Занятие 3. Сущность содержания образования




Цель: уточнить сущность и содержание понятий «содержание образования», «фундаментальное ядро содержания образования».

№1. Ознакомьтесь с некоторыми основными положениями Фундаментального ядра содержания общего образования.

! Ω
Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС процесс образования понимается как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей, а не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося.

Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:

♦ личностная культура; ♦ социальная культура; ♦ семейная культура.

Личностная культураэто:

· готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению. Реализация творческого потенциала … на основе … универсальной духовно-нравственной установки - «становиться лучше»;

• готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

• способность к самостоятельным поступкам, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность в достижении результата;

• трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

• осознание ценности других людей, человеческой жизни, нетерпимость к влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.

Семейная культураэто:

ü осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;

ü понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;

ü бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

Социальная культураэто:

Ø осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных ценностей (см. №2);

Ø вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;

Ø адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов и ответственности власти, гражданского общества;

Ø готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;

Ø развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

Ø способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности;

Ø забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.

Воспитание в школе должно быть включено в процесс образования, усвоения знаний, умений и навыков до такой степени органично, что хорошая учеба станет одним из важнейших воспитательных результатов.

№2. Ознакомьтесь с содержанием универсальных учебных действий.

 

В соответствии с ФГОСв Программе формирования универсальных учебных действий
у обучающихся на ступени начального общего образованияпредставлено четыре вида УУД:

♦ личностные, ♦ регулятивные, ♦ познавательные, ♦ коммуникативные.

 

I. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Данный блок включает:

v личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

v смыслообразование, т.е. установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;

v нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

II. Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности:

Ø целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

Ø планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Ø прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

Ø контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Ø коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия
в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

Ø оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

Ø саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

IV. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем и пр. В состав коммуникативных действий входят:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения;

управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


III. Познавательные УУД включают 3 группы:

 

Общеучебные универсальные действия: ü самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; ü поиск и выделение необходимой информации, в т.ч. решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации; ü структурирование знаний; ü осознанное и произвольное построение речевого высказывания; ü выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий; ü рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; ü смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; ü постановка и формулирование проблемы.     Особую группу общеучебных УД составляют знаково-символические действия: ü моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; ü преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Логические универсальные действия: · анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); · синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; · выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; · подведение под понятие, выведение следствий; · установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; · построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; · доказательство; · выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.  

 


№3. Задания для самоконтроля (примерные тестовые задания по теме):

1. Педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности – это … …

2. Установите соответствие в системе компонентов содержания образования:

1. Когнитивный А) система общих умений и навыков; Ответ: 1___, 2___, 3___, 4___
2. Операционный Б) система ценностных и эмоционально-волевых отношений;
3. Креативный В) поиск решения возникающих проблем, творческое преобразование действительности;
4. Мотивационный Г) система знаний о мире, способах деятельности, оценке явлений.

3. Документ, фиксирующий основополагающие элементы научного знания, обязательные для изучения в общеобразовательной школе, а также обобщенное описание видов УУД
– это … … … … …

4. Концепция Фундаментального ядра содержания общего образования синтезирует идеи:

1) «ядра» и « »; 2) объема ; 3) выделения этапа; 4) … - … подхода.

5. Методологическую основу Фундаментального ядра содержания общего образования
составляют принцип ы:

1) научности; 2) природосообразности; 3) системности; 4) фундаментальности.

 

6. Основным назначением Фундаментального ядра содержания общего образования является определение:

а) системы базовых национальных ценностей,

б) системы итоговой оценки достижения планируемых результатов образования,

в) системы основных понятий из областей знаний, представленных в средней школе,

г) системы ключевых задач, обеспечивающих формирование УУД.

 

7. Содержанием основных результатов воспитания (отраженных в Фундаментальном ядре
содержания общего образования) являются основные направления развития личности:

а) семейная культура; б) личностная культура;

в) социальная культура; г) познавательная культура.

 

8. Установите соответствие в системе основных направлений развития личности, представленных в Фундаментальном ядре содержания общего образования: Ответ: 1___, 2___, 3___

1. Личностная культура А) забота о продолжении рода,
2. Семейная культура Б) осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни,
3. Социальная культура В) развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности.

9. В ФГОС общего образования процесс образования должен пониматься, в первую очередь, как процесс … …, принятия духовно-нравственных социальных, семейных и других ценностей.

10. Обобщенные способы действий, открывающие возможность ориентации учащихся
в различных предметных областях и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целей, характеристик и освоение всех её компонентов – это … … …

 

11. Дополните перечень УУД:

1) личностные; 2) ; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

12. Установите соответствие: Ответ: 1___, 2___, 3___, 4___

1) Личностные УУД А) планирование,
2) Познавательные УУД Б) разрешение конфликтов,
3) Регулятивные УУД В) нравственно-этическая ориентация в усваиваемом содержании,
4) Коммуникативные УУД Г) установление причинно-следственных связей.

13. Познавательные УУД НЕ включают:

1) общеучебные универсальные действия; 2) метапредметные результаты;

3) постановка и решение проблемы; 4) логические универсальные действия.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: