Цель: уточнить содержание ФГОС НОО и сопровождающих его документов.
№1. Проанализируйте (письменно) схему ФГОС НОО (А.М. Кондаков).
№2. Ознакомьтесь с серией книг «Стандарты второго поколения» издательства «Просвещение» (https://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no=228&d_no=25717)
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова.
6. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой.
7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 3 ч.: Ч. 1 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. 8. и др.
“Книги серии «Стандарты второго поколения» условно можно разделить на несколько групп:
v непосредственно сами стандарты для каждой ступени общего образования;
v книги, которые условно можно назвать основополагающими, т.е. это издания, на которые опирается ФГОС - «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и «Фундаментальное ядро содержания общего образования»;
v книги, раскрывающие и конкретизирующие основные требования нового ФГОС:
· требования к результатам освоения ООП НОО («Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: В 2 ч», «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли», «Планируемые результаты начального общего образования», «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 3 ч.» и др.);
· требования к структуре ООП НОО («Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли», «Примерные программы внеурочной деятельности» и др.)
· требования к условиям реализации ООП НОО (нормативные документы по кадровому, финансовому, материально-техническому и иным условиям реализации ООП НОО)”.
№3. Проанализируйте требования ФГОС к результатам освоения ООП НОО.
Требования к результатам освоения ООП задают ориентиры оценки ♦ личностных, ♦ метапредметных и ♦ предметных результатов на ступени начального общего образования.
♦ Личностныерезультаты освоения ООП НОО должны отражать:
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российскую нацию и историю, осознание своей этнической принадлежности;
· становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
· формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;
· формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
· овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
· принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· формирование основ моральных и нравственных ценностей российского общества;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений
о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе знакомства с лучшими образцами мировой и отечественной детской литературы и искусства;
· развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания другим людям;
· развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками, умения избегать конфликтов;
· формирование установки на безопасный ЗОЖ, мотивации к творческому труду, работе на результат
♦ Мет а предметные результаты освоения ООП НОО должны отражать:
ü овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
ü освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
ü формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей …; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
ü формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
ü освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
ü использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
ü активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
ü использование различных способов поиска (в справочных источниках и сети Интернет), сбора, анализа и передачи … информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами … учебного предмета; … соблюдать нормы информационной избирательности и этики;
ü овладение навыками смыслового чтения текстов разных стилей и жанров в соответствии с целями; осознанно строить речевое высказывание…, составлять тексты в устной и письменной формах;
ü овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
ü готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
ü определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
ü овладение начальными сведениями об особенностях объектов и явлений действительности (природных, социальных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета;
ü овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
ü готовность конструктивно разрешать конфликты посредством сотрудничества;
ü умение работать в материальной и информационной среде НОО (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
♦ Предметные результатыосвоения ООП НОО должны отражать:
v цели учебного предмета;
v систему Требований к результатам, показывающую, какими именно действиями, преломленными через специфику содержания данного предмета, овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса.
С учетом данной специфики требования к предметным результатам включают наиболее важные требования, отражающие содержательную сущность каждой из предметных областей:
• Филология (Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык), • Технология,
• Математика и информатика, • Физическая культура.
• Окружающий мир, • Искусство (Музыка, Изобразительное искусство),
№4. Задания для самоконтроля (примерные тестовые задания по теме).
1. Совокупность требований, обязательных при реализации ООП НОО учреждениями, имеющими государственную аккредитацию – это … … ….
2. Цель и основной результат образования в соответствии с ФГОС НОО составляет развитие личности обучающегося на основе:
а) усвоения УУД; б) учета индивидуальных особенностей обучающихся;
в) требований инновационной экономики; г) учета коммуникативных умений школьников.
3. В основе ФГОС НОО леж ит:
а) компетентностный подход; б) системно-деятельностный подход;
в) системный принцип; г) принцип фундаментальности.
4. ФГОС НОО включает в себя требования к:
а) … освоения ООП НОО; б) … ООП НОО; в) … реализации ООП НОО.
5. Система норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов НОО – это … … …
6. Образовательный план образовательных учреждений РФ, реализующих ООП НОО, определяющий структуру содержания образования; соотношение инвариантной и вариативной части; максимально допустимую нагрузку при 5- и 6-дневной учебной неделе по классам; количество недельных часов, обязательных для финансирования – это … … …
7. Структура базисного учебного плана представлена двумя частя ми:
а) универсальной; б) инвариантной; в) вариативной; г) внеурочной.
8. В соответствии с ФГОС НОО предметом итоговой оценки должно стать достижение результатов:
а) предметных; б) личностных; в) метапредметных.
9. Установите соответствие: Ответ: 1___, 2___, 3___
1) личностные результаты | А) межпредметные понятия, |
2) метапредметные результаты | Б) система основополагающих элементов научно научного знания, |
3) предметные результаты | В) индивидуально-личностные позиции. |
10. В соответствии с ФГОС НОО оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе:
а) мониторинговых исследований;б) итоговых контрольных работ;
в) психологического консультирования; г) промежуточной аттестации.
11. Требования к результатам освоения ООП НОО задают ориентиры оценки результат ов:
1) личностных; 2) метапредметных; 3) познавательных; 4) предметных.
12. К результатам, НЕ подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относ ят ся:
а) предметные результаты; б) личностные результаты;
в) метапредметные результаты; г) результаты итоговых работ.
13. Составляющ ими итоговой оценки достижения планируемых результатов долж ны быть:
а) результаты промежуточной аттестации; б) психологическое консультирование;
в) мониторинговые исследования; г) результаты итоговых работ.