Звезда сбывшихся ожиданий




Время: 15 мин. на подготовку (без заполнения листов); 5 мин. на объяснение; при необходимости 5 мин. на индивидуальную работу (заполнение листов); по I мин. каждому участнику для записей оценок на общем листе.
Материал: лист большого формата, фломастеры или самоклеющиеся маркеры; по возможности размноженные листы для всех участников, оформленные так же как общий лист.
Проведение:
* Шкалы для оценок чертятся в виде звезды на листе. На шкалах располагаются цифры от центра, например, от 1 (совершенно неудовлетворительно) до 5 (весьма удовлетворительно)
* Оценка производится путем наклеивания или нанесения фломастером значков вдоль шкал.

Примечания:
* В начале работы семинара можно предложить для заполнения участниками аналогичную "Звезду ожиданий", тогда в конце работы ее можно использовать для сопоставления ожиданий и их исполнения.

  • Групповые тенденции могут быть в значительной мере снижены, если участники заранее выполнят это задание на индивидуальных листках со "звездой", это также повысит их внутреннюю ответственность.

Все у меня в руках!

Время: 5 мин. на объяснение; 10-20 мин. на индивидуальную работу; 15 мин. на осмотр "выставки" или 30 мин. на написание, сортировку и обобщение содержания карточек.
Материал: листы бумаги всем участникам; карточки (разноцветные), фломастеры каждому участнику, кнопки или скотч.
Проведение:
- Вопросы для оценки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:
- большой палец - - над этой темой я хотел (а) бы еще поработать;
- указательный - здесь мне были даны конкретные указания;
- средний - мне здесь совсем не понравилось;
- безымянный - психологическая атмосфера;
- мизинец - мне здесь не хватало...
- Участники рисуют на листах бумаги свою руку, обводя ее контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы. Затем листки вывешиваются — как бы на "выставке", и всем участникам до общего обсуждения предоставляется время для знакомства с нею.

  • Можно еще в ходе работы семинара предложить участникам заполнить эти листки и отдельные ответы перенести на карточки, которые затем прикрепляются к общему большому рисунку руки. Это поможет преподавателю, ведущему окончательное обсуждение итогов работы, классифицировать ответила "представить: их в виде резюме.

Итоговый круг

Время: 1 мин. на объяснение; 1-2- мин. каждому участнику.
Материал: лист бумаги большого формата; фломастер, привлекательный и удобный для передачи друг другу предмет (в крайнем случае годится фломастер).

 

Проведение:
* Один или самое большее два вопроса пишутся на большом листе крупным шрифтом.
с Участники по очереди кратко высказываются по этим вопросам, не обсуждая их друг с другом.
* При этой игре важно помнить, что

"краткость — сестра таланта", поэтому, когда очередному участнику предоставляется слово, то одновременно подается сигнал — ему передают предмет, который он затем передаст дальше, и так далее

 

Примечания:

  • Круг итогов служит хорошим дополнением методов письменного изложения оценки. Существенные с точки зрения каждого участника соображения произносятся вслух и становятся известны всем. Поэтому и вопросы лучше предлагать в устной форме. Примеры: "Что я увезу домой с этого семинара?", "О чем еще мне всe время хотелось сказать".

Облака и солнце

Время: 10 мин. на подготовку; 5 мин. на объяснение; 5 мин. каждому участнику (на ответ); 30 мин. для работы с карточками, сортировки и обобщения содержания.
Материал: листы бумаги большого формата; фломастеры, или один фломастер, привязанный; карточки двух цветов; кнопки или скотч.
Проведение:
* На больших листах пишутся вопросы (по одному на каждом листе), и помещается положительный или отрицательный символ - рисунок, изображающий солнце (например, возле вопроса: "Что особенно понравилось?") или облако (например, возле вопроса: "Что совсем не понравилось?").
* Участники пишут ответы или прямо на больших листах (привязанным возле них фломастерами), или заполняют по каждому вопросу одну из разноцветных карточек, которые затем прикрепляются на больших листах. В последнем случае затрачивается существенно меньше времени, так как все участники работают одновременно, кроме того, карточки можно по-разному сортировать.

Рuc.l6. Облака и солнце
Написание ответов прямо на больших листах удобно, когда эти плакаты затем висят в течение всего времени работы семинара, представляя собой нечто вроде "доски почета" и "позорной доски".

Лотерея плюс-минус

Время: 5 мин. на подготовку; 5 мин. на объяснение; 5 мин. каждому участнику (на ответ); 1 - 5 мин. для прочтения вслух карточек и пояснений.
Материал: карточки двух цветов; папка.
Проведение:
* Каждый участник заполняет одну или две карточки разных цветов, отвечая на два различных вопроса (например:
"Больше всего меня порадовало..." и "Больше всего меня разочаровало...").
* Карточки собираются в общую папку. Затем каждый участник вытягивает из папки по одной карточке каждого цвета (если он вытянет свою карточку, то кладет ее обратно), зачитывает вслух ее содержание и высказывает свое мнение о прочитанном. В случае непонимания нужно обратиться за разъяснениями к тому, кто заполнял данную карточку. Если по одному вопросу заполнено более одной карточки, лотерея проводится по второму кругу.

Термометр настроения

Время: 5 мин. на подготовку; 5 мин. на объяснение; 3-мин. каждому участнику (на ответ)
Материал: лист большого формата, фломастеры, самоклеющиеся маркеры.
Проведение:
Отдельные разделы темы (вопросы) или аспекты проведения мероприятия (например, психологическая атмосфера, возможности принятия участия приобретение новых знаний, питание, размещение, организация досуга) представляются в виде шкалы нарисованного на большом листе термометра.

* Для ориентации шкала термометра маркируется в верхней, средней и нижней части: например, внизу, где низкая температура - - " Я остался холоден", в центре
"От этого мне было ни жарко ни холодно", вверху - "Я прямо загорелся".

  • Участники выражают свое мнение, наклеивая маркеры или делая отметку фломастером возле соответствующего участка шкалы. Образуется некоторое количество значков, по которому можно судить о распределении мнений и оценок по аспектам или вопросам.

Язык телодвижений

Время 5 мин. на подготовку; 2 мин..
на объяснение; 1 - 2 мин. на постановку вопроса.
Материал: лист большого формата с вопросами, фломастеры.
Проведение:
* Принцип "термометра" преобразуется в язык телодвижений или звуковое выражение непосредственного отношения участников к задаваемым вопросам.
Например:
Как в древнем Риме, опущенный вниз большой палец означает отрицательный ответ, поднятый вверх - - положительный.

На собственном теле рукой или бумажной стрелкой участники показывают от макушки (т.е. 100%) до пят (т.е. 0%) свою оценку в процентах.
* По команде ведущего выражается отношение: положительное — одобрительным мычанием, отрицательное - цоканьем языком или шиканьем.
Примечание:
Опытные преподаватели, наверное, сразу же заметили недостаток этого метода: результаты оценок, выражаемые подобным способом, невозможно запротоколировать. Фотографии с записанными вопросами или магнитофонные-записи обходятся достаточна дорого, проще перевести данные в цифры или проценты что может сделать ведущий игру преподаватель или выбранный наблюдатель. Его данные должны быть подтверждены или при необходимости исправлены группой.

Температура + Совет

Время: 30 мин. на подготовку плакатов; 5 мин. на объяснение перед началом работы; по 10 мин. на рассмотрение каждого плаката и ответы на карточках; 5 мин. на проверку результатов и замену листов с термометрами.
Материал: лист большого формата, фломастеры, листы с изображениями термометра, самоклеющиеся маркеры, карточки, папка или ящик.
Проведение:
* "Термометр" и опрос на карточках можно сочетать, особенно если необходимо подводить итоги несколько раз по завершении той или иной темы семинара. Единообразные вопросы пишутся на большом листе, перед началом каждой новой темы семинара возле него вывешивается второй лист, с изображением термометра (его размножают в необходимом количестве экземпляров по числу тем). В перерывах между занятиями каждая тема оценивается участниками, которые отвечают на указанные на листках с термометрами вопросы, наклеивая маркеры или делая отметки фломастером. Предложения и советы пишутся на карточках и складываются в папку или специальный ящик со щелью.
* В конце перерыва преподаватель собирает листки с термометром, надписывает их, обозначая тему занятия и вопросы, предлагавшиеся для ответа, складывает карточки из ящика в конверт, также надписав его.
В конце семинара отдельные темы можно сравнить между собой по листкам с изображением термометра и оценкам на них. (Листки вывешиваются на стене.)

Карточки передаются докладчикам, и (или) их содержание обобщается и представляется в виде сообщения руководителем семинара на общем собрании.

Видео-репортаж

Время: 1 -2 часа на подготовку; 10 мин. каждому интервьюеру (продолжительность одного видео сюжета не должна превышать 3 мин.); 15-20 мин. на общий просмотр (= суммарной продолжительности всех видео сюжетов).
Материал: видеокамера по возможности с микрофоном; видеоплеер и монитор; листы бумаги, фломастеры.
Проведение:
* Группа операторов и репортеров в ходе работы семинара проводит короткие интервью участников, задавая подготовленные вопросы, которые должны быть сформулированы максимально просто и вызывать на разговор. Непригодны альтернативные вопросы (т.е. позволяющие ответить "да" или "нет"). Примеры вопросов:
С какими ожиданиями вы сюда приехали?
Что нового вы узнали на этом семинаре?
Как вы используете в практической работе то, что узнали здесь?
Что бы вы предложили для улучшения работы семинара?
В качестве дополнения снимаются также сюжеты: открытие семинара, работа групп, штурм буфета и т.п.

Просмотр видеофильма может служить хорошим началом общего обсуждения работы семинара, он напомнит о всех его важнейших событиях.
В обработанном виде, то есть с начальными титрами и титрами по ходу действия, видеофильм будет хорошим отчетным материалом, его копии можно предложить приобрести участникам.

Луковица и Монополия

Время: 10 мин. на подготовку; 5 мин. на объяснение; по 5 мин. на диалоги пар по каждому вопросу; 1-5 мин. на прочтение вслух и комментирование карточек.
Материал: лист большого формата с подготовленными вопросами, разноцветные карточки, фломастеры, игральные кости.
Проведение:
" Половина группы сидит во внутреннем кругу лицом наружу, другая половина образует внешний круг лицом к центру, так что каждые двое участников образуют пару для диалога. Им дается задание в течение 5 минут обсудить определенный вопрос работы семинара, например, психологический климат в группах, и дать свою совместную оценку этого вопроса написав ее на цветной карточке. Затем "луковичная шелуха" сдвигается, каждый-участник пересаживается на одно место вправо - так составляются" новые пары, которые ведут диалог уже по другому вопросу, дают ему оценку, записывают ее на новую карточку (другого цвета). Например, обсуждают программу, содержание занятий, преподавателей, питание и прочее. Вопросы для обсуждения должны быть указаны на карточках соответствующего цвета, вывешенных на доске или листе большого формата.
* Количество диалогов определяется количеством вопросов, которые требуется обсудить, в целом не должно быть более пяти вопросов, иначе возникнут сложности при дальнейшем обсуждении -"Монополии".
* Затем все карточки одного цвета (т.е. по одному вопросу) складываются в одну стопку, стопки нумеруются. Номер шесть получает мешок с подарками (например, с конфетами). Кроме того, преподаватель может подготовить для развлечения еще несколько карточек с небольшими заданиями, их он складывает в стопку "Прочее". (Задания: спеть песню, рассказать какой-нибудь секрет и др.).

Примечания:
* Группа не должна быть слишком большой — для участия во второй части игры допустимо общее количество до 20 человек. Можно условиться о том, что каждый вытянет две карточки, а все прочие будут вывешены на стенде для общего обозрения.

  • При этом методе невозможно провести детальную оценку работы. Лучше всего использовать его в комбинации с другими методами.

Коллективное письмо

Время: 10 мин. на объяснение и подготовку; по 2-5 мин. каждому участнику на комментарии; 5-10 мин. на запоминание результатов.
Материал: бумага, конверты, ручки всем участникам.
Проведение.
* Группа садится в круг. Каждый участник пишет в нижней части листа с обеих сторон свое имя и передает листок соседу справа. Получив его, тот, начиная сверху, пишет свое сообщение тому лицу, чье имя стоит внизу. Сообщения могут быть краткими, вроде "Всего доброго!" или пространными и представлять собой пожелания, советы, свой оценки. Каждый само-стоятельно решает также, подписаться ли ему своим именем или" остаться неизвестным. Потом часть листа с надписью загибается назад, так что следующий участник пишет на листе дальше, не читая уже написанного. Листки обходят весь круг и возвращаются к первым авторам.
Далее получившие назад свои письма участники могут написать на оборотной стороне листа три своих личных вывода или задачи, которые появились у них в результате участия в семинаре и которые они хотели бы написать самим себе в качестве напутствия.
Затем письма кладутся в конверты, заклеиваются, участники пишут на них свой собственный адрес и имя и сдают конверты преподавателю. Организаторы семинара через некоторое время отсылают
письма по адресам — это сувенир, а может быть и импульс к дальнейшему обучению.

Примечания:
* Техническую сторону игры лучше продемонстрировать, взяв в руки лист бумаги, это поможет авторам сохранить анонимность.
* Передавать листок соседу нужно по условленному сигналу преподавателя, иначе может возникнуть неразбериха и путаница.
* Следует убедительно обещать сохранение тайны "переписки" и, разумеется обещание выполнить. "(Если оргкомитет хочет передать свой привет автору письма, то это можно сделать на оборотной стороне конверта.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: