Игры и упражнения для развития слухового внимания и памяти




«Какие машины стоят в гараже?»

Игра развивает слуховое восприятие, учит различать звуки по тембру, высоте, помогает интересно проводить досуг нескольким детишкам. Взрослый предлагает ребятам построить гараж, куда помещаются все машины, какие есть в игровом уголке. Ведущий договаривается с игроками, с какими звуковыми сигналами машины будут стоять в разных отсеках. Отсеки можно выделить цветом, например, в красном – машины с высоким звуком (небольшие автомобили «би-би»), в синем – с громким и низким звуком (профессиональные машины: пожарная, грузовик). Каждый ребенок должен запомнить свой сигнал и стараться его воспроизвести. Сюжеты игры могут быть разные: «все машины разъезжаются по своим делам», «пропускают пожарную машину», «грузовики везут на стройку груз», «автобусы везут детей на экскурсию».

«Вспомни цвет и раскрась»

Дидактическая игра на развитие слухового восприятия, соотнесения зрительного образа со слуховым. Взрослый предлагает дошкольнику внимательно послушать стихотворение и вспомнить, какие цвета там были указаны, чтобы потом раскрасить соответствующую картинку. Родители сами могут сочинять подобные веселые стишки для своих деток.

«В саду стоит зеленый дом,
Крыша красная на нем,
Рыжий пёс на страже.
На заборе голубом,
Сидят воробышки вдвоем,
Чирикают отважно:
«Увильнули, наконец,
От собаки строгой,
Можно отдохнуть нам, братец,
Подремать немного!»

«Нарисуй, что услышал?»

Упражнение направлено на формирование слухового внимания и восприятия, умения запоминать, воспроизводить услышанное. В комплексе развиваются моторно-двигательные ощущения. Взрослый предлагает дошколенку послушать стихотворные строки, запомнить все образы и по памяти зарисовать их. Для малышей все предметы, изображенные в стихах, должны быть знакомы и несложны для изображения. Поддержать интерес к заданию можно, если развешивать рисунки ребенка на стене или вместе с ним создать альбом.

Стихотворение А. Ахундовой:

«Шар воздушный, шар воздушный
Вырывается из рук.
Непослушный, непослушный –
К потолку взлетает вдруг.
Надо мне его поймать
И за хвостик привязать».

Или стихотворение С. Маршака:

«Мой веселый, звонкий мяч
Ты куда пустился вскачь,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.»

«Послушай и повтори»

Взрослый хлопает в ладоши или отстукивает мячом определенный ритм, дошколенок повторяет без ошибок. Начинать нужно с достаточно простых заданий, постепенно переходя все к более сложным. Как вариант, в старшем дошкольном возрасте ребенок может уже действовать по инструкции: «сделай три коротких и два длинных хлопка».

«Музыкальный вечер»

Можно организовать, как семейный досуг. Участникам выдают по две карточки: одна – яркая для веселой бодрой музыки, другая – в пастельных тонах для грустной мелодии. Ведущий предлагает послушать внимательно записи музыкальных произведений и показать соответствующую карточку. Выигрывает тот, кто был самым внимательным.

Как более сложный вариант, детям предлагают угадать, какой музыкальный инструмент прозвучал в услышанной мелодии.

«Стихотворный вечер»

Аналогичное упражнение проводится со стихотворным рядом. Взрослый начинает читать знакомое ребенку произведение, тот должен продолжить его. Выигрывает игрок, который ни разу не ошибся. Такое упражнение не только тренирует слуховую память, но и дает возможность расширять словарный запас, учит мыслить, будит воображение.

«Запоминай-ка»

Упражнение на развитие слуховой памяти

Взрослый читает вслух один раз следующие пары слов, которые предстоит запомнить ребенку: БУЛКА – МУКА; СЕСТРА –БРАТ; СВИТЕР –НИТКА; ПАПА –СЫН; ВАГОН –РЕЛЬСЫ. Уточняет у ребенка, запомнил или нет? А теперь проверим: из каждой пары ребенок должен называть лишь первое слово, а второе произносит педагог.

"Каскад слов"

Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Попросите ребенка повторять завами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребенок повторяет обязательно в этой последовательности, три слова и т.д. (интервалымеждусловами-1 секунда). Когда ребенок не сможет повторить определенный словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов). Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

1. Огонь

2. Дом, молоко

3. Конь, гриб, игла

4. Петух, солнце, асфальт, тетрадь

5. Крыша, пень, вода, свеча, школа

6. Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб

7. Орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын

8. Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мед

9. Мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки

10. Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник

 

 

Восприятие дошкольников с ОНР характеризуется нарушением фонематического восприятия, недостаточной сформированностью целостности образа предмета, поверхностностью зрительного восприятия, недостаточной устойчивостью и объема внимания, ограниченной возможностью его распределения (Р.В. Левина, Т.Б. Филичева). Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Поэтому для такой категории детей особенно важно создать специальные условия для уменьшения указанных недостатков развития.

Таким образом, проблема сенсорного развития, в частности зрительного восприятия, детей с общим недоразвитием речи приобретает все большую актуальность.

Поэтому были подобраны игры и упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия.

“Волшебный экран” отображает симметричную половину нарисованного предмета, позволяя ребенку увидеть целостный образ. Дорисовывая изображение до целой картинки, ребенок развивает графо-моторные навыки.

 

“Дорисуй” Такие упражнения позволяют ребенку самостоятельно домыслить целостный образ предмета и изобразить его.

 

“Обведи по точкам”. Точечные изображения подобраны к большинству лексических тем, что позволяет работать с детьми в рамках тематического планирования.

“Куча-мала”, “Найди, что спряталось”. Данные задания способствую развитию целостного зрительного восприятия.

“Кто спрятался в лесу”. Постепенное раскрашивание найденных персонажей учит ребенка целенаправленно исследовать предложенные изображения.

 

 

“Найди отличия”. Такое оформление заданий помогает ребенку поэтапно целенаправленно исследовать сравниваемые картинки, отмечая отличия на самом изображении. Ребенку не приходится удерживать в голове все предыдущие шаги, что уменьшает количество повторов и ошибок.

“Угадай”. Такого рода задания подобраны по лексическим темам. Однако увеличение количества предметных изображений безгранично, чем достигается эффект новизны.

“Геометрическое лото”. Оно позволяет ребенку научиться находить определенную геометрическую форму в предметах окружающей среды.

“Найди тень”. Такие пособия позволяют создать для ребенка ситуацию успеха, т.к. допущенные ошибки и неточности легко устранить, а педагогу варьировать задачи обучения.

Также необходимо отметить важность качественного наполнения и организации развивающей среды дошкольника и в дошкольном учреждении и вне его. Проводимые упражнения и занятия учат и формируют способности ребенка, а закрепляются они в его деятельности, т.е. во взаимодействии со средой.

Игры и упражнения, направленные на развитие зрительного и слухового восприятия, предлагаются детям на занятиях, кроме этого часть заданий рекомендуется для выполнения с воспитателями в вечернее время, другую часть можно задавать на дом для закрепления с родителями. Подобранные задания, рассчитаны на различные уровни развития, и дают возможность организовать обучение с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Кроме этого предусмотрена возможность самостоятельного выполнения ребенком упражнений путем различных манипуляций с графическим материалом.

Преемственность в работе является непременным условием всестороннего развития ребенка. Связь с воспитателями, учителями-логопедами и другими специалистами, с родителями необходимо осуществлять через консультации, методические рекомендации и заполнение тетрадей взаимодействия, в которых даются рекомендации, прописываются игры и упражнения для занятий с конкретными детьми.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: