Пациента «раскручивают» на ненужные обследования и консультации
Любая частная клиника – это бизнес, а любой бизнес нацелен на то, чтобы заработать денег. Более 50% успеха обеспечивается за счет стабильного потока пациентов. Если его нет или руководство клиники слишком жадное и глупое, то персоналу ставится задача вытрясти из пациентов как можно больше.
Самый очевидный способ – назначить дополнительные анализы, консультации, процедуры или даже операции, каждая из которых будет, конечно, платной. Погонять человека по разным другим специалистам той же клиники – совершенно без надобности, о чем тот и не подозревает. И вообще внушить ему необходимость обследования и лечения по программе-максимум.
Важно
Так работают далеко не все частники. «Из клиник, где тянут бабки из пациентов, сами врачи разбегаются первыми, гниль и дрянь всякая остается», пишут сами медики. Большинство дорожат своей репутацией, да и клятву Гиппократа никто не отменял (так по традиции называют современную «присягу врача», утвержденную федеральным законом).
Множество назначений – не обязательно обман. Простой пример: пациент жалуется на выпадение волос, но возможных причин – куча. Трихолог обоснованно назначает целый лист анализов и исследований, которые в целом могут обойтись в 20-30 тысяч (по ценам столичных лабораторий). Так что прежде чем негодовать и отказываться, перепроверьте: возможно, без них никак.
Вначале называют умеренную сумму, но к концу она существенно возрастает
Платным клиникам, конечно, невыгодно заранее отпугивать клиентов внушительным счетом за весь комплекс услуг. Лучше показать прайс, где прописаны отдельные позиции с не такими уж страшными ценами (у многих клиник он есть на сайте) или, скажем, озвучить пациенту предварительную стоимость лечения без учета расходных материалов и прочих вещей, которые войдут в итоговую сумму.
Медики делятся: «В частных клиниках зачастую самая низкая цена становится самой высокой. Вот, например, анализ 100 рублей. А в итоге получается: 150 – забор крови, 50 рублей за пробирку, 50 рублей – какое-нибудь sms-оповещение, да еще и будут уговаривать сходить к специалисту, потому что "у вас там изменения"».
3. Прописывают дорогие процедуры вместо простых аптечных средств
В 2011 году терапевт одного из частных медцентров анонимно рассказал RB.ru, что в некоторых клиниках по требованию руководства врачи вынуждены скрывать от пациента более простые и дешевые способы лечения.
«Многие доктора уходят – не каждый сможет так работать. Но некоторые остаются и стараются выполнять предписание начальства. Например, чтобы вылечить ангину, вместо того, чтобы назначить таблетки за 500 рублей, могут назначить 7 капельниц по 1,5 тыс. каждая. И таких примеров можно привести сколько угодно».
Еще вариант: врач назначает препараты, которых в городских аптеках почти не найдешь, но они есть в аптеке при самой клинике. И, как правило, стоят в 2-3 раза дороже.
4. Скрывают за внешним лоском низкое качество лечения
В отличие от узконаправленных частных клиник, хороших многопрофильных в России мало, утверждает кардиолог и терапевт Ярослав Ашихмин. «Увы, в общей массе лечение проводится там настолько плохо, что я бы заклятому врагу не пожелал в них обращаться (предпочитая направить в городскую больницу)».
Это объясняется двумя причинами: слаборазвитым инвестированием и непрофессионализмом руководства. Неприбыльный медицинский бизнес либо продается и «попадает в руки к циничному "злодею"», либо владельцы, наплевав на этику и качество лечения, требуют от врачей «выполнения плана» (см. п. 1).
Частный терапевт Данил Долгирев: «Согласен, что качество лечения в платных многопрофильных клиниках часто низкое. Чистый туалет, улыбочка, но на выходе – потраченные впустую время и деньги пациента (а то и прооперировать могут без показаний)».
5. Берут деньги за консультации «бесплатных» врачей
Так часто бывает в регионах: пациент обращается в платную клинику в надежде на более квалифицированную помощь и лучший сервис, но не знает, что там принимают те же врачи, которые «в другую смену» работают в бесплатных медучреждениях.
Врач-реаниматолог: «В маленьких городах обычно частная медицина отличается от государственной только отсутствием хамства, тараканов, посторонних запахов и длинных очередей. А специалисты те же, если их всего в городе человек 50, то и конкуренции нет. И не факт, что доктор в частной клинике поможет лучше, чем в стационаре».
ГЛАВНЫХ ГРЕХОВ ПЛАТНЫХ КЛИНИК
Некачественная стоматологическая помощь
На лечение в частных стоматологических кабинетах и центрах поступает очень много жалоб от жителей нашего региона.
— Обращаясь за помощью в стоматологическую клинику, пациенты не всегда читают, что написано в договоре. И никогда практически не интересуются, на какой вид лечебной деятельности есть лицензия в данной клинике, — констатирует Любовь Демченко, начальник отдела лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности и контроля качества министерства здравоохранения Амурской области. — Человек рассчитывает попасть к опытному стоматологу с высшим образованием, а лицензия есть только на доврачебную медицинскую помощь. Или стоматолог общей практики выполняет работу ортопеда, не имея при этом ни лицензии на ортопедическую деятельность, ни соответствующего образования и навыков.
Если есть лицензия, можно спокойно лечить зубы, но пациенты даже частных клиник не застрахованы от хамства и недобросовестности медиков, которые «путают» услуги: в договор вписывают не ту работу, которую реально выполнил врач, и берут за это плату не по прейскуранту. Прежде чем выложить деньги, убедитесь, что платите именно за реальную стоматологическую услугу, выполненную специалистом с соответствующей специализацией и образованием.