ВОПРОСЫК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
1. Предмет и метод теории государства и права.
Предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся:
1) возникновения, функционирования, развития государства и права;
2) развития правовой культуры и правосознания;
3) применения, соблюдения и исполнения норм права.
Методом теории государства и права называют систему принципов, приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений.
Виды методов теории государства и права:
1) всеобщие методы, которые формулируют универсальные принципы мышления;
2) общенаучные методы, которые используют в различных областях научного познания, независимо от отраслевой специфики науки.
К общенаучным методам относят:
1) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);
2) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;
3) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;
4) логический.
Последний метод, в свою очередь, основан:
1) на анализе – разделении данного объекта на части;
2) синтезе – соединении в одно целое раньше поделенных частей;
3) индукции, когда происходит получение знаний по принципу «от частного к общему»;
4) дедукции, при которой, наоборот, знания получают по принципу «от общего к частному»;
|
5) характеристике систем, основных проблем, которые относятся к современному пониманию государства и права, общей характеристике политико-правовых доктрин и др
2. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук.
Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, условно можно подразделить на три большие группы:
технические (например, механика); естественные (например, физиология); гуманитарные (общественные).
Юридические науки — часть гуманитарных наук, поскольку государство и право выступают социальными институтами. К ним, в частности, относятся:
• теория государства и права;
• историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений);
• отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное, уголовное, финансовое, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и т.п. право);
• прикладные науки (криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психология, правовая кибернетика).
3. Государственный суверенитет: современные взгляды и подходы.
Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права, необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства, возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма, обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.
|
В конце XX и начале XXI вв. в области суверенитета появились новые аспекты, особенно в контексте обсуждения проблем глобализации и нового мирового порядка. Все активнее стала обсуждаться тема изменения, «размывания», «исчезновения» суверенитета. В последнее время всё громче говорится об усилении взаимных связей и взаимозависимости между государствами, что ведёт, с одной стороны, к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример — Европейский союз), с другой — к признанию ряда проблем (например, права человека) выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию (принцип «нарушения прав человека не являются внутренним делом»). В политической науке в определенной мере осознается, что необходимы «комплексное переосмысление и переоценка понятия „суверенитет“ как в связи с возникновением мирового политического сообщества, так и в связи с уточнением пределов частных суверенитетов, принципов их сочетания друг с другом и построения их иерархии». Глобализация в целом способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, и при этом процесс является двусторонним: с одной стороны, усиливаются факторы, объективно уменьшающие суверенитет стран, а с другой — большинство государств добровольно и сознательно идет на его ограничение.
|
4. Основные теории происхождения государства.
Человечество с давних пор интересовалось проблемами, касающимися государства и права. В результате сегодня мы имеем множество теорий происхождения и государства, и права. Эти теории разрабатывались в различные исторические периоды и изменялись в процессе развития общественных отношений и экономики.
Основными теориями происхождения государства принято считать следующие.
1. Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле.
2. Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими.
3. Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию..
4. Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин.
5. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим.
6. Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами.
7. Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле..
8. Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм.
5. Происхождение права.
Право как социальный институт возникает практически одновременно с государством, ибо во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Происхождение права — весьма длительный процесс. Поначалу зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно «складывались» в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества.
Право исторически возникло как классовое явление и выражало, прежде всего, волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох. Если обычаи содержались в сознании и поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения. Формальная определенность права — его важнейший признак, без которого права в принципе быть не может.
Право — более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме запретов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволения и обязывания, создающие широкие возможности для разноуровнего упорядочения общественных отношений. Происхождение права — следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись всё меньше и меньше.
6. Понятие и признаки государства.
Государство – это политико-территориальная организация публичной власти, обладающая специальным аппаратом управления и принуждения, представляя общество, руководящее им. Под государством можно понимать совокупность государственных органов. Основными признаками государства признаются: территория; население; система государственных органов; правовая система; государственный суверенитет; финансовая система; армия и государственный язык. Государство руководит обществом осуществляет политическую власть в масштабах всей страны. Для этой страны цели используется государственный аппарат, который не совпадает с обществом, отделен от него. Для содержания этого аппарата государства использует налоги, собираемые с населения. Для этой цели используется государственный аппарат, который не совпадает с обществом, отделен него. Для содержания этого аппарата государство использует налоги, собираемые с населения. Государство – не единственная организация, которая осуществляет власть в обществе. Есть политические партии, есть профессиональные организации, молодежные, спортивные и т.д. Но от любой другой организации политически организованного общества государство отличается рядом признаков. Государство – единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т.п.) не охватывает все население. Каждый человек уже в силу своего рождения имеет определенную связь с государством. Становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно – властным велениям, а с другой – право на покровительство и защиту государств.
7. Сущность государства.
Сущность государства — это то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, то, что определяет его содержание, цели, функции. И таким основным является организация политической власти в обществе.
Различают два основных подхода к сущности государства:
1. классовый: государство выражает интересы тех социальных групп, которые находятся у власти
2. общесоциальный: государство выражает интересы всего общества или значительной его части.
Социальное назначение государства показывает, что оно делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества.
Существует несколько концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства:
• консервативная: вмешательство государства в жизнь общества должно быть минимальным. Главная задача государства здесь - обеспечивать сохранение устоев общества, общественных отношений. Государство защищает общество от посягательств, катаклизмов. Когда возникают социальные потрясения, власть действует активнее и устраняет их.
• либеральная: задача государства - обеспечение прав и свобод граждан. Проводится идея о минимуме вмешательства в жизнь людей. Государство проявляет активность в социальной сфере (образование, здравоохранение).
• социал-демократическая: задача государства - обеспечить определенный уровень равенства в обществе, достойные условия существования каждому члену общества. Власть контролирует уровень доходов населения (необходим государственный аппарат).
• коммунистическая: роль государства в обществе максимальна. Государство - главное орудие социальных преобразований, его задача - довести общество к светлому будущему. Это ведет к тоталитарному государству.
8. Типология государства: различные подходы.
Тип государства это общие черты различных государств, система их свойств, характеризующаяся общими признаками.Типология государства это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих гос. на группы дающие возможность раскрыть их социальную сущность.
Типология проводится в основном с двух подходов: формационного и цивилизационного.
Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (Маркс, Энгельс).
Выделяют следующие формационные типы государства:- рабовладельческое государство – есть орудие поддержания власти над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел прав, фактически говорящее орудие труда;- феодальное государство - диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков;
- буржуазное государство – диктатура буржуазии, сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство);
- социалистическое государство по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.
Первые три типа охватываются родовым понятием – эксплуататорское государство, сущность которого в подавлении и эксплуатации одного класса над другим.
Социалистическое – это антиэксплуататорское, исторически последний тип государства, который по мнению Маркса, постепенно отмирает, выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.
Достоинства формационной типологии:
· продуктивная идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество
· показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.
Смена одного типа другим - процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций, более прогрессивный нежели предыдущий. Недостатки формационной типологии:
· она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью
· недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные)
В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители Тойнби, Шпенглер, Вебер.
Цивилизация – есть замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, и других признаков.
Выделяют следующие типы цивилизационного подхода: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового процесса, а внутри отдельной цивилизации, которая является как бы ветвями дерева, сосуществующими друг с другом. Движущей силой круговорота является творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Прогресс в духовном совершенстве поколений людей.
Достоинства цивилизационного подхода:
· определены духовные факторы, как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях.
· в связи с расширением диапазона духовных критериев, получается более географически заземленная типология государств
Недостатки цивилизационного подхода:
· недооцениваются социально-экономические факторы, зачастую определяющие политику конкретной страны.
· выделяя идеально-духовные факторы в качестве признаков цивилизации, авторы дают типологию не государства, а общества. Государство это полит. часть общества, которая имеет свои критерии, не совпадающие с критериями общества, как более широкого понятия.
Типология государства является способом познания, поэтому формационный и цивилизационный подходы дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Данные подходы могут и должны применяться и отдельно и в комплексе друг с другом.
9. Формационная типология государств.
Формационный подход к социально-политическому развитию исходит из предпосылки, что все государства, одни быстрее, а другие медленнее, развиваются по определённому сценарию, и все они рано или поздно должны прийти к одной форме общественно-политического устройства. Одной из самых известных универсалистских теорий является формационная теория, предложенная Карлом Марксом, в которой основным критерием классификации являются экономические отношения, а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства.
Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Формационный подход выделяет следующие типы обществ:
· Первобытно-общинное общество— отсутствуют классы в связи с отсутствием частной собственности на средства производства;
· Рабовладельческое государство — появляются эксплуататоры, рабовладельцы, и эксплуатируемые, рабы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры;
· Феодальное государство — в роли эксплуататора выступает феодал, обладающий собственностью на землю, а эксплуатируемым слоем являютсязависимые крестьяне;
· Буржуазное государство — эксплуататорским классом является буржуазия, а эксплуатируемым — пролетариат;
· Последней пятой стадией развития Маркс считал коммунистическое общество — строй, при котором будет создано т. н.общество социальной справедливости, в котором неравенство будет уничтожено путём обобществления собственности.
Другая теория, подробно изложенная Фрэнсисом Фукуямой в книге Конец истории и последний человек, утверждает, что конечной точкой социального развития является либеральная демократия западного образца. Следует отметить, что в 2000-х Фукуяма пересмотрел свои взгляды, склоняясь в сторону цивилизационного подхода.
10. Цивилизационная типология государств. (представители – А.Тойнби, Ростоу). Критерий – особенности культуры. Типы государства выделяются на основе цивилизаций.
А) Тойнби – теория локальных цивилизаций. Под цивилизацией понимается относительно замкнутое локальное состояние общества, для которого характерна общность культуры, экономики, национально-религиозных аспектов и др.
Различал первичные цивилизации (возникают время от времени, могут исчезнуть). Но некоторые выживают и образуют очаговые цивилизации. Всего Тойнби выделял 4 очаговые цивилизации. Очаговые цивилизации преобразовываются во вторичные цивилизации. Среди вторичных есть мертвые (исторически существовавшие и повлиявшие на живые – египетская, древнегреческая и др.) и живые (арабская, мексиканская, иранская и др.)
По мнению Тойнби, вся мировая история насчитывает 26 цивилизаций: египетская, китайская, западная, православная, арабская, мексиканская, иранская и др.
Б) Разновидность теории локальных цивилизаций – Гумилев (различал цивилизации в зависимости от стадии развития – рождение/подъем/пик/спад/разложение/смерть)
Таким образом, цивилизационный подход позволяет воспринимать государство не только как инструмент политического господства эксплуататорского класса, но как продукт социально-духовного и нравственного развития общества. Однако в качестве его недостатка зачастую признают подмену исследования государства исследованием общества. Ввиду вышеизложенного, целесообразно при осуществлении типологии государств использовать оба подхода – формационный и цивилизационный – в совокупности.
11. Общее понятие формы государства.
Форма государства представляет его устройство, характеризующее способы организации высших органов государственной власти (форма правления), территориальной организации государства (форма государственного устройства) и осуществления государственной власти (политический режим). Виды форм государства:
1. Монократическая форма государства (единовластие, нет разделения властей, нет МСУ, огосударствление экономики, политический режим опирается на принуждение, обязательна государственная идеология).
2. Поликратическая форма государства (разделение властей, высокая степень автономности территориальных образований и местного самоуправления, органы государственной власти формируются на выборной основе, экономика отделена от государства, гарантируются права и свободы личности).
3. Сегментарная форма государства (смешанная; преобладающая роль сословий, семей, кланов, олигархических групп; нет разделения властей, но органы разделены по ролям, есть лидирующий орган; элементы местного самоуправления; допускаются различные политические партии; права и свободы личности обозначены в конституции, но ограничены). Индонезия, Египет.
Формы правления: монархия, республика.
Монархия: абсолютная (неограниченная), ограниченная.
Ограниченная монархия: сословно-представительная (ограничивающий сословно-представительный орган носит совещательный характер), конституционная.
12. Форма правления.
12 Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственнойвласти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании[1].
· Форма правления в узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
· Форма правления в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.
Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.
· их структуру,
· какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
· как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
· в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.
Форма правления является старейшим элементом, характеризующим устройство государства, который начали изучать ещё в Древней Греции. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путём выборов. По мере разложения феодализма и перехода киндустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться. Наибольшую значимость приобрело не то, как происходит передача власти — наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом,правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия[4], — словом, как устроено разделение властей.
13. Монархия как форма правления: история и современность.
Мона́рхия (лат. monarcha от греч. μοναρχία — «единовластие»: греч. μόνος — «одиночный, единый» и греч. ἀρχων — «властитель, правитель») — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану…) и, как правило, передаётся по наследству.
Монархия с точки зрения исследователей — это принцип Верховной Власти, основывающийся на исполнении монархом Воли Бога, и от этого обретающего свою власть. Монарх, в соответствии с такой концепцией, получает власть от Бога. По этому признаку монархисты отличают монархию от республики (где верховная государственная власть дается человеку в результате консенсуса — всеобщих выборов) и аристократии (где верховная власть принадлежит меньшинству знатнейших представителей общества)[1]. Монарх для монархиста — в первую очередь нравственный авторитет, а не юридический.
Виды монархий:
а) По объему ограничений:
- Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможно существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия);
- Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг., Япония 1889—1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция);
- Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться);
- Дуалистическая монархия (лат. Dualis — двойственный) — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.
Монархия (от греческого monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.
14. Форма государственного устройства.
Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.
Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.
По форме государственного устройства государства делят на: Унитарные, Федеративные, Конфедерации.
Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция. Признаки унитарного государства: - существование одноуровневой системы законодательства; - подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ); - существование только одного гражданства.
Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).
Федерация облагает такими признаками: - союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств; - наличие двухуровневой системы государственных органов; - двухканальная система налогообложения.
Федерации можно классифицировать:
§ по принципу формирования субъектов: административно-территориальные; национально-государственные; смешанные.
§ по юридической основе: договорные; конституционные;
§ по равенству статусов: симметричные; ассиметричные.
Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач. Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства. Различают следующие виды конфедераций: межгосударственные союзы; содружества; сообщества государств.
15. Конфедерация и другие межгосударственные образования.
Конфедерация - форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические). Конфедерацией были штаты Северной Америки, Египет и Сирия образовали Объединенную Арабскую Республику, которая в дальнейшем распалась.
Признаки конфедерации: 1. Отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и государственных границ.2. Отсутствие общих законодательных органов и системы управления. 3. Отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы.4. Отсутствие суверенитета конфедерации, сохранение суверенитета и международного статуса участников.5. Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.6. Решения общих конфедеративных органов осуществляются по принципу консенсуса (принятие решения на основе общего согласия). 7. Наличие права выхода из состава конфедерации.
Союз - 1) гос. образование с единой верховной (центральной) властью, состоящее и нескольких объединившихся государств (Союзная Республика Югославия) или колоний (Австралийский Союз). 2) общественное объединение, организация (используется понятие "свобода союзов").
Сообщества государств – это переходные формы государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры. Как правило, сообщества имеют негосударственные органы и бюджет. Целью сообщества является, прежде всего, поднятие экономического потенциала путем отмены таможенных, визовых и других экономических барьеров.
Содружества образованы из государств, которые обрели государственный суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической связанности
Коалиции представляют собой политические и военные союзы двух и более государств, созданные для оборонительных и наступательных целей при наличии общего противника.
Фузии – воссоединенные государства, образовавшиеся в результате исторически закономерного слияния (новая Германия);
Инкорпорации – исторически не оправданное присоединение одного государства к другому (например, присоединение прибалтийских государств к СССР в 1940 году).
16. Государственно-политический режим.
Государственно-правовой режим - совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть в рамках права.
Политический режим является более широким явлением, он включает в себя государственно-правовой режим, т.к. осуществляется не только государством, но всеми участниками политической жизни; опирается не только на право, но и на иные социальные нормы (корпоративные, политические, моральные нормы). Политические режимы могут быть демократическими и антидемократическими.
1. Демократический режим предполагает равноправие граждан, реальные права и свободы человека, участие граждан в решении государственных вопросов, правовой характер государства, многопартийность, политический плюрализм, разнообразие и равноправие форм собственности, отсутствие цензуры, гласность в деятельности государства (либеральный режим, режим парламентаризма). Это современные Россия, США, западноевропейские государства.
Формы демократии: - прямая демократия: непосредственное участие населения в принятии государственных решений путем проведения всенародных выборов и референдумов; - представительная демократия: деятельность выборных органов и выборных должностных лиц от имени и в интересах народа.