ПРИМЕРЫЕ ПРАВИЛА АНАЛИЗА УРОКА:
Правило 1. В ходе анализа сохранять доброжелательный тон. Разнос, придирки, явное преувеличение недостатков, полное игнорирование положительных сторон занятия – всё это отрицательно сказывается на развитии творческой активности преподавателя.
Правило 2. Анализ занятия должен носить объективный характер, осуществляться в полном соответствии с требованиями профессиональной педагогики и дидактики, методических рекомендаций. Искажение истины, неверная оценка занятия, необоснованность выдвигаемых требований – все эти явления недопустимы, они подрывают авторитет проверяющего.
Правило 3. Анализ занятия должен носить позитивный характер, выводы по занятию должны обязательно сопровождаться рекомендациями, направленными на совершенствование мастерства преподавателя.
Чтобы эти правила всегда соблюдались, рекомендуется выполнять некоторые методические советы:
Совет 1. Не посещать занятия без предварительной основательной подготовки.
Совет 2. Не делать окончательных выводов о качестве работы преподавателя после посещения одного-двух занятий.
Совет 3. Соотносить результаты посещения занятия с основной его дидактической целью, с результатами предыдущих посещений.
Совет 4. Если недостаточно уверены в своей готовности анализировать занятие, то отложите его анализ на следующий день. В день посещения выяснить с преподавателем неясные вопросы.
Совет 5. При анализе учитывайте общий замысел педагога, его взгляды на построение занятия, выбор методов обучения и т.д. Нетерпимое отношение к мнению педагога, его дидактической позиции недопустимы при разборе занятия. В случае разногласий умейте доказывать свою правоту, ссылаясь на нормативные документы.
|
Результаты занятия заносятся в журнал контроля. Характер записей зависит от последовательности, в которой проводился анализ.
Показатели профессионализма педагога – преподавателя:
1. Целостно – ориентированный показатель: мотивы профессионального развития, стремление к карьерному росту, профессиональная пригодность.
2. Познавательный (гностический) показатель: общенаучный кругозор. общекультурный кругозор.
3 Проектировочный показатель: умение формулировать цели, определять приоритеты.
4 Конструктивный показатель: умение использовать рациональную структуру уроков.
5 Организационно – практический показатель:: умение ориентировать коллектив на успешную работу (с использованием вариаций средств и личностный подход).
6 Коммуникативный показатель: правильная оценка своих возможностей и возможностей студентов. Умение увлечь, уметь наслаждаться своей практикой.
7 Аналитический показатель: умение обобщать и оценивать свою деятельность и деятельность студентов, видеть перспективы саморазвития.
КОМПЛЕКСНОЕ МЕТИДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН.
Основой комплексного методического обеспечения являются средства обучения.
Общие дидактические функции средств обучения:
· повышение наглядности, доступности учебного материала;
· максимальное развитие познавательных способностей и познавательной деятельности студентов;
оснащенный уровень труда, освобождающий педагога от рутинной работы и дающий простор для реализации творчества.
|
· средство управления познавательной деятельностью студента;
Основные критерии комплексного подхода к методическому обеспечению процесса обучения:
1. Исходным документом для разработки КМО учебной дисциплины является учебная программа;
2. КМО должно охватывать все основное содержание учебной программы;
3. Комплексность выражена в том. что изучение каждой темы учебной программы должно быть обеспечено средствами обучения (хотя бы минимальными);
4. Разные средства обучения имеют разное назначение и выполняют различные дидактические функции;
5. КМО учебного процесса требует, чтобы средства обучения обеспечивали познавательную деятельность студентов на всех этапах обучения:
-подачи и воспроизведения учебного материала:
-закрепления и совершенствования знаний;
-контроля и изменения умений и навыков;
6. КМО должны реализовывать три функции учебного процесса:
обучающую, развивающую, воспитывающую.
7. КМО должно учитывать экономический фактор (возможность употребления, разработку и изготовление).
Планирование комплексного методического обеспечения (КМО) осуществляется путем оптимального отбора документации и средств обучения через разработку паспортов.
Паспорт КМО – документ, в котором зафиксированы учебно – методическая документация, учебная и методическая литература, а также оптимальный набор средств обучения, необходимый для качественного изучения узловых вопросов каждой темы программы.
Паспорт КМО разрабатывается педагогом (группой педагогов).
Он дает возможность:
|
· определять вид, наименование. краткую характеристику, количество средств обучения;
· проводить учет средств обучения, имеющихся в учебном кабинете;
· готовить предложения по централизованному обеспечению средствами обучения;
· планировать текущую работу по обеспечению недостающих средств обучения;
· осуществлять контроль выполнения сроков и качества методического оснащения учебных кабинетов;
КОМПЛЕКСНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ включает:
1. Учебную документацию: учебные план, учебную программу, календарно – тематические планы, планы уроков;
2. Средства обучения: учебники и учебные пособия, конспекты лекций, справочники, сборники задач и упражнений, комплекты инстуктивно – технологической документации, практикумы;
3. Дидактические средства (все, что обеспечивает процесс обучения): наглядные пособия, технические средства обучения, вычислительная техника, дидактические материалы;
4. Средства обучения для преподавателя: частные методики, методические разработки по темам, методические рекомендации, информационные материалы о педагогическом и профессиональном опыте;