результатов;

Под структурой механизма государства понимают его внутренне строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность соотношение и взаимосвязь. Структура механизма государства состоит из: 1. Государственные органы – обладают государственно-властными полномочиями, то есть такими средствами ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства с принятием обще управленческих мер; 2. Государственные организации – такие подразделения механизма государства, которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства - вооруженные силы, служба безопасности, милиция; 3. Государственные учреждения – такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функции государства в социальной, культурной, воспитательной, образовательной и научных сферах, к ним относятся библиотеки, поликлиники, больницы, почта, вузы, школы; 4. Государственные предприятия – также не обладают властными полномочиями, а осуществляют хозяйственно экономическую деятельность производят продукцию либо обеспечивают производство выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребности общества и извлечения прибыли; 5. Организационные, финансовые и иные средства, а также принудительная сила необходимы для обеспечения деятельности государственного аппарата;

Аппарат государства – это система государственных органов, обладающих государственной властью и осуществляющих функции государства.

Состоит государственный аппарат из: 1. Органов законодательной власти; 2. Органов исполнительной власти; 3. Органов судебной власти; 4. Надзорных органов; 5. Дипломатических органов.

 

21. Государственный орган: понятие, признаки, виды.

Государственный орган – это организационно-обособленное звено государственного аппарата, осуществляющее функции государства и наделенное государственно-властными полномочиями.

 

Признаки государственного органа:

1. представляет собой организационно-обособленное звено государственного аппарата;

2. учреждается государством и образуется в порядке, предусмотренном нормами права;

3. осуществляет задачи и функции государства;

4. имеет организационную структуру;

5. имеет территориальный масштаб деятельности (полномочия органа распространяются на определенную территорию);

6. имеет определенную компетенцию, закрепленную в нормах права;

7. наделён государственно-властными полномочиями;

а) вправе принимать правовые акты,

б) вправе осуществлять контроль и надзор,

в) вправе применять меры гос. принуждения для обеспечения реализации принятых актов.

 

Классификация государственных органов

1) По принципу разделения властей: - законодательные;- судебные;- исполнительные.

2) По принципу федерализма: - федеральные; - гос. органы субъектов федерации.

3) По сроку полномочий: - имеющие срок полномочий; - не имеют срок полномочий.

4) По продолжительности существования: - постоянные; - временные.

5) По характеру компетенции: - органы общей компетенции (Правительство); - органы специальной компетенции (министерства).

6) По порядку осуществления полномочий: - коллегиальные; - единоначальные.

7) По порядку формирования: - избираемые; - назначаемые.

22. Система государственных органов РК.

Казахстан - унитарное светское государство. В состав Казахстана входят: 14 областей и 3 города центрального подчинения (Астана, Алматы и Ленинск/Байконур).

Форма правления: Президентская республика. Глава государства - Президент. Законодательную власть осуществляет Парламент, состоящий из двух палат - Сената (39 депутатов) и Мажилиса (77 депутатов).

Государственное устройство Казахстана

Органы государственного управления. Согласно Конституции Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, имеющее три независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную.

 

Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Президент Республики - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Президент избирается на пять лет из граждан не моложе 40 лет, проживающих в республике не менее 10 лет и свободно говорящих на государственном (т.е. казахском) языке.

 

Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Казахстан.

Правительство возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики, а в случаях, предусмотренных Конституцией, - перед Мажилисом Парламента и Парламентом. Члены Правительства подотчетны палатам Парламента в случае, предусмотренном подпунктом 6 статьи 57 Конституции.

Правительство образуется Президентом Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией.

 

Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент.

Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Парламент состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.

Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.

Мажилис состоит из ста семи депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом. Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих палат.

Срок полномочий депутатов Сената - шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса - пять лет.

Законодательная власть фактически контролируется президентом. Правительство подотчетно президенту, но не парламенту.

 

Судебную власть осуществляет Конституционный суд и система местных судов.

Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Судами Республики являются Верховный суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом. Судебная система Республики устанавливается Конституцией Республики и конституционным законом. Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории Республики.

 

Местные органы власти. В административном отношении Казахстан разделен на 14 областей, столичный город Астану и города Алма-Ата и Ленинск (центр управления космодромом Байконур), имеющие статус области (до 1997 в стране существовало 19 областей, 5 из которых впоследствии были упразднены). Депутаты местных советов избираются прямым голосованием из граждан старше 20 лет, не являющихся членами Мажилиса. В то же время акимы (губернаторы) областей назначаются президентом и ответственны только перед ним. В октябре 1998 указ президента Назарбаева определил, что в течение 7 лет будет осуществлен переход к прямым выборам всех руководителей местных органов власти.

 

Политические партии. Конституция 1995 разрешает деятельность политических партий после того, как они официально зарегистрированы; ни одна партия не может навязывать свою идеологию государству. Запрещается создание религиозных партий. Хотя в стране действует более 100 объединений и движений, которые можно считать политическими партиями, лишь несколько из них зарегистрированы. Три партии были созданы по инициативе президента Назарбаева. К ним относится Социалистическая партия, являющаяся преемницей распущенной Коммунистической партии Казахстана. В 1991 был зарегистрирован Народный конгресс. В октябре 1992 была создана Партия национального единства, считающаяся в настоящее время партией президента. У партии уже сменилось несколько лидеров. В 1994 была разрешена регистрация Коммунистической партии, запрещенной после путча в августе 1991. Существуют также Крестьянский союз, Национально-демократическая партия «Желтоксан», а также объединения «Азамат» и «Азат», в которые входят по несколько мелких партий и оппозиционных деятелей. Интересы русского меньшинства выражают движения «Лад» и «Единство». Интересы казахских националистов выражает движение «Алаш».

23. Государство и политическая система общества.

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Политическая система общества зависит от характера общественной среды, обладает относительной самостоятельностью и в целом способствует осуществлению политической власти.

Компоненты политической системы:

1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы;

5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и опыта.

Функции политической системы: обеспечение политической власти социальной группы или большинства членов данного общества; управление различными сферами жизнедеятельности людей; мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач; интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры; политическая социализация (посредством нее формируется политическое сознание индивида) и др.

Место государства в политической системе общества. Понятия "государство" и "политическая система общества" соотносятся, как часть и целое. Государство выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно: выступает в качестве единственного официального представителя всего народа; является единственным носителем суверенитета; обладает специальным аппаратом; имеет силовые структуры; обладает, как правило, монополией на правотворчество; владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта); определяет главные направления развития общества.

Роль права в политической системе общества заключается в том, что оно: служит одним из средств связи между обществом и его политической системой (в законах, выражаются интересы большинства людей); аккумулирует волю общества, всех его политических сил; делает политическую систему стабильной (законы обычно на длительный период закрепляют систему политических институтов); устанавливает правовые формы организации и функционирования государственной власти, способы и методы политической борьбы всех существующих политических сил и т.д.

Субъекты политической системы общества:

1) Местное самоуправление.

2) Политическая партия.

3) Общественно-политическое движение.

4) Группа давления.

24. Правовое государство: понятие и признаки.

Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности: личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

25. Разделение властей в правовом государстве

К основоположникам теории разделения властей, как правило, относят Дж. Локка и Ш. Монтескье. Ш. Монтескье писал, что в каждом государстве "есть три рода власти: законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского.

 

В силу первой власти государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй власти он объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую - просто исполнительной властью государства"

В Конституции РК статья 3 п. 4 закреплен принцип, согласно которому государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Каждая из этих ветвей представлена соответствующими органами, действующими самостоятельно.

Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент: Сенат и Мажилис, действующие на постоянной основе.

Исполнительную власть осуществляет Правительство (п.1 ст. 64), возглавляющее всю систему исполнительных органов и осуществляющее руководство их деятельностью.

Судебная власть, осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Органами судебной власти являются: Верховный суд РК, а также нижестоящие суды. Особенность казахстанского судопроизводства заключается в отсутствии отдельной ветви - арбитражного процесса. Экономические споры разрешаются в рамках гражданского судопроизводства, независимо от их субъектов. Суды, по рассматриваемым делам принимают судебные акты в форме решений, приговоров, определений, постановлений и приказов. Судебные акты в РК не создают правовых норм.

26. Гражданское общество и правовое государство: вопросы соотношения

Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, культурными, право­выми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, соз­дающих совместно с государством развитые правовые отношения. Это определение идеального общества, реальность которого определяется соотношением идеала и достигнутого состояния об­щества, которое провозгласило построение гражданского общества своей целью. Это фактически бесконечный процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все без исключения стороны жизни.

Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной вла­сти, которая строится на верховенстве права во всех сферах жизни общества.

Существование правового государства без наличия в нем гражданского общества невозможно. Именно благодаря гражданскому обществу в государстве происходят регуляция и выполнение нормативных актов: гражданское общество выступает независимым наблюдателем за выполнением законов в государстве.

Благодаря таким организациям гражданского общества как профсоюзы, студенческие объединения, ассоциации адвокатов происходит непосредственная защита личных и социальных прав человека и гражданина в государстве.

27. Основные теории правопонимания.

Правопонимание — это определённое представление о существе права.

Теория естественного права

Представители: Сократ, Аристотель

Главное — это духовное, идейное, нравственное начало. Приоритет над нормативным и реальным началами. Право — это возведённая в закон справедливость, в рамках данной доктрины разделяется право и закон, так как закон может быть не правовым. Право возникает естественным путём, появляется раньше государства, а нормы права лишь воплощают эти идеи. Само право даровано Богом или природой, поэтому государство должно уважать и соблюдать естественные права и свободы человека (право на жизнь, имя, собственность, создание семьи и др.). После Второй мировой войны идёт процесс возрождения естественного права.

Историческая школа права

Представители: Савиньи, Пухта

Право — это историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно. Законодатель должен максимально выражать «общее убеждение нации». Право основано на общих интересах, солидарности (многопартийность в парламенте), создание норм международного права — нормы договора (фиксированное согласие) или обычай (молчаливое согласие). Творец права — не законодатель, а народ; Народ-правотворец → основной источник права — обычай. Негативное отношение к кодификации права в лучшем случае — излишне и даже вредно, так как законодатель может исказить волю народа.

Психологическая теория права

Представители: Л.И. Петражицкий, З.Фрейд

Психика людей — это фактор, определяющий развитие общества, в том числе и право. Делится на два вида права — позитивное право и право каждой личности. Понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей — правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер. Правосознание состоит из правовой идеологии и правовой психологии. Роль правосознания и правовой культуры чрезвычайно важна.

Социологическая школа права

Представители: С. А. Муромцев, Р. Иеринг

Право — это не то, что задумано, и не то, что записано, а то, что получилось в действительности. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право — в сфере сущего. Есть право в текстах («мёртвое право») и есть право поведения субъектов правоотношений («живое право»). Формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности (Паунд: «Право — то, что решил судья»). Источник познания права — это непосредственное наблюдение жизни, поступков; изучение обычаев и документов (договоры, завещания, сделки).

Позитивная теория

Представители: Г. Ф. Шершеневич, Дж. Остин

Эта теория возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». Право — это приказ, принуждение исходящий от государства. Право возникает с государством, не будет государства — не будет права. К тому, кто нарушает нормы позитивного права применяется санкция (кара, наказание).

Нормативизм (неопозитивизм)

Представители: П. И. Новгородцев, Г. Кельзен

Право исходит только от государства — право немыслимо без государства, как и государство без права. Исходным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы. Правовые нормы носят иерархичный характер, в основании находятся индивидуальные акты. По Кельзену, право — это сфера должного, а не сущего, его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Право следует изучать в «чистом виде», наука должна описывать свой объект таким, какой он есть, а не предписывать, каким он должен быть.

Материалистическая теория права

Представители: Маркс, Энгельс

Право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое явление. Содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть. Право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

Интегративная теория

Представители: Лазарев, В. Г. Графский, Р. А. Ромашёв

Право — совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом. Основной признак права — нормативность111

Коммуникативная теория права А. В. Полякова

Право — это коммуникация (правоотношения — правонарушение — судопроизводство). Сущность определяют эйдосы (образы, идеи) — у каждого субъекта свой образ права, «там где общество, там и право». Есть право не в юридическом смысле: детское право (не брать чужого), право охотников, картёжное право и т. д.

Реалистический позитивизм Р. А. Ромашова

Право — система справедливых, гуманных, разумных норм и принципов права, которые оптимально эффективно реализуются. Право — действующие нормы, разумные и эффективные, они соответствуют интересам общества.

 

28. Понятие, принципы и функции права.

Право есть система общеобязательных, формально-определен­ных норм, которые выражают обусловленную экономическими, ду­ховными и другими условиями жизни государственную волю общест­ва, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или сан­кционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возмож­ностью государственного принуждения; являются государствен­ным регулятором общественных отношений. К признакам права относятся:

· государственно-волевой характер - состоит в том, что право выражает государственную волю общества, обусловлен­ную экономическими и духовными, а также национальными, ре­лигиозными, демографическими, природными и другими усло­виями его жизни.

· Нормативность - заключается в том, что право как государственная воля общества проявляется вовне, выступает в реальной жизни не иначе как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их матери­алистическом понимании.

· Власт­но-регулятивная природа – раскрывает специфику социального назначения права как особого государственного ре­гулятора общественных отношений. Данный признак проявляется и в том, что право регулирует отношения между людьми соответственно воплощенной в нем государственной воле общества. Поэтому, в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно; оно едино и однотипно с государством.

· Общеобязательность. Все иные разновидности социальных норм (нравственные, корпоративные, религиозные и т.д.) обязательны лишь для той или иной части населения. И только право — система норм, обязательных для всех. Тем самым праву отводится роль нормативной основы законности и право­порядка, всей правовой системы общества.

· Формальная опреде­ленность, т.е. точность, четкость, стабильность, которые получа­ют выражение, в частности, в предоставительно-обязывающем характере и специфической структуре правовых норм.

· Институционность, заключающаяся в том, что составляющие право нормы издаются или санкциониру­ются государством в строго определенных формах, своего рода знаковых системах, каковыми служат различные юридические источники. Как было показано выше, содержание права состав­ляет система действующих юридических норм.

Функции права – обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения.

Выделяют две группы функции права.

1. К общесоциальным относят, в частности:

а) экономическую функцию – например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;

б) политическую функцию – право регулирует деятельность субъектов политической системы;

в) воспитательную функцию – право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;

г) коммутативную функцию – посредством права обеспечивается связь между объектами управления;

д) экологическую функцию.

2. Специально юридические функции:

а) регулятивная выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;

б) охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;

в) оценочная – позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

В зависимости от сферы общественных отношений, попадающих под функциональное воздействие права, и внутреннего строения права выделяют:

· общеправовые функции, относящиеся ко всей внутригосударственной системе права, которая объединяет на согласованных началах норм, институты, отрасли права;

· межотраслевые функции, действующие в отношении таких отраслевых семей, как публичное или частное право, материальное или процессуальное право;

· отраслевые, связа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: