Эльфы, волшебники и великаны




Выставка плаката

Цель: представление результатов работы малых групп.
Группы: малые группы; общее собрание.
Численность: без ограничений.
Время: до 30 мин.
Материал: листы большого формата, все необходимое для рисования каждой малой группе.
Проведение:
* Малые группы представляют результаты своей работы в виде "выставки плаката"; Краткие тезисы, рисунки, символы, использование цветных изображений повышает внимание зрителей.
*Плакаты вывешиваются на стенах.
* Участники обходят выставку, им предоставляется достаточное время для ознакомления с содержанием плакатов и обсуждения его с другими участниками.
* Если содержание плаката отличается сложностью или схематично, один из членов малой группы находится возле плаката и дает необходимые пояснения.
Примечания:
+ При этом методе не требуется выслушивать долгие сообщения.
+ Каждый участник может самостоятельно решить, какие плакаты осмотреть бегло, а каким в соответствии с их тематикой уделить больше внимания.
+ Возможно, не все участники воспримут всю предъявленную информацию (однако при общем устном обсуждении этот риск ничуть не меньше — слушатели ведь нередко отвлекаются посторонними вещами.)

Рынок мнений

Цель: рассмотрение важнейших результатов работы малых групп..
Численность: без ограничений.
Время: 30 мин.
Материал: листы большого формата, все необходимое для рисования каждой малой группе.
Проведение:
* Каждая малая группа записывает важнейший итог своей работы в верхней части будущего плаката. Важно, чтобы это был только один итог (одно положение).
*. Плакаты всех групп вывешиваются на стене аудитории.
— Возле каждого плаката находится один член малой группы отвечающий на вопросы и дающий необходимые разъяснения.
* Всем участникам предоставляется 30 минут для ознакомления с выставкой.
* В нижней части плакатов записываются дополнения, контраргументы, вопросы, положительные отзывы зрителей.
* Представители групп:возле плакатов должны сменяться, чтобы все „участники получили возможность принять участие в работе.
* При необходимости малая группа затем собирается и обсуждает собранные в виде записей на плакатах мнения зрителей о своей работе.

Слово-импульс

Цель: ассоциативное мышление; разнообразие идей.
Группы: индивидуальная работа; общее собрание.
Численность: до 25 человек.
Время: 30-60 мин.
Материал: листы бумаги большого формата, фломастеры для каждого участника, листы бумаги большого формата для каждой малой группы.
Проведение:
* Каждый участник пишет в центре своего листа заданное преподавателем слово-импульс, связанное с определенной темой.
* Затем участники пишут вокруг этого слова все идеи, которые приходят им в голову в связи с ним, располагая записи как лучи, идущие от центра. При этом классификация или иное упорядочивание идей не производится, задача состоит в том, чтобы набрать как можно большее количество ассоциаций.
* После этого участники подчеркивают 1-3 идеи, которые представляются им наиболее важными.
* Начинается общее обсуждение, каждый участник зачитывает подчеркнутые им слова. Преподаватель записывает их на отдельном общем листе-плакате.
* После того как всеми участниками будут названы важнейшие ассоциации, возникшие в связи со словом-импульсом, группа проводит дискуссию по основным аспектам ассоциаций.
Примечания:
+ Ассоциации никак не комментируются.
+ Реакции типа "Это совсем не из нашей области!" подавляют фантазию участников. Напротив, такие вопросы, как: "В чем, по вашему, выражается связь этой ассоциации с нашей темой?" способствуют появлению новых идей.
+ Принципиально важно: появление любой идеи оправдано и заслуживает внимания.
Варианты:
* Вместо индивидуальной работы сбор идей ведется в малых группах. Не обмениваясь своими соображениями, участники записывают на общем большом листе все, что им приходит в голову в связи со словом-импульсом. Записи одних участников группы будут давать стимулы другим. Важно при этом не пытаться найти ответ на какой-то вопрос, а развивать собственные идеи. Но не допускается прямое влияние на ход мыслей других членов группы (например, нельзя зачеркивать написанное другими, обозначать зависимости и связи и т.п.). В заключение полученная" картина ассоциаций обсуждается группой, которая совместно выбирает пять наиболее значимых идей для дальнейшего представления их на общем обсуждении.
* Вместо обсуждения отдельных идей в малой группе или на общем собрании устраивается "выставка плаката". Все участники осматривают вывешенные в аудитории плакаты и изучают представленные на них идеи, связанные с темой.
* Ассоциации взаимодействуют друг с другом, как при игре в домино: один участник записывает свою идею, другой реагирует на нее и записывает свою, третий реагирует на эту идею и записывает далее свою, и так далее. Записи делаются по очереди.

Волна

Участники сидят в кругу на стульях. Один стул не занят, его хозяин стоит в центре круга. Группа должна помешать ему занять свободный стул. Делается это так: стоящий в центре кричит "Влево!", если свободный стул находится слева от него, и все последовательно пересаживаются со своего стула на одно место влево. При этом возникает волнообразное движение. При команде "Вправо!" движение происходит вправо. В этот момент изменения ориентировки у стоящего возникает шанс занять свободный стул. Когда он садится на свободный стул, тот участник, который в это время стоял, должен выйти в центра водить дальше: его реакция была слишком медленной или он ошибся в направлении. Происходит постоянная смена ролей. Но если стоящему в центре никак не удается занять освободившееся место, он может крикнуть: "меняемся местами!". При этой команде все до одного должны пересесть на другое место, и какой-нибудь освободившийся стул непременно достается водящему.

Хвост дракона

Участники становятся в затылок друг другу. Каждый держит за талию стоящего впереди. Теперь голова дракона, то есть участники, стоящие впереди, должна поймать собственный хвост (последних). Участники, стоящие в середине, должны крепко держаться друг за друга, чтобы дракон не развалился. Через некоторое время участники из середины переходят на места в хвосте или голове дракона, они тоже должны активно подвигаться и развлечься.

Эльфы, волшебники и великаны

Игра построена на тех же основах, что и игра в кости или вытягивание жребия: здесь действуют три силы, борьба которых определяет исход игры. Эльф очаровывает волшебника, волшебник заколдовывает великана, великан, наконец, ловит эльфа. Это происходит так. Участники, разделяются на две равночисленные группы и становятся" друг против друга на расстоянии около одного метра. Все хором считают: "Раз, два, три!" и каждая группа сразу входит в свою роль, о которой заранее договорились. Это значит, что эльфы приседают (делаются маленькими) и хихикают тонкими голосами, волшебники взмахивают руками, мечут воображаемые молнии и произносят заклинания, вроде ''абракадабpa!", а великаны расправляют плечи и грозно рычат. Если теперь оказалось, что эльфы стоят прямо против великанов, то эльфы быстро поворачиваются кругом и убегают от великанов. Достигнув заранее условленного места или линии, они считаются спасшимися. Если волшебники сталкиваются с великанами, то волшебники должны не только постараться заколдовать великанов, ударяя в них молниями, но и поймать их, прежде чем великаны убегут за спасительную линию. Наконец, если эльфы сталкиваются с волшебниками, у последних почти нет шансов и они будут очарованы эльфами. Они убегают, но скорей всего, будут пойманы ловкими эльфами. Пойманные не выходят из игры, а образуют свою группу, и потому в конце игры может оказаться, что все стали членами одной большой семьи, например, великанов.
Если участники открыли для себя благотворное действие физического движения и готовы уделить ему место и время в рамках семинарской работы, то это еще не значит, что отдых должен непременно принимать форму игры. Чтобы снять чувство усталости и напряжения, можно использовать хотя бы такие импульсы для движения:

Круговой массаж

Участники встают в круг друг другу в затылок и кладут руки на плечи стоящего впереди. И стоят так в течение двух минут, чтобы контакт устанавливался не резко. Затем каждый начинает осторожно массировать плечи и верхнюю часть спины соседа. Цель — сделать что-то полезное для своего товарища по учебе, а вовсе не энергичный и интенсивный массаж. Через пять минут каждый приветливо прощается со стоящим перед ним и делает поворот кругом — теперь партнер может в свою очередь "отблагодарить" своего "массажиста".

Сбор яблок

Участники встают со стульев и сначала слегка встряхиваются, чтобы размяться. Потом они должны представить себе, что нужно снять яблоки с очень высокой яблони: они потягиваются, вытягивают руки вверх, поднимаются на носки — прекрасное упражнение.

Массаж лица

Это упражнение особенно хорошо действует, когда все уже изрядно устали. Участники могут выполнять его сидя или стоя. Обеими руками массируется лицо: сначала легкие пощипывания щек, скул, подбородка. Затем поглаживания бровей: глаза закрыты, большими пальцами мягко поглаживаются веки под бровями. Каждый сам определяет, с какой интенсивностью уделять массаж. Далее массируется лоб: кончиками пальцев выполняются слегка надавливающие" круговые движения. Затем можно продолжить эти движения по всей поверхности головы от лба к затылку. Последними интенсивно разминаются уши — их массаж просто делает чудеса!

Walk the Line
Время: 5 мин. на подготовку; 2 мин. на объяснение; 1-5 мин. на постановку вопроса.
Материал: мел или липкая лента, либо шнур; карточки, фломастеры; по возможности - фотокамера Полароид.
Проведение:
В помещении либо проводится мелом, либо с помощью липкой ленты или шнура намечается на полу прямая линия. На ее концах помещаются карточки с противоположными по значению знаками, например, "+" и "-" или "Много!" и "Мало!", или изображения смеющегося и плачущего лица. Они необходимы для оценки. На середине линии ставится нейтральный знак

Участники дают ответы на ряд подготовленных (или задаваемых спонтанно зрителями) вопросов, при этом они становятся, в соответствии с содержанием ответа, на линии ближе или дальше от положительного или отрицательного "полюса". В случае достаточно сложных вопросов и при необходимости углубленного ответа на вопрос нужно дать хотя бы некоторым участникам возможность устно объяснить, почему они заняли ту или иную позицию.
Для документирования итогов делаются фотографии или ведется подсчет положительных и отрицательных оценок, наглядно представляемый затем в виде рисунка.

Мухомор

Время: 10 мин. на подготовку; 5 мин. на объяснение; 1-3 мин. каждому участнику.
Материал: листы большого формата, фломастеры или самоклеющиеся маркеры.
Проведение:
На большом листе рисуется круг, который разделяется на секторы по числу предлагаемых вопросов. Вне круга записываются вопросы. Например, при общей теме обсуждения задаются вопросы "Насколько я был доволен...":
- передачей содержания докладчиком;
- возможностями задавать вопросы и вносить предложения;
- раздававшимися информационными и рабочими материалами;
- психологической атмосферой в группе;
- организацией досуга;
- местом проведения занятий (проживанием, питанием).
До начала работы участникам предоставляется возможность обозначить свою оценку по данным вопросам с помощью наклеиваемых или наносимых фломастером значков в соответствующих секторах кpyra. Чем больше удовлетворенность, тем ближе к центру круга ставятся значки (ассоциация попадание.

Общий вид "Мухомора", который представляет собой очень наглядную картину; выявляет основные тенденции при оценке работы по отдельным ее аспектам. Далее проводится общее обсуждение итогов с уточнением и конкретизацией отдельных моментов.
Примечания:
+ Этот метод уязвим к действию групповых тенденций (прежде всего, если игра проводится на общем собрании всех участников), потому что многие участники склонны присоединяться к оценкам своих предшественников. Для ослабления тенденции к "социальному конформизму", нужно позаботиться, чтобы размещение значков в круге происходило не на глазах у всех участников, а, например, где-то в стороне или на стенде, повернутом обратной стороной.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: