Природа и причины стресса




Стресс – это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. У работников туристской отрасли часто встречаются ситуации, вызывающие стресс (например, нехватка времени, конфликты с партнерами или клиентами и т.п.). Появляется нервозность, раздражительность, обеспокоенность. Вместе с тем, незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Опасен сильный стресс, характеризующийся чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением.

Типичными симптомами стресса являются:

· усталость и пониженный тонус;

· неспособность сосредоточиться;

· низкая сопротивляемость болезням;

· нервозность и раздражительность;

· эмоциональная неустойчивость;

· впечатлительность и легкая ранимость;

· проблемы со сном;

· хроническое беспокойство и др.

Выделяют две группы факторов стресса (стрессоров): организационные и личностные (табл. 10.2).

Таблица 10.2

Основные факторы стресса

Организационные Личностные
1. Перегрузка 2. Изменения 3. Неопределенность 4. Внедрение новых технологий 5. Конфликт ролей 6. Плохие условия труда (освещение, вентиляция, шум и др.) 7. Лимит времени 8. Плохие взаимоотношения 9. Негативная конкуренция 10. Плохое информационное обеспечение 11. Неинтересная работа 12. Непрерывный контакт с носителями стресса 13. Отсутствие карьерных перспектив 14. Несовместимость личных качеств и характера работы 15. Заорганизованность, формализм, ненужные ритуалы и процедуры и др. 1. Чрезмерные нагрузки, не связанные с работой 2. Смерть близкого 3. Привлечение к суду 4. Развод (свадьба) 5. Увольнение с работы 6. Болезнь 7. Уход на пенсию 8. Рождение ребенка 9. Воспитание детей 10. Уход за престарелыми родителями и др.  

Управление стрессами

По оценкам специалистов стресс становится причиной 70 процентов всех заболеваний, что ведет к значительным прямым и косвенным финансовым потерям. В связи с этим профилактика стрессов становится обязанностью и руководителей и каждого работника.

Менеджеры должны принимать меры к устранению или уменьшению источников стресса, научиться смягчать негативные состояния персонала. В этих целях необходимо:

· четко формулировать цели и конкретные задачи подчиненных;

· знать реальные способности каждого работника и выбирать для него соответствующий объем и тип работы;

· точно определять полномочия работников, меру их ответственности и систему оценки их труда;

· по необходимости менять стиль руководства;

· развивать способности работников, чаще делегировать им полномочия, обеспечивать доступ к необходимой информации;

· стараться сделать работу для подчиненных более интересной, практиковать переброску на другие операции;

· вовлекать подчиненных в происходящие изменения, постоянно информировать их о нововведениях и результатах деятельности;

· создавать стимулирующую обстановку, за эффективную работу предусматривать хорошее вознаграждение;

· планировать карьеру подчиненных;

· сложные вопросы трудовой деятельности обсуждать с подчиненными;

· создавать хорошие условия для труда и отдыха работающих;

· поощрять стремление сотрудников к здоровому образу жизни;

· оказывать помощь работникам в решении их вопросов за пределами служебной деятельности.

Управление изменениями

Для того чтобы выжить и развиваться люди и коллективы вынуждены совершенствоваться и приспосабливаться как к внутренним так и внешним изменениям.

Однако любые изменения проводимые в организации имеют как сторонников и противников.

Сопротивление изменениям способно замедлить и даже блокировать преобразования (инновации), дестабилизировать работу коллектива.

Сопротивление бывает активным и пассивным.

Формы сопротивления изменениям:

· публичные высказывания опасений по поводу новых идей, их критика, отрицание необходимости перемен вообще;

· затягивание принятия соответствующих решений и начала активных действий;

· сокрытие информации о пользе изменений;

· выдача недостоверной информации;

· увязка начала работы по-новому с теми или иными условиями;

· отказ от обучения;

· изоляция сторонников изменений;

· нарушение инструкций, открытое сопротивление;

· отвлечение ресурсов на другие цели, их распыление;

· создание обстановки неразберихи, суеты, саботаж;

· интриги, направленные на раскол коллектива.

Основными причинами сопротивления преобразованиям являются: инерциозность, стремление работать в прежнем режиме, а также психологическое неприятие людьми перемен.

Пути преодоления сопротивления преобразованиям:

1. Создавать необходимые организационные действия для осуществления изменений.

2. Всесторонне обосновать потребность в нововведениях, показывать их благоприятные последствия.

3. Формировать новые ценности.

4. Широко информировать персонал о всем, вовлекать работников в дискуссии.

5. Выявлять индивидуумов и группы, которые могут оказать сопротивление или на которые можно опереться.

6. Формировать заинтересованность в преобразованиях, создавать систему мотивации активистов и участников преобразований.

7. Поддерживать благоприятный социально-психологический климат.

8. Обеспечивать обстановку терпимости к возможным неудачам и ошибкам.

9. Заключать соглашения с наиболее влиятельными группами и отдельными лицами для привлечения их к процессу изменений.

10. Предусматривать компенсацию потерь от преобразований, повседневную помощь, поддержку, консультирование с экспертами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: