Господа Дорогого Братца Иоанна




Беседы

Господа Дорогого Братца Иоанна

В День Ангела

Содержание:

15 января 1910 г…………………………………2

Детский праздник. 16 января 1910 г….6

15 января 1911 года…………………………….9

15 января 1912 года…………………..……..27

15 января 1926 года………………………….51

Беседа в День Ангела

Господа Дорогого Братца Иоанна

Января 1910 г.

Ев. Иоанна гл. 6

Жите св. Иоанна Кущника.

 

№ 16, 1910, Нов. Русь (Сила религии и отказ от мяса трезвенников,

И.М Трегубов.).

№ 20, 1910, Нов. Русь. Ст. И.М. Трегубова. "особенный праздник народных трезвенников" (есть к статье фото: Дом (за Петровским парком, слева, внутри двора), в котором Братец Иоанн ведет свои Беседы и полутора - тысячная толпа, ожидающая впуска на эти Беседы).

1901 год. Петровский парк.

Фото: Октябрь,1984 г.
«Каждое воскресенье в Петровском парке можно видеть громадную толпу простого народа.Толпа стоит тихо,терпеливо ждёт. Ни ссор, ни брани, ни криков. Тихие движения,ласковая сосредоточенность во взглядах,улыбках,приветствиях...

 

Кроме обычных церковных праздников народные трезвенники имеют обыкновение устраивать еще особенный праздник, связанный с днем Ангела своего наставника - проповедника "Братца Иоанна" Чурикова и совершаемый ими 15-го января, в день Иоанна Кущника.

В этом году этот праздник продолжался два дня. В 1-й день, 15-го января происходил праздник взрослых, а во второй день, 16 января, был детский праздник.

Надо заметить, что детский праздник был впервые устроен только в этом году.

Праздник взрослых:

Несмотря на то, что этот праздник происходил в будний день, народные трезвенники явились на него, по обыкновению, громадной толпой, пожертвовав для него своим заработком, иные довольно большим.

Пришли они рано, но праздник начался с половины четвёртого часа принесением поздравления Братцу Иоанну. Каждый подходил к нему и, "поздравляя Его с Ангелом, целовал ему руку. Иные при этом передавали Ему какие-то свёртки, очевидно, именные подарки."

Это поздравление продолжалось часа полтора и происходило в передней. Принесшие поздравления, выйдя из этой передней, входили потом в зал, где проходят Беседы.

В пять часов в переполненном слушателями зале началась Беседа. Войдя в зал при всеобщих приветствиях "С Ангелом!", Братец Иоанн взошел на кафедру и сказал:

- Слышу, как вы говорите: "С Ангелом".

Это слово по-русски означает "служитель". Но какой я вам служитель? Служитель служит человечеству, а я вам не служил.

- Нет, служил, громко и дружно сказали собравшиеся.

- Все вы приготовили мне праздник, - но я вам ничего не приготовил.

- Приготовил, - опять громко все сказали:

- Вы приготовили и угощение для меня, а я вас ничем не угостил.

- Угостил! - воскликнули все.

- Я могу угостить, пожалуй, десять человек, но не как не тысячу, - говорит именинник. - Правда, если будешь ревновать о Слове Божьем, то у тебя столов не хватит для угощения. Слово Божие - самое лучшее угощение: оно украшает и сохраняет от всего дурного. Я рад, если я заинтересовал кого-нибудь Словом Божьим, но в таком случае, воздайте честь не мне, а Богу Я не заслужил - той чести.

- Заслужил, - говорят слушатели.

Затем, прочитав из 6-й главы Ев. Иоанна рассказ о насыщении пятью хлебами пяти тысяч человек, проповедник сказал:

- Хлеб Христов - эта наука Христова. Кто отрицает эту науку и живёт противно ей, тот живет в нужде, болезнях и страданиях. У него и дети рождаются больные и несчастные. И наука, и медицина говорит, что алкоголизм передаётся по наследству. Какие корни, такие и плоды. А кто питается хлебом Христовым, т.е. живет наукой Христовой, того она, как Христос Петра, спасает его из моря нужды, болезней и страданий и угнетаемых делает свободными. Пророки и Христос только для того и проходили, чтобы доставать нам такой хлеб и свободу. Без Христа нет свободы, а со Христом каждый свободен, почему Христос и сказал:

"Я пришел отпустить измученных на свободу", а освобожденный им человек говорит: "я теперь свободный, а не раб". Где наука Христова, где Слово Божие, там и Бог, а где Бог, там нет ни печали, ни нужды, ни рабства, там вечное благополучие, свобода и мир, там чудеса творятся, там мертвые воскресают. Миротворцы - это великие чудотворцы, выше их нет чудотворцев. Проснись и воскресни от развратной и пьяной жизни и скажи: "Я был мертв и воскрес, пропадал и нашелся", и детей своих пусти ко Христу.

- Спасибо, - воскликнула толпа как один человек.

- Еще напомню вам св. Иоанн Кущника, которого мы сегодня вспоминаем. Он был сын богатых родителей, желал уединиться для своего спасения, он ушел в монастырь, где на него напала такая сильная скука и грусть, что он заболел. Тогда он возвратился к своим родителям, но они не узнали его, и он жил у них в палатке пуще до самой смерти, перенося все оскорбления. Только потом по находившемуся у него Евангелию, родители его узнали, что это был их сын.

После этой беседы Братец Иоанн стал раздавать всем пироги в бумажных мешочках и, раздав их ушел в свою комнату. А в том зале, где происходила Беседа, был приготовлен чай для тех ста или полтораста человек, которые остались после Беседы.

Всего же на беседе было 1,600 человек.

Когда все оставшиеся уселись за стол, то Братец Иоанн снова вошел к ним и, сев с ними, сказал:

- Вы собрались сюда из любви ко мне, Спасибо вам. Если мы любим друг друга, то и Бог нас возлюбит. Но, кажется, я собрал здесь незаконное собрание.

В Евангелие сказано, чтобы мы собирали неимущих, опорочников, а я собрал все имущих.

- Мы тоже были опорочники, но по Твоим молитвам стали другие, - сказали некоторые.

При этом одна из присутствующих женщин рассказала, как сегодня два опорочника, идя на Беседу, говорили о любви, проповедуемой, Братцем Иоанном и во имя этой любви старались согревать друг друга, меняясь друг с другом своей обувью и одеждой.

Услыхав это, И.А.Чуриков сказал:

- И мне, когда я был таким же опорочником, приходилось согревать себя и своего товарища таким же образом, т.е. меняться с ним своей одеждой. Поэтому эти люди, о которых ты сказала, - мои братья.

- И мы такие же были, - сказали некоторые, - а теперь у нас нет нужды.

- А я вам деньгами не помогал. Тот, кому помогают деньгами, никогда не разбогатеет. Человеку нужна вера, а остальное прилагается ему. Когда-то была загадка: "из бессильного - сильное, а из горького - сладкое", а теперь она стала разгадкой. Евангелие стало разгадкой: оно сильнее льва и слаще меда.

И все по приглашению именинника запели молитву Иоанну Богослову: "О, Великий, о прекрасный, Ангел Бога и Отца! О, Апостол громогласный, Сына - вечного Творца!".

После этой песни Братец Иоанн сказал:

- Слово Христа уже и теперь судит человека. Если заболит рука, то человек, верящий в Слово Христово, спрашивает себя: не взял ли я чего чужого? Если заболит у него глаз, то он спрашивает: "не посмотрел ли я с вожделением?" А те, которые не знают этой науки: не судятся, а прямо без суда караются: тот застрелился, тот удавился, тот утопился. Уже во всех странах трубит труба Божья. Остается встать, поверить в науку Христа и воскреснуть.

- А вот многие ждут, когда мертвые из могил встанут, - говорит один.

- Нет, только живой может услыхать эту трубу и воскреснуть из гроба разврата и пьянства, а мертвых телом хоронят священники.

- Они только хоронят, но не воскрешают нас, - говорят некоторые.

- Оставьте такие разговоры, мы не на суд пришли, а повеселиться, что Бог перевел нас через море разврата и пьянства.

- Это ты нас перевел - говорят некоторые.

И все запели: "Слава в вышних Богу и на земли мир! Многая лета, многая лета, многая лета!

В заключении была пропета песнь "все вы, братия, смотрите, с неба даден нам сигнал, в новые полки грядите, нас Господь на страх послал".

 

Детский праздник.

Января 1910 г.

 

На другой день, 16-го января, к 3 часам дня собралось к Братцу Иоанну до 700 детей возрастом от трех до 16-и лет. Их привели взрослые, но последние не были впущены в зал. В зале были одни лишь дети, да человек 5-6 взрослых для порядка. Девочки были помещены по одну сторону зала, а мальчики - по другую. Замечательно, что не смотря на такое скопление, эти дети вели себя все время тихо и смирно, не нарушая тишины ни шалостями, ни криком, ни шумным разговором.

Мне, бывшему воспитателю детей православного духовенства, в первый раз пришлось наблюдать такую образцовую детскую благовоспитанность. Уже по одному этому празднику можно судить о высокой нравственности той среды, которая может так воспитывать детей, что они оказываются благовоспитаннее детей нашего духовенства.

Войдя в зал, Братец Иоанн был приветствован детьми "С Ангелом!" Взойдя на кафедру, Он пригласил их спеть "Отче наш"...

После пения, которое было очень стройно, И.А.Чуриков приступил к Беседе с детьми. Он сказали:

Вот вы спели "Отче наш"...

Вы пели: "Да будет воля Твоя".... Это значит, чтобы вы делали не свою волю, а волю Бога. Если же вы делаете свою, а не Божью волю, то Бог наказывает вас, как папа и мама наказывают вас, если вы их не слушаетесь, Боженька наказывает болезнями и несчастьями. Бог дал заповедь, чтобы вы почитали папу, маму и учителей. Если вы их почитаете, то Бог дает вам разум: здоровье и счастье. Но вы, кажется, все хотите быть счастливыми?

- Все, - ответили дети.

- Ну, еще спойте "Отче наш"...

И дети запели снова "Отче наш"….

- Ишь, как хорошо! Это детский орган. Спасибо, что вы навестили меня и поздравили с Ангелом.

Если вы любите меня.......

- Любим, - говорят дети.

- Если любите меня, то я хочу, чтобы и вас все любили так, как вы любите меня.

- Спасибо, - говорят дети.

И в третий раз поется: "Отче наш".....

- Спасибо, - говорит Братец Иоанн.

- Вы знаете, как Бог сотворил человека и какую дал заповедь: Он запретил ему вкушать яблоки от одного дерева, как вот вам папа и мама запрещают брать прянички. Но, первые люди, Адам и Ева, не послушались Бога и вкусили запрещённых яблок и от стыда спрятались. Так если и вы берете что-нибудь запрещенное папой и мамой, то и вам делается стыдно, и вы прячетесь. И папа, и мама стегают вас. И Бог стегает: то ручка, то ножка, заболит, тот простудился, у того прыщик появился, у того зубы заболели.

Меня так учили, так и я учу. А теперь спойте "Царю Небесный"..., если умеете.

И дети стройно запели: "Царю небесный"...

- Вы пели, - чтобы Царь Небесный, т.е. Бог, вселился в нас, и Бог вселяется в нас тогда, когда мы исполняем Его Заповеди, делаем то, что Он велит нам делать. Если же мы не делаем этого, то Он не вселяется в нас и наказывает нас. Старайтесь же заучить и исполнять все заповеди Бога.

- Помолись, Дорогой Братец, - подсказывает кто-то из взрослых, и дети вторят.

- Когда все заповеди вселяются в людей, - продолжает Братец Иоанн, -тогда все у них хорошо, а когда заповеди не вселяются в них, то люди делаются ножевиками.

Их мучают, и они сами себя мучают. Смотрите: того забрали в участок и нагайками поколотили, тот сам убил себя.

Вы слыхали, что две медведицы растерзали 40 детей за то, что они смеялись над лысым стариком Елисеевым. Так и теперь несчастье терзает того, кто делает зло. Помните же заповеди Божии: почитайте отца и мать - и вы не будете хворать и будете счастливы.

- Помолитесь, Дорогой Братец!

- Если вы будете за меня молиться, то и я за вас помолюсь, что вы еще умеете петь?

- "Верую"... - ответили дети.

- Спойте.

Дети стройно поют "Верую"….

- Ну, спасибо! Как хорошо спели! Но еще лучше будет, если будете рассуждать о том, о чем поёте. Вы вот пели: "Чаю воскресения мертвых"... Где эти мертвые? По кабакам и ресторанам. Если вы будете исполнять заповеди Бога, то вы сами будете живые, и этих мертвых будете делать живыми, т.е. воскрешать их.

Дай Бог вам всем воскреснуть.

Спасибо вам за приветствие! Очень я доволен, что вы пришли и поздравили меня. А теперь спойте: "Слава в вышних Богу и на земле мир! Многая лета!"

Дети поют.

- Знаете ли, о каком мире вы пели? - спрашивает Братец Иоанн.

- Это о мире вашем с родителями, а тот мир бывает тогда, когда вы творите волю Бога, а не свою.

И снова дети поют: "Слава в вышних Богу и на земле мир!

Многая лета!".

После этого дети стали подходить к руке Братца Иоанна, и получив от него по пирогу в бумажных мешочках, и от его помощников - по прянику, разошлись по домам, все также тихо и смирно.

И. М. Трегубов.

 

 

Беседа в День Ангела

Господа Дорогого Братца Иоанна

Января 1911 года,

В день его именин.

I

В субботу, 15 января 1911 года, в день именин «Братца Иоанна», его многочисленные слушатели, несмотря на будний день, оставили свои занятия и пришли на Петровский остров с разных концов города с целью поздравить «Братца» с днем ангела и послушать его слова.

Многие из них пришли очень рано и, поздравив «Братца», ушли на службу. Остальные же, начиная с трех часов дня, по группам в десять–пятнадцать человек, впускались в квартиру «Братца», где они и поздравляли его «с ангелом», целуя его в руку (иные и в губы) и передавая ему те или другия подарки, преимущественно свертки с сахаром, который он потом будет раздавать приходящим к нему, как «символ перехода от горькой жизни к сладкой», т. е. от пьяной и развратной жизни к трезвой и честной.

Затем в 4 часа 45 минут «Братец» вошел в переполненный слушателями зал, и они все громко воскликнули:

– С ангелом, дорогой Братец!

Когда «Братец», пройдя по узкому проходу между слушателями, подошел к иконам, то он и все слушатели запели «Отче наш»; а когда он после этого взошел на кафедру, то все громко снова воскликнули громогласно:

– С ангелом, дорогой Братец!

– Вы поздравляете меня с ангелом, – говорит Братец» – имею честь поздравить и вас.

– Спасибо! – говорят слушатели.

– Издравле в день рождения люди поздравляли друг друга с ангелом. Ангелы – это наши помощники. Так ангел Рафаил сопровождал Товию в виде простого человека. И когда во время пути Товия купался и рыба хотела поглотить его, то ангел велел ему взять ее за жабры и вынуть из нея желчь, сердце и печень, говоря, что все это ему пригодится.

– Спасибо! – говорят слушатели.

– Когда Товя пришел к Рагуилу и пожелал жениться на его дочери Саре, то ему сказали: «эту девицу отдавали семи мужьям, но все они погибли в брачной комнате». Асмодей, злой дух, умерщвлял их прежде, нежели они были и нею, как с женою. Люди, говорившие Товии, жалели жениха, а не невесту. Но ангел Рафаил сказал ему: «не бойся: не задушит тебя Асмодей».

– Спасибо! – говорят слушатели.

– Потом когда Товий, женившись на Саре, возвратился домой к отцу Товиту, то помазал его глаза желчью, взятой у рыбы, и Товит прозрел.

Таким образом, благодаря помощи ангела, Товий, женившись, сделался изгнателем демона и врачевателем отцовских глаз.

Поэтому и мы должны желать друг другу, чтобы нам ангел помогал во время болезней, как слепому отцу Товия, и во время бедности, как Товии. Этот же ангел Рафаил и нам поможет.

– Спасибо!

– Также и Иакову Господь помог и потому у него было много детей и множество скота, и скот был все пестрый и Господь его прославил. Если и мы будем просить Бога о помощи, то Он и нам поможет: исцелит нас от болезней и не откажет нам в богатстве и славе, так же, как и Иакову.

– Спасибо! – говорят слушатели.

– Дай Бог и вам прославиться! – говорит Братец.

– Спасибо!

– А я не заслуживал такой славы и недостоин, чтобы вы приходили ко мне с поздравлением. Я ничтожный человек и ничто иное, как бурлак. Я не титуальный, я не сановный и не чиновный. Я – самозванец.

– Нет, ты наш дорогой Братец.

– Если Господь в древнее время прославлял, то Он и в настоящее время прославляет и всегда будет прославлять только тех, которые исполняют Его слова. Но если люди только молятся и постятся, но не ревнуют и не исполняют слов Его, то таковых Бог не слушает. Мы Его слова не слушаем, поэтому и Он нас не слушает в наших молитвах.

Поэтому я смело скажу: не для меня эта слава, а для народа.

– Спасибо!

– Господь любит тех, которые слушают Его, и Он прославил и всегда будет прославлять их.

И все запели «Царю небесный».

После пения «Братец» сказал:

Нынешнее Евангелие читается из 17-й главы Евангелия Луки, которое и хочу пояснить вам.

– Поясни, – говорят слушатели.

– Сказал Иисус ученикам своим: «невозможно не придти соблазнам, но горе тому, чрез кого они приходят: лучше бы повесили ему мельничный жернов на шею и бросили его в море, нежели, чтоб он соблазнил одного из малых сих».

– Прости! – говорят слушатели.

– Издревле соблазняли люди людей и доныне соблазняют. Главный соблазн – это именины, как день рождения Ирода, когда пирующие соблазнялись вином, музыкой и плясками.

И теперь мы видим, что как только родится человек, так сейчас устраиваются пирушки–гульбушки, и плясавицы соблазняют своими плясками.

Через этот соблазн евреи лишились своего царства, а дочь Иродиады, которая плясала на пиру у Ирода, когда потом шла по льду, провалилась, так что голова осталась сверху льда, а ногами до земли не досягала и «аки на пиру у Ирода плясала», как говорит о ней сказание.

Сколько ныне гибнет чрез этот соблазн! И Господь не дремлет: как прежде наказывал, так и теперь Он наказывает тех, которых соблазняют и тех, которые отдаются соблазну, и прославляет тех, которые соблюдают Его слова.

Все святые соблюдали слова Господа, – поэтому их и прославляют, воспоминая те или другия события из их жизни. Так, например, Иоанн Креститель доныне прославляется так как мы празднуем день его рождения и день усекновения его главы. Но Ироду мы не справляем именин, и нет ему славы и чести. И Ахаву нет чести. Но те, которые соблюдали слова Божьи, утвердили праздники. Кто кому уподобился, тот таковую награду и получает.

Мы часто обижаемся на свою судьбу. А почему?

– Почему? – спрашивают и слушатели.

– Потому что, если тебе дать богатство, то ты сейчас устроишь пи-рушкугульбушку, говоря: «устрою себе славу». А вместо славы выйдет безславие. Вот почему Господь и отнимает у тебя то, что дал и не дает тебе по твоему желанию. Горе соблазнителю, но горе и соблазненному. Сколько соблазненных погибло в древнее время и сколько их гибнет и в настоящее время. Тогда плясавица–соблазнительница погибла. Да и теперь сколько погибает подобных соблазнительниц! Оне увеселяют себя, а потом говорят: «лучше умереть», и покушаются на самоубийство. И вас такая же участь ожидает. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели.

И «Братец», и слушатели запели «Отверзу уста моя».

После пения «Братец» говорит:

– Продолжая речь о соблазнах, Иисус сказал: «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему, если покается и скажет: «не буду этого делать»…

– Не будем, – говорят слушатели.

– То прости ему. Христос велел нам наблюдать за собою, но мы не наблюдаем. Все говорят: «так принято веселиться» и идут за соблазнителями, а не за Христом и погибают. Но кто идет за Христом, тот сам спасен и других спасает от соблазнов.

Далее читаем: «и если семь раз в день совершит против тебя брат твой и семь раз в день обратится и скажет: «каюсь»…

– Каюсь, – говорят слушатели.

– Прости ему. В другом месте написано: апостол Петр спросил однажды Иисуса: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?». Иисус ответил ему: «не говорю: до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Матф. 18, 21, 22).

Эти слова истинны, но люди злоупотребляют ими. Если, напр., кто нечаянно разобьет сосуд и попросит извинения, то ему простят. Но если он разобьет другой сосуд, третий, четвертый и т. д., то неужели станут ему прощать и ждать, пока он не разобьет седмижды семидесяти чаш?

– Прости!

– Мы должны прощать грехи невольные. Мы должны всегда прощать тому, кто сокрушается о грехе. Но если человек нынче пьян, завтра пьян и каждый день пьян и если мы будем всегда ему прощать и не будем делать ему никаких замечаний, то он все время сознательно будет пить и пить и все время без всякаго сокрушения будет говорить: «прости» и «прости». От этого он делается навеки пьяницей. Он приготовил себя к истреблению, и его тянет жерновый камень в Неву, то он покушается на самоубийство. Бог всегда истреблял таковых в древности. Он истребляет таковых и в настоящее время. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели.

И все запели: «Твоя песнословцы, Богородице… духовно утверди».

После пения «Братец» говорит:

– Так говорит Спаситель: «если седмижды семьдесят раз согрешит брат твой, то прости ему».

– Прости! – говорят слушатели.

– Но если человек, только говорит: «грешен, грешен», а сам не исправляется, то такому не простится. Если же человек мучается от своего греха, то ему простится и он спасется и многих спасет.

Далее читаем: «и сказали апостолы Господу: умножь в нас веру».

– Умножь, – говорят слушатели.

– Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: «и сторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас.

Нам смоковницу нечего пересаживать, но из пьянства в трезвость, из кабака в церковь – это наша христианская обязанность пересаживать.

– Помолись! – говорят слушатели.

– Но для того, чтобы пересаживать из пьянства в трезвость, мы должны просить у Господа веры. А мы верим только в богатство и веселье. Поэтому у нас и нет веры и силы пересаживать пьяниц в трезвую жизнь.

Далее читаем: «кто из вас, имея раба пашущаго или пасущаго, по возвращении его с поля, скажет ему: «пойди скорее, садись за стол?» Напротив, не скажет ли ему: «приготовь мне поужинать и подпоясавшись служи мне, пока буду есть и пить, и потом есть и пей сам?». Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? не думаю». Будет ли он за это хвалить его?

– Нет, дорогой Братец!

– Так и меня не за что хвалить, – говорит «Братец», – потому что не я пахал и не я пас, а Христос вас пасет.

– И ты пасешь, – говорят слушатели.

– Я в готовое пришел, – говорит «Братец».

– Пропащие были, – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать:

– Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего нестоящие, потому что сделали, что должны были сделать».

Но мы не заслуживаем имени раба Господа, потому что сделались рабами разврата.

– Прости! Это я такой, – говорит кто-то.

– Жалко, что мы назвались только православными. Жалко, что мы назвались только христианами. Мы горазды собираться для пирушек–гульбушек, но собираться для Евангелия мы не способы.

– Прости!

– Поэтому как в древности был потоп, так и теперь люди утопают в пороках и кидаются в воду. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели.

– Когда Силоамская башня задавила восемнадцать человек, то Христос сказал: «разве они грешнее вас были, что так погибли?».

– Нет, дорогой Братец, не грешнее они нас, – говорят слушатели.

– И теперь многие погибают, покушаясь на самоубийство: стреляются, топятся, давятся, травятся. Разве они грешнее вас?

– Нет, – восклицают слушатели.

– Если не покаетесь, то и вы также погибнете. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели.

– Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего нестоящие, потому что сделали, что должны были сделать». Но мы делаем не то, что должны были делать. В Писании сказано: «стопы моя направи по словеси Твоему», а мы направляем стопы свои по бутылкам и преступлениям, и потому погибаем. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели.

– Но если мы будем жить по Евангелию, то Господь нас не оставит.

Напомню вам еще житие Иоанна Кущника.

– Напомни, дорогой!

– Напомню хотя кратко, дабы не задержать и не утомить вас.

– Нет, не утомишь.

У Иоанна Кущника явилось желание жить по Евангелию. Ничто не было ему так мило, как Евангелие. У него были богатые братья, но они не прославились; а у него было одно Евангелие, и он до сих пор прославляется. В те времена трудно было достать Евангелие, а в настоящее время можно купить его за несколько копеек.

Сказав это, «Братец Иоанн» стал читать и пояснять житие своего ангела, Иоанна Кущника, из книги «Жития святых, изложенныя по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовскаго, за январь, начиная с 493-й страницы:

«Иоанн, желая жить по Евангелию, стал просить своих родителей приобрести для него Евангелие, чтобы учась в нем словам Христовым, научиться совершать и дела, угодныя Христу. Родители весьма порадовались при виде такого усердия сына к Божественному Писанию. Они тотчас наняли искуснаго писца, чтобы тот изготовил красивый список Евангелия, и, когда он изготовил, подарили его Иоанну. Приняв святую книгу, Иоанн стал усердно читать ее; сердце его услаждалось словами Христовыми, и он, возгораясь со дня на день все большею любовию к Богу, с нетерпением ждал одного инока, который, идя в Иерусалим, зашел к нему и обещался ему зайти за ним на обратном пути и взять его с собой в тот монастырь, в котором он сам жил.

По прошествии долгаго времени, инок тот возвратился и был встречен Иоанном с великою радостью.

Тогда монахи ходили искать людей, достойных монастырской жизни.

– Вот, сын мой, – сказал инок, – я возвратился, как обещал, и, если хочешь, возьму тебя с собою в монастырь.

Тогда Иоанн сказал своей матери:

– «Хочу просить у вас, матушка, одной милости, да не смею».

– «Проси, чего хочешь, сын мой», – отвечала мать.

– «Все товарищи мы по учению, – сказал Иоанн, – не один раз и не два, но многократно звали меня к себе в гости, я же ни разу не позвал их к себе и не отплатил им за гостеприимство; мне стыдно пред ними, и я уже не могу ходить от стыда в училище. Прошу вас, дайте мне столько денег, сколько нужно было бы для угощения моих товарищей». Она сказала своему мужу и он дал ему сто златиц. Для чего? Для того, чтобы сын повеселился с своими товарищами в ресторанах.

Иоанн, взяв деньги и приставленнаго к нему отцом слугу, с радостью пошел на морской берег, говоря:

– «Поищем хорошей рыбы».

Когда они подошли к кораблю, он послал слугу в училище со словами:

– «Пойди, посмотри, собираются ли товарищи, и потом снова возвратись ко мне».

По уходе слуги, Иоанн поднялся с иноком на корабль; вручив корабельщику плату, они отплыли от берега и пустились в путь. Иоанн взял с собою и Евангелие, подаренное ему родителями, и утешался в дороге чтением его.

Прибыв в монастырь, Иоанн прожил в нем шесть лет. И вот возстал на него враг и ненавистник всякаго добра – диавол. Он пробудил в нем мысль о родителях и заставил сердце его мучиться жалостию к ним при воспоминании о великой любви к нему отца и матери. Он стал внушать Иоанну такия мысли: «что-то теперь делают без тебя твои родители? Как они скорбят, печалятся и плачут о тебе! Плачет отец, рыдает мать, скорбят братья, жалеют о тебе родные и знакомые, в горе из-за тебя весь дом отца твоего». Еще лукавый приводил ему на память богатство и славу родителей, почести, которыя имеют братья его, и разныя другия суетныя блага земныя. Он смущал его такими помыслами непрерывно и днем, и ночью, так что Иоанн, наконец, крайне ослабел телесными силами и был едва жив.

Если Диавол не поймал Иоанна на удочку трактирную, то возбудил в нем ревность к родителям. Поэтому Христос и говорит: «кто любит отца или мать больше Меня, тот недостоин Меня».

Люби Евангелие больше всех людей, больше отца и матери и проповедуй им его, и они сделаются евангелистами и тогда спасутся родители, спасутся братья, спасется жена, спасутся дети.

Игумен, видя, как Иоанн с каждым днем слабеет, сказал ему:

– «Не говорил ли я тебе, сын мой, что Бог не требует от рабов Своих неумереннаго труда, но хочет, чтобы каждый служил ему, во славу Его святого имени по своим силам. Ты, сын мой, не послушал меня в свое время, и вот теперь уже изнемог от неумереннаго поста и непосильных трудов».

– «Не пост изсушил меня, отец мой, – отвечал Иоанн, – и не труды изнурили меня, но помыслы, внушаемые лукавым, мучают меня и днем и ночью в течение уже долгаго времени».

При этом Иоанн признался игумену в своих помыслах о родителях и доме.

Горе тому, кто ревнует об отце и матери больше, нежели о слове Божием.

Если бы и я ревновал больше о своих родных, нежели о слове Евангелия, то вы не пришли бы ко мне и не было бы у меня стольких тысяч братьев и сестер, трезвых во Христе.

И сказал игумен Иоанну:

– «Иди, сын мой, домой во имя Отца и Сына и Святаго Духа и Гос-подь наш Иисус Христос да сопутствует тебе и да управит путь твой по Своей воле».

Когда Иоанн подошел к Царьграду, в котором жили его родители, то, увидев издали их дом, упал лицом на землю и стал молиться такими словами: «Господи Иисусе Христе, не оставь меня!». Затем в полночь, подойдя к дверям родительскаго дома, он снова упал на землю и молился: «Господи Иисусе Христе! вот дом отца моего, видеть который я так желал. Молю Тебя, Владыка, даруй мне свыше помощь и силу победить диавольское искушение, не попусти его торжества надо мной и моего падения, но дай мне доблестно окончить на этом месте жизнь свою».

Так он молился до разсвета утра. С наступлением дня, когда открылись двери и вышел управитель дома, то он, увидев одетаго в лохмотья нищаго, велел ему уйти: но Иоанн просил его позволить ему остаться в углу. Сжалившись над нищим, управитель дома оставил его.

Однажды мать Иоанна, выйдя из дому, увидела этого нищаго лежащим в куче навоза в своих лохмотьях. Это показалось ей настолько отвратительным, что она сказала слугам:

– «Оттащите прочь отсюда этого противнаго человека, так как я не могу ходить сюда, пока вижу, что он здесь лежит».

Мать возстала на своего сына. Подобно этому и ныне бывают у отцов и матерей такия же несправедливыя возстания на сыновей и дочерей.

– Прости, – говорят слушатели.

Тогда Иоанн сказал своей матери:

– «Умоляю тебя, госпожа, чтобы ты распорядилась, по смерти моей, похоронить меня на том месте, где стоит моя палатка. Не позволяй покрывать меня никакими другими одеждами, кроме этих лохмотьев, которыя сейчас на мне, так как я не стою более почетнаго места и лучшей одежды».

После этого он вынул из-за пазухи Евангелие и, подавая ей, сказал:

– «Пусть это будет тебе утешением в настоящей жизни и добрым путем в вечность тебе и твоему мужу, моему господину.

Взяв Евангелие, она стала разсматривать его, обращая к себе то той, то другой стороной, и думая про себя:

– «Как это Евангелие похоже на то, которое мы подарили нашему сыну!».

– Среди слушателей слышится плач.

– Родители по Евангелию, говорит «Братец», – узнали своего сына и сказали: «пойдем и спросим: откуда оно у него, и не знает ли он чего-либо о нашем сыне Иоанне».

Родители пришли к нему и стали ему говорить: «заклинаем тебя, скажи нам, откуда ты взял это Евангелие?».

– От тебя, дорогой Братец, – говорят некоторые слушатели.

– Нет, не от меня, потому что Евангелие – Христово, – говорит «Братец».

– Ты нам его передал, – говорят слушатели.

– Подождите, вы меня сбиваете. Иоанн Кущник ревновал о Евангелии, и родители его спросили: «откуда ты взял это Евангелие?».

Будучи не в силах более скрывать муку своего сердца и удерживаться от слез, он отвечал:

– «Я – ваш сын Иоанн, и это – то самое Евангелие, которое вы не подарили; правда я виноват в причиненной вам скорби, но подаренное мне вами Евангелие научило меня любить Христа и следовать за Ним».

– Будем и мы следовать, – говорят слушатели.

– Поэтому поручаю и я вам Евангелие, – говорит «Братец».

– Спасибо! – говорят слушатели.

– Евангелие может сделать вас кроткими. А приобревший кротость, приобретет и Христа. Теперь же мы только носим кресты, но у нас нет Христа.

– Прости! говорят слушатели.

– Я не говорю, что кресты не нужны, а говорю о том, что к крестам нужен еще и Христос. Если бы у нас был Христос, т. е. Христово учение, то мы не поддавались бы соблазнам. Все мы – крещенные, но не у всех есть Христос, потому что не все прониклись Его Евангелием. А когда мы проникнемся Евангелием, тогда у нас будет и Христос, как Он сам сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди вас».

– Спасибо! – говорят слушатели.

– Мы должны иметь такую же ревность к Евангелию, какую имел Иоанн Кущник, который убежал от Иродовых товарищей, сел на корабль и поступил в монастырь.

Желаю и вам всем поступить в пестрый монастырь.

– Как у Братца.

– Нет, как у Иакова, у котораго был пестрый скот.

Когда люди будут проникаться Евангелием, тогда оно будет производить над ними суд: одних за преступление осуждать, а других за ревность к Евангелию оправдывать.

– Спасибо! – говорят слушатели.

– Простите меня, – говорит «Братец», – я тороплюсь. Я еще хотел бы поговорить с вами, чтобы вручить вам Евангелие – не в руки, но в мозги и в сердце, но в виду тесноты не могу обременять вас долгой речью.

Еще прошу вас не волноваться, а стоять на одном месте. Я хочу угостить вас, но не так, как угощают в трактирах и ресторанах. Я уже угостил вас хоть и не до сыта хлебом духовным, а теперь хочу еще угостить и хлебом телесным. Каждый может спокойно подойти и получить пакет с пирожком.

Сказав это, «Братец» сходит с кафедры и подходит к иконам.

Беседа продолжалась ровно час.

Когда «Братец» подошел к иконам, то он и все слушатели, по обыкновению запели: «Богородице, Дево, радуйся».

После пения «Братец» прочел несколько кратких обычных молитв, именно: «Иже на всякое время», «Огради нас, Господи, силою честнаго и животворящаго Твоего креста и сохрани нас от всякаго зла; огради нас, Господи, силою честнаго и животворящаго Твоего креста и сохрани нас от нужды и печали», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», «Благослови, Господи, благочестию Твоею».

– Спасибо! – восклицают слушатели и, по предложению «Братца», поют еще песнь Иоанну Лествичнику: «Пустынный житель и в телеси ангел и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Иоанне: постом, бдением, молитвою небесная дарования приме, изцеляеши денужныя и души верою притекающих ти. Слава давшему ти крепость, Слава Венчавшему тя, Слава Действующему тобою всем исцеления».

После пения «Братец», стоя у икон, обращается лицом к слушателям и начинает раздавать им в пакетах пирожки с изюмом. Каждый подходит к нему, берет пирожок, целует «Братца» в руку и уходит из зала.

Раздача пирожков продолжалась тоже час. Во время раздачи пелись песни: «С нами Бог, разумейте, языцы» и другия.

Было роздано до 2000 пирожков.

На этой беседе присутствовала писательница, изследовательница сектантства, Е. В. Молоствова, которая также подошла к «Братцу», взяла у него пирожок и поцеловала его в руку.

 

II

 

После раздачи пирожков «Братец» ушел в свою комнату, а через полчаса вновь вошел в зал и повел вторую беседу с своими швейцарами и другими своими приближенными. Их было коло 200–300 человек. При этом как сам «Братец», так и слушатели не стояли, как во время первой беседы, а сидели за столами, уставленными стаканами и чашками с чаем и тарелками с пирожками.

Пред этой, как и пред первой беседой, все стоя пропели «Отче наш». После пения все сели, и «Братец» сказал:

– Как сладко, как приятно, братья мои, жить вместе. Это как елей на голову Аарона, истекающий на бороду и на край одежды его.

– Как у тебя, дорогой Братец, – говорят слушатели.

– Давид сравнял мирную, братскую жизнь с помазанием Аарона елеем, – говорит «Братец». – Дай Бог и вам быть с масляными устами, с масляным сердцем, с масляными устами.

– Дай Господи и тебе мудрости, – говорят слушатели.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: