ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Фамилия, имя______________________________________
Занятие 1. Обучение как способ организации педагогического процесса.
Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
№1. Задания для самоконтроля (примерные тестовые задания по теме).
1. Отрасль педагогики, изучающая основы организации процесса обучения и разрабатывающая новые принципы и технологии обучения, называется …
2. Назовите основн ые категор ии дидактики:
а) обучение; б) преподавание; в) образование; г) учение.
3. Целенаправленный процесс организации педагогом деятельности обучающихся по овладению ЗУНами и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни – это …
4. Основное правило, регулирующее процесс обучения – это … …
5. Какое правил о НЕ явля ет ся принципом обучения:
а) научности; б) проблемности; в) гражданственности; г) наглядности.
6. Установите соответствие в структуре учебного процесса:
А) Системообразующие понятия | 1) содержание учебного материала 2) организационные формы 3) результат 4) методы обучения 5) цель |
Б) Переменные составляющие |
7. Установите последовательность в структуре учения, по В.А. Сластенину:
1) оценка, 2) анализ результатов, 3) контроль, 4) мотивы, 5) учебные действия.
№2. Ознакомьтесь с моделью структуры учебного процесса [Кукушин В.С.].
МОДЕЛЬ структуры учебного процесса (будет в тесте!!!!!!!!!)
1. Системообразующие понятия – цель, деятельность учителя (преподавание), деятельность ученика (учение), результат.
2.Переменные составляющие – содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства, организационные формы обучения.
Структура учебного процесса
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | |||||
![]() ![]() | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ![]() ![]() | |||
Содержание учебного материала | Организационные формы обучения | ||||
![]() ![]() | |||||
![]() | ![]() | ||||
Методы обучения | Средства обучения | ||||
![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() | ||||
![]() ![]() | ![]() ![]() | ![]() ![]() | |||
РЕЗУЛЬТАТ |
|
А) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
Назначение – |
6 ЭТАПОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ
этап | содержание |
1) планирование | |
2) организация | |
3) регулирование | |
4) контроль | |
5) оценка | |
6) анализ |
Б) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (будет в тесте!!!!!!!!!)
Цель учения – |
СТРУКТУРА УЧЕНИЯ:
компоненты | виды | подвиды |
I. Мотивы | ||
II. Учебные действия | ||
III. Контроль | ||
IV. Оценка | ||
V. Анализ результатов |
Занятие 2. Формы обучения
Цель: рассмотреть специфику организационных форм обучения в начальной школе.
|
№1. Используя учебник «Педагогика» [Сластенин В.А.], ознакомьтесь с традиционной типологией уроков и их структурой (будет в тесте!!!!!!!!!).
1. Комбинированный (наиболее распространенный в массовой практике и начальной школе).
Цель - изучение нового и его закрепление, одновременный контроль знаний, умений и развитие навыков применения изученного. Его структура:
I. Организация начала урока.
II. Проверка домашнего задания, постановка цели урока.
III. Актуализация знаний, умений.
IV. Изучение нового материала.
V. Закрепление изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.
VI. Обобщение и систематизация знаний и умений.
VII. Подведение итогов урока. VIII. Задание на дом.
2. Урок изучения нового материала (чаще у старшеклассников). Цель – овладение новым материалом (усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельная поисковая деятельность). Структура урока:
I. Организация начала урока.
II. Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания.
III. Указание на то, что должны запомнить.
IV. Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.
V. Сообщение техники запоминания.
VI. Первичное закрепление под руководством учителя.
VII. Контроль результатов первичного запоминания.
VIII. Подведение итогов урока. IX. Задание на дом.
3. Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков проводится в виде экскурсии, самостоятельных и лабораторных работ, практикума и т.д. Цель - вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их прочного усвоения. Структура урока:
I. Организация начала урока.
II. Постановка цели урока.
III. Актуализация необходимых на уроке знаний, умений и навыков.
IV. Выполнение различных заданий, задач, упражнений.
V. Проверка выполненных работ.
VI. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
VII. Подведение итогов урока. VIII. Задание на дом.
4. Урок обобщения и систематизации знаний. Цель – повторить крупные блоки учебного материала по основным вопросам программы. Учитель ставит проблемы, указывает источники получения дополнительной информации, типичные задания и работы творческого характера. В ходе таких уроков осуществляется проверка и оценка знаний, умений, навыков учащихся по нескольким темам.
5. Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков. Цель – оценка результатов учения, диагностика уровня обученности учащихся, степени их готовности применять знания, умения, навыки в различных ситуациях обучения. Виды уроков: диктант, изложение, самостоятельное решение задач и примеров, зачет, экзамен, тестирование, контрольная работа, устный и письменный опрос. Такой урок организуется после изучения крупных тем и разделов.
На следующем уроке после контрольного проводится анализ типичных ошибок, определение дополнительных заданий конкретным учащимся.
№2. Ознакомьтесь с типологией и структурой уроков в соответствии с ФГОС НОО (Л.Г. Петерсон). Произведите сравнительный анализ данных классификаций.
Типы уроков (будет в тесте!!!!!!!!!) :
Урок «открытия» нового знания.
Цели: 1) расширение понятийной базы (предметной и надпредметной), 2) формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание.
Урок рефлексии.
Цели: 1) формирование умения применять изученные понятия, алгоритмы и т.д., 2) формирование умения учащихся фиксировать собственные затруднения в деятельности, выявлять их причину, строить и реализовывать проект выхода из затруднений.
Урок построения системы знаний.
Цели: 1) систематизация и обобщение учебного материала, 2) формирование умения систематизировать и обобщать изученное содержание.
Урок развивающего контроля.
Цели: 1) контроль и самоконтроль усвоения знаний, умений и навыков, 2) формирование умения осуществлять контрольную функцию и рефлексию собственной деятельности.
Структура уроков деятельностной направленности:
1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
№3. Задания для самоконтроля (примерные тестовые задания по теме).
1. Наиболее распространенным считается деление форм организации обучения на:
а) индивидуальные; б) групповые; в) общеклассные; г) комбинированные.
2. Коменский Я.А. является основателем коллективной … - … системы обучения
3. Самостоятельная учебная деятельность, которая дополняет урок и является частью цикла обучения – это … … …
4. Форма обучения, при которой учащиеся получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью – это …
5. Назовите не существующ ий ти п урока в традиционной классификации:
а) обобщающий; б) рефлексивный; в) комбинированный; г) закрепления ЗУНов.
6. Дополните формулировки типов уроков, в соответствии с ФГОС НОО:
А) … контроля; б) построения … знаний; в) … нового знания.
7. Установите последовательность в классификации методов по характеру деятельности обучаемых: а) эвристический; б) исследовательский; в) проблемного изложения;
г) репродуктивный; д) объяснительно-иллюстративный.
8. Диалогический метод обучения, при котором учитель с помощью системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного – это …
9. Назовите несуществующ ую групп у в классификации методов обучения по источнику получения знаний: а) наглядные; б) практические; в) исследовательские; г) словесные.
10. К словесным методам обучения НЕ относ ит ся:
а) рассказ; б) дискуссия; в) работа с учебником; г) лекция.
Раздел «Содержание образования
как основа базовой культуры личности»