Во-первых, юридическая ответственность налагается для того, чтобы покарать правонарушителя и тем самымвосстановить социальную справедливость. Несмотря на то что принцип талиона («око за око») ушел в прошлое, идея возмездия и расплаты за содеянное существует при наложении юридической ответственности только в предельно универсальной форме: размер санкции (лишение свободы, или штраф, или исправительные работы, или неустойка и т. д.) зависит от тяжести содеянного.
Во-вторых, целью юридической ответственности является перевоспитание осужденного правонарушителя (и предупреждение совершения им правонарушений в будущем). Отбыв наказание в виде лишения свободы или возместив вред либо получив выговор, виновный остается в рядах своих сограждан и продолжает жить и работать. Общество заинтересовано в своих рядах иметь человека не озлобленного наказанием, а осознавшего, что, делая другим плохо, он делает плохо и себе, что лучше жить честно и пользоваться благами, полученными законным путем, нежели потерять самое дорогое благо — свободу, доброе имя, честь.
В-третьих, применение юридической ответственности осуществляется и в назидание всем окружающим людям дляпредупреждения совершения противоправных деянии с их стороны. В противном случае они могут рассчитывать на тот же неблагоприятный результат или те личные лишения, определенные правом, которые понес правонарушитель.
В-четвертых, многие меры юридической ответственности направлены на восстановление положения потерпевшего, на компенсацию имущественных потерь или морального вреда: возмещение убытков, неустойка, штраф, взимаемый в пользу потерпевшего.
|
77. Виды юридической ответственности.
Гражданско-правовая, материальная, дисциплинарная, административная и уголовная.
Уголовная - наступает исключительно за преступления. Только суд может привлечь к уголовной ответственности и определить ее меру. Меры уголовного наказания — лишение свободы, смертная казнь и т.д.;
Административная - наступает за проступки, нарушающие общественный порядок или совершенные в сфере государственного управления. Мерой ответственности служат административные взыскания, среди которых — предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест до 15 суток;
Гражданско-правовая — наступает за нарушение имущественных прав — неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда. Главная мера ответственности — возмещение убытков;
Дисциплинарная — наступает за нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины. Меры воздействия на правонарушителя — замечание, выговор, увольнение, исключение из учебного заведения.
78. Понятие законности и её принципы.
Законность - это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, соблюдении правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц.
Законность выражает общий принцип отношения общества к праву в целом. Поэтому её содержание рассматривают в трёх аспектах: а) в плане "правового" характера общественной жизни; б) с позиций требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами; в) под углом зрения требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола.
Принципы законности:
1. Единство законности (законы и их соблюдение едины для всех и на всей территории).
2.Неотвратимость реализации законности (т.е. юр. ответственности за нарушение требований закона).
3. Всеобщность законности.
4. Верховенство закона.
5. Защита прав и свобод человека как приоритетной цели законности.
6. Целесообразность. (существует презумпция целесообразности закона, брать под сомнение закон по личным соображениям недопустимо).
7. Связь законности и культуры (неуважение законов, их нарушение, правовой нигилизм - проявление некультурности, отсталости государства).
|
79. Гарантии законности: понятие и виды.
Гарантии законности — это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.
Виды гарантий, законности:
1) социально-экономические (это степень экономического развития общества, уровень его благосостояния, многообразие собственности, экономическая свобода и т.п.);
2) политические (это степень демократизма конституционного строя, политической системы общества, политический плюрализма многопартийность, разделение властей и т.п.);
3) организационные (это деятельность специальных органов контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов, прокуратуры, суда, милиции и т.д.);
4) общественные (это сложившийся в стране комплекс и профилактических и иных мер, применяемых общественностью в борьбе с нарушениями законодательства);
5) идеологические (это степень развития правосознания, распространения среди граждан юридических знаний, уважения к требованиям права, уровень нравственного воспитания в обществе);
6) специально-юридические (способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований). К специально-юридическим гарантиям, в частности, относятся установленные в законодательстве специальные принципы (например, презумпция невиновности), институты (возбуждения уголовного дела), процедуры (порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел), средства поощрений и наказаний и т.п.).
|
80. Соотношение законности и правопорядка.
Соотносятся следующим образом:
1) правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие нормативно-правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности;
2) нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности;
3) укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка;
4) конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности.
Есть законность - есть и правопорядок, нет законности - нет и правопорядка. Если законы и иные НПА всеми и повсюду строго соблюдаются (законность), то результатом такого положения является четкий правовой порядок. И напротив, если правопорядок слаб, непрочен, то это свидетельствует о том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются, иначе говоря, отсутствует законность как режим всеобщего уважения и исполнения законов и основанных на них подзаконных актов. Правопорядок - реальный показатель состояния законности, он отражает степень соблюдения законов, требований всех юридических норм.
81. Понятие и виды правосознания, его функции.
Выделяют политическое, моральное (нравственное), эстетическое, этическое, религиозное, правовое сознание.
Правосознание находится в одном ряду и в прямом взаимодействии с иными формами общественного сознания и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще. В силу этого правосознание выступает как явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое.
Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.
Правосознание — это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т. п. Правосознание представляет собой систему таких переживаний и идей, в которых выражается отношение людей не только к праву, но и иным явлениям правовой действительности.
С точки зрения субъектов (носителей) правосознание делится на общественное, групповое и индивидуальное. Эта классификация имеет условный характер, поскольку нет массового и группового правосознания без и вне индивидуального. Массовое правосознание олицетворяет усредненное состояние правовых взглядов, идей, чувств и т. д. различных социальных групп, групповое — индивидов с однородными интересами. Различна и роль этих разновидностей правосознания. На правообразование, например, решающее влияние оказывает массовое правосознание, а групповое и индивидуальное правосознание учитывается правотворческим органом в согласованном, сбалансированном виде.
Правосознание общества влияет как на правотворчество, так и на юридическую практику. Особенно наглядно оно проявляется при проведении референдумов, в отношении к отдельным видам наказания и оценке некоторых деяний.
Групповое правосознание тоже оказывает весьма заметное влияние на формирование и осуществление права. Речь идет не только о господствующей в данном обществе социальной группе, но и о других группах (студентах, пенсионерах, шахтерах и т. д.), отстаивающих свои корпоративные интересы с помощью забастовок, митингов и т. п. Особым видом группового правового сознания является профессиональное правосознание юристов. Оно формируется прежде всего на основе юридической практики, а также под влиянием правовой идеологии и науки. Взгляды и убеждения юристов-профессионалов играют важную роль в реализации юридических норм. Юрист-практик должен не только хорошо знать действующий закон и уметь применять его, но и быть готовым к самообучению в условиях постоянно меняющейся действительности.
Индивидуальное правосознание предполагает определенные знания права, законодательства, уважение к праву (в том числе субъективным правам других людей) и психологическую индивидуальную готовность к совершению юридически значимых поступков. Под влиянием окружающей действительности у субъекта формируется определенная правовая установка, под которой следует понимать его предрасположенность определенным образом воспринимать и оценивать правовую информацию и готовность действовать в соответствии с этой оценкой.
Сущность и социальное назначение правового сознания выражается в его функциях: познавательной, связанной с осмыслением правовой действительности, накоплением определенных знаний; оценочной, выражающейся в сравнительном отношении к правовым явлениям и процессам (к праву и законодательству, к правовому поведению, к объектам и субъектам юридически значимой деятельности), да и к самому правосознанию, на основе повседневного и научного опыта, использования нравственных и иных критериев, сопоставления социальных ценностей. Весь спектр объективной и субъективной реальности оценивается через призму справедливого и правового в общественной жизни. Именно оценочная функция является основой творческой, преобразующей роли правосознания, условием целеполагающей деятельности; регулятивной, определяющей ориентиры поведения людей, выработку стереотипов поведения в определенных ситуациях.
В юридической литературе иногда выделяют также прогностическую и информационную функции.
82. Понятие и классификация прав человека.
Права человека — это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека. Это универсальная категория, которая представляет собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами в условиях безопасного, свободного существования личности в обществе. В современный период права человека понимаются как обще социальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.
Права человека делятся на индивидуальные и групповые, различаются по времени возникновения (поколения прав человека), по сферам жизнедеятельности (личные, политические, экономические, социальные и культурные); отдельно выделяют «права» и «свободы» человека, основные (фундаментальные) и иные права человека. Все это образует каталог прав человека.
К личным правам относят право на жизнь, достоинство, личную неприкосновенность, свободу от рабства, свободу от пыток и иного насилия и принуждения, право на имя, честь, частную жизнь, неприкосновенность жилища, свободу совести и вероисповедания, свободу вступления в брак и создания семьи и некоторые другие.
Политические права включают в себя свободу слова и убеждений, свободу информации, свободу собраний, ассоциаций, право на объединение и проведение публичных акций, право на участие в управлении делами государства и референдуме, избирательные права, право на критику государственной власти, право на равный доступ к государственной службе и т.д. Политические права направлены на реализацию возможности участвовать в политической жизни общества, формировать и осуществлять государственную власть, воздействовать на нее, организовывать местное самоуправление.
Социально-экономические права связаны, в первую очередь, с его социальными отношениями с государством и обществом и направлены на обеспечение достойного жизненного уровня людей, на поддержку социально-незащищенных и слабо защищенных слоев населения, а также на защиту человека в его экономической и социальной деятельности. К этим правам относятся права в сфере труда, занятости, социального обеспечения, здравоохранения, образования и пр.
К позитивным правам можно отнести большую часть социально-экономических и культурных прав: право на социальную и медицинскую помощь, право на образование, право на приобщение к культурным ценностям и пр., а также некоторые политические, такие, например, как право на получение информации и право на справедливый суд.
Негативное право можно также выразить понятием «свобода», оно определяется волей субъекта-носителя прав. Фактически, это право на невмешательство со стороны государства в определенные сферы жизнедеятельности человека (принцип laissez faire). Например, свобода слова не требует каких-либо действий со стороны государства, скорее, наоборот, предполагается, что власть никаким образом не будет вмешиваться в ход реализации этого права. Помимо свободы слова, к негативным правам относятся большинство личных и политических прав, а также некоторые экономические и культурные (право собственности, свобода предпринимательства, свобода творчества).
Еще одно деление прав—на индивидуальные и коллективные, производится по кругу субъектов-носителей. Индивидуальное право —это право, принадлежащее отдельно взятому субъекту. Коллективные права принадлежат и реализуются группой, общностью людей.
Если индивидуальные права — естественные, принадлежащие каждому от рождения, то коллективные права естественными не являются, т.к. они формулируются в процессе становления интересов конкретного коллектива, общности. Коллективные права — это не сумма индивидуальных прав, принадлежащих каждому участнику коллектива. Они имеют свойства, которые определяются целями и интересами коллектива.
83. Понятие, принципы и виды правового статуса личности.
Правовой статус — это юридически закрепленное положение субъекта в обществе. Фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Эти виды отражают собой соотношение таких философских категорий, как общее, особенное и отдельное.
Общий статус — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции.
Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.
Индивидуальный стату с выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.
Принципы правового статуса личности – это признаваемые и охраняемые государством основополагающие начала, на основе которых строится система прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
К принципам правового статуса личности относятся:
1.равноправие (равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина; равноправие мужчин и женщин);
2. гарантированность прав и свобод человека и гражданина (политические; экономические; социальные; юридические);
3. неотъемлемость прав и свобод личности, запрет ограничения прав и свобод, кроме случаев установленных законом. В частности права и свободы граждан могут быть ограничены при введении военного или чрезвычайного положения на всей территории РФ либо на отдельной ее части;
4. включение в правовой статус личности не только прав и свобод, но и обязанностей. Так, право граждан на благоприятную окружающую среду, немыслимо без осуществления всеми и каждым в отдельности обязанностей по сохранению окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
84. Правовой нигилизм и пути его преодоления.
Правовым нигилизмом называют форму правового сознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном отношении к правовым нормам.
Причинами возникновения правового нигилизма считают:
1) деспотичный характер государственной власти;
2) особенность исторического развития государства;
3) использование репрессивного законодательства;
4) пробелы в законодательстве, в правовой системе;
5) наличие административно-командных методов в политической и экономической сферах общества;
6) отсутствие в государстве демократических и правовых традиций;
7) переходный период, который вызвал трудности в правовой системе;
8) несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности.
Можно выделить следующие признаки правового нигилизма:
1) широкое распространение и повсеместность;
2) неподконтрольность;
3) наличие в государстве разнообразных форм его проявления;
4) дополнение другими видами нигилизма (в частности, религиозным, нравственным др.);
5) соединение нигилизма с разными формами протеста;
6) распространение нигилизма в средствах массовой информации, литературе, кинофильмах.
Правовой нигилизм выражается в следующих формах:
1) сознательное и прямое нарушение законов, а также подзаконных актов (преступление);
2) массовое неисполнение и нарушение правовых норм;
3) распространение в обществе антиправовой психологии, настроений, а именно: появление норм, которые оправдывают антиправовое поведение человека; прямая пропаганда жестокости и насилия;
4) так называемая «война законов»: создание системы правовых актов, которая является параллельной по отношению к системе законодательства; противостояние между законодательством федерального центра и законодательством субъектов; разработка и издание органами государственного управления различных ветвей власти нормативных актов, которые являются по содержанию взаимоисключающими;
5) массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина;
6) понижение авторитета судебных и правоохранительных органов.
Существуют следующие основные направления по борьбе с правовым нигилизмом в государстве:
1) гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина;
2) укрепление режима законности на территории государства;
3) осуществление верховенства основного и других законов государства;
4) совершенствование правовой системы государства;
5) осуществление правового порядка в государстве;
6) повышение авторитета судебных и правоохранительных органов;
7) проведение в государстве правового воспитания.
Гарантии государства являются базой для использования специальных мер по борьбе с правовым нигилизмом и охране законности.
Основные пути преодоления правового нигилизма - это повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы и др.
85. Теория правового поведения.
Правовое поведение — социально значимое осознанное поведение индивидуальных или коллективных субъектов, урегулированное нормами права и влекущее за собой юридические последствия.
Признаки правового поведения
Правовое поведение как поведение людей, урегулированное правом, обладает рядом характерных признаков, которые можно разделить на социальные и юридические:
Социальные:
Социальная значимость правового поведения — поступки людей оказывают определенное воздействие на всю систему общественных отношений. Такое воздействие может носить позитивный или негативный характер, однако главное, что такое поведение вызывает и обратную реакцию у общества: одобрение или осуждение;
Подконтрольность правового поведения сознанию и воли лица — правовое поведение характеризуется психологизмом или субъективностью. Совершая действие, человек осознает его, оценивает, как сущность действия, так и его последствия;
Юридические:
Четкая регламентированность правового поведения — правовые нормы придают правовому поведению форму, обеспечивая его точность и постоянство. Тем самым правовое поведение превращается в модель поведения: правомерную либо неправомерную;
Подконтрольность правового поведения государству;
Способность правового поведения вызывать юридические последствия — правовое поведение влечет или способно повлечь юридические последствия. Если поведение является нейтральным (например, не запрещенным законом) и не влечет никаких (позитивных или негативных) последствий, то оно не является правовым.
Поведение людей является правовым, когда находится в сфере правового регулирования, то есть урегулировано нормами права. Под правовым поведением может пониматься поведение отдельных индивидов, групп, общностей людей.
Виды правового поведения
Юридически безразличное поведение — поведение участников общественных отношений, находящееся за пределами правового регулирования, и не нуждающееся в нём в силу объективных причин или по воле законодателя (морально-нравственное, религиозное, эстетическое и др.).
Правовое поведение (юридически значимое) — поведение участников общественных отношений, урегулированное нормами права.
Правомерное поведение — социально полезное поведение лиц, полностью соответствующее требованиям правовых норм.
Противоправное поведение (правонарушение) — социально вредное поведение лиц, нарушающее требования правовых предписаний.
Объективно противоправное деяние — поведение лиц, совершаемое без намерения причинения вреда общественным отношениям и охраняемым законом интересам, но при этом вступающее в противоречие с требованиями правовых норм (деяние, в котором отсутствует один из элементов состава правонарушения — обычно это субъект либо субъективная сторона).
Злоупотребление правом — социально вредное поведение лиц, которое при этом формально не противоречит правовым предписаниям.
Кроме того, правовое поведение классифицируется на индивидуальное и групповое, выражаемое в действии или бездействии, правомерное и неправомерное.
86. Модернизация общественного сознания как одно из условий эволюционного развития Казахстана в свете статьи Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана от 12 апреля 2017 г. «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук.
Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации.
Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены.
Это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа.
Убежден: важнейшая миссия духовной модернизации заключается и в примирении различных полюсов национального сознания.
Глава государства выделяет несколько направлений модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца.
1. Конкурентоспособность
Сегодня не только отдельный человек, но и нация в целом имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность.
Особенность завтрашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации.
Поэтому любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века. И среди безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость.
Поэтому и программа «Цифровой Казахстан», и программа трехъязычия, и программа культурного и конфессионального согласия – это часть подготовки нации (всех казахстанцев) к жизни в XXI веке. Это часть нашей конкурентоспособности.
2. Прагматизм
На протяжении столетий наши предки сохранили уникальный экологически правильный уклад жизни, сохраняя среду обитания, ресурсы земли, очень прагматично и экономно расходуя ее ресурсы.
И только за несколько лет в середине прошлого века нерациональное использование ресурсов привело к исчезновению Аральского моря, превращению тысяч гектаров плодородных земель в зоны экологического бедствия. И это пример крайне непрагматичного отношения к окружающей среде. Так прежний национальный прагматизм обратился в расточительность.
Прагматизм означает точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее.
Прагматизм есть противоположность расточительности, кичливости, жизни напоказ. Культура современного общества – это культура умеренности, культура достатка, а не роскоши, это культура рациональности.
Умение жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех – это и есть прагматизм в поведении.
3. Сохранение национальной идентичности
Само понятие духовной модернизации предполагает изменения в национальном сознании. Здесь есть два момента.
Во-первых, это изменение в рамках национального сознания.
Во-вторых, это сохранение внутреннего ядра национального «Я» при изменении некоторых его черт.
Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, – одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами.
Мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Джамбула, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов аруаха – это только часть нашей духовной культуры.
Задача не в том, чтобы заниматься перечислением положительного и отрицательного в накопленном опыте. Задача в том, чтобы понять два непреложных правила.
Первое. Никакая модернизация не может иметь место без сохранения национальной культуры.
Второе. Чтобы двигаться вперед, нужно отказаться от тех элементов прошлого, которые не дают развиваться нации.
4. Культ знания
Стремление к образованию всегда было характерно для нашего народа.
Каждый казахстанец должен понимать, что образование - самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером.
Многое было сделано за годы Независимости. Мы подготовили десятки тысяч молодых специалистов в лучших университетах мира. Начало, как известно, было положено программой «Болашак» еще в начале 90-х годов прошлого века. Мы создали ряд университетов очень высокого уровня, систему интеллектуальных школ и многое другое.
Но культ образования должен быть всеобщим. И тому есть жесткая и ясная причина. ведет к тому, что в ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет. Такой скорости изменения профессионального облика экономики не знала ни одна эпоха.
В эпоху Технологической революции успешно жить сможет только высокообразованный человек, который может относительно легко менять профессию именно благодаря высокому уровню образования.
Поэтому Казахстан сегодня в числе самых передовых стран мира по доле бюджетных расходов на образование.
Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех.
5. Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана
Каждый народ извлекает свои уроки из истории. Это его право, и нельзя навязывать другим свою точку зрения. Но также никто не вправе навязывать нам свое субъективное видение истории.
А уроки ХХ века для нашего народа во многом трагические.
Во-первых, был сломан естественный путь национального развития и навязаны чуждые формы общественного устройства.
Во-вторых, нанесен страшный демографический удар по нации. Удар, который сказался на протяжении целого столетия.
В-третьих, едва не были утрачены казахский язык и культура.
В-четвертых, территория Казахстана превратилась во многих регионах в территорию экологического бедствия.
Конечно, в истории не бывает только черного и белого цвета. XX век принес немало позитивного Казахстану.
Это индустриализация, создание социальной и производственной инфра-структуры, формирование новой интеллигенции.
Эволюционное развитие как принцип идеологии должно быть одним из ориентиров и на личностном, индивидуальном уровне для каждого казахстанца.
Конечно, эволюционное развитие общества как принцип не означает вечной консервации, но важно понять не только уроки истории, но и примеры современности и сигналы будущего.
Характер революций изменился. Они обретают отчетливую национальную, религиозную, культурную или сепаратистскую окраску. Но в подавляющем большинстве случаев все кончается насилием и экономическим крахом.
Поэтому серьезное переосмысление того, что происходит в мире, – это часть огромной мировоззренческой, идеологической работы, которую должны провести и общество в целом, и политические партии, и движения, и система образования.
6. Открытость сознания
Открытость сознания означает по крайней мере три особенности сознания.
Во-первых, понимание того, что творится в большом мире, что происходит вокруг твоей страны, что происходит в твоей части планеты.
Во-вторых, открытость сознания – это готовность к переменам, которые несет новый технологический уклад. Он изменит в ближайшие 10 лет огромные пласты нашей жизни – работу, быт, отдых, жилище, способы человеческого общения. Нужно быть готовым к этому.
В-третьих, способность перенимать чужой опыт, учиться у других. Две великие азиатские державы, Япония и Китай – классическое воплощение этих способностей.
Открытость и восприимчивость к лучшим достижениям, а не заведомое отталкивание всего «не своего» – вот залог успеха и один из показателей открытого сознания.
Если казахстанцы будут судить о мире из окон своих домов, то можно и не увидеть, какие бури надвигаются в мире, на материке или в соседних странах. Можно не увидеть леса за деревьями, можно не понять даже внешних пружин, которые заставляют нас иногда серьезно менять подходы.
87. Современные проблемы взаимодействия социального государства и гражданского общества в свете статьи Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана от 12 апреля 2017 г. « Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Гражданское общество должно конструктивно критиковать социальные программы, а также вносить в них предложения. Основы и элементы гражданского общества находятся пока в зачаточном состоянии, количество и качество разнятся, кроме того не достигнут постоянный диалог между государством и гражданским обществом. Диалоговые площадки имеются, но два данных института нередко рассматривают друг друга как противоборствующие. Также у государства не хватает ресурсов для решения всех проблем, в связи с коррупцией и нецелевым распределением средств. Гражданское общество нередко занимается популизмом. Популизм — политика, апеллирующая к широким массам и обещающая им скорое и лёгкое решение острых социальных проблем.
88. Развитие правовой среды в свете Стратегии «Казахстан – 2050».
Основным направлением Стратегии «Казахстан-2050» - Новый политический курс для нового Казахстана в быстро меняющихся исторических условиях, нацеленный на развитие правовой среды является - дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии.
Данное направление предусматривает семь шагов развития правовой среды:
Первое. дальнейшее совершенствование системы государственного планирования и прогнозирования.
Второе. грамотно провести децентрализацию управления.
Третье. сформировать профессиональный государственный аппарат, для которого, в соответствии с провозглашенными Главой государства принципами, служение народу и государству превыше всего.
Четвертое. Госаппарат должен выстроить новую систему взаимодействия с бизнес-сообществом.
В этих целях уже в новом 2013 году начат очередной этап модернизации национальной правовой системы. Приняты системные меры по повышению конкурентоспособности нашей правовой системы во всех ее базовых отраслях как публичного, так и частного права.
Пятое. Государство должно следовать принципу нулевой терпимости к беспорядку.
Атмосфера нетерпимости к мелким правонарушениям – важный шаг в укреплении общественной безопасности, борьбе с преступностью. Нам нужно преодолеть правовой нигилизм и включить общество в дело охраны общественного порядка.
Шестое. Государство и общество должны единым фронтом выступить против коррупции.
Коррупция – не просто правонарушение. Она подрывает веру в эффективность государства и является прямой угрозой национальной безопасности.
Важнейшим вопросом правовой политики является реализация гражданами права на судебную защиту, которая гарантирована Конституцией.
89. Повышение правовой культуры населения Республики Казахстан как условие развития правового государства в свете статьи Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана от 12 апреля 2017 г. «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.
Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук.
В своем Послании Глава государства выделяет несколько направлений модернизации сознания и повышения правовой культуры как общества в целом, так и каждого казахстанца.
1. Конкурентоспособность
Сегодня не только отдельный человек, но и нация в целом имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность.