Глава 2. Одноименный рассказ А.Гайдара «Чук и Гек»




2.1. Советский детский писатель А.Гайдара и его рассказ «Чук и Гек»

"Он был жизнерадостен и прямодушен, как ребенок.

Слово у него не расходилось с делом, мысль - с чувством,

жизнь - с поэзией.

Он был и автором, и героем своих книг".

С.Маршак

Аркадий Петрович Гайдар – советский детский писатель, журналист, родился 9 (22) января 1904 года в посёлке под г. Льговом в семье учителя. В 1911 году Голиковы переезжают в Арзамас, где Аркадий поступает учиться в реальное училище.

Биография Аркадия Гайдара могла бы послужить сюжетом для приключенческого романа. Сын сельских учителей, он читал с четырехлетнего возраста. Обожал приключенческую литературу. В 14 лет он реализовал свои «майнридовские» и «фениморкуперские» представления – скрыв свой возраст, убежал на фронт. В 17 лет он уже командовал полком. Воевал в Тамбовской губернии, на Дону и в Сибири. В 1922 году Гайдар демобилизовался из рядов Красной Армии и начал заниматься писательским трудом. Широкую известность как детский и юношеский писатель он приобрел в 1930-е годы, опубликовав повести «Р.В.С.», «Дальние страны», «Четвертый блиндаж», «Школа», «Чук и Гек», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда.

Жизнь для 13-летнего подростка, будущего известного писателя, - это игра, полная опасностей: он участвует в митингах, патрулирует улицы Арзамаса, становится связным большевиков. В 14 лет вступает в РКП(б), работает в местной газете «Молот».

Аркадий был самоотверженным уже в детстве, стремился попасть на фронт. Будучи ребенком, когда отца забрали воевать, сбежал из дома, чтобы тоже попасть на фронт. Но был задержан. Следующая попытка была сделана уже в 14-летнем возрасте. Вступив в ряды большевиков, вскоре стал командиром отряда. А в 17 лет повел за собой в атаку целый полк. Оставил армию Гайдар лишь в 1924 году из-за болезни.

Принципы дружбы, взаимопомощи, товарищества Аркадий смог выразить посредством творчества. Впервые в биографии Аркадия Гайдара его произведения были напечатаны в 1925 году. Самые известные произведения Гайдара – «Тимур и его команда», «Чук и Гек» «Школа», «Дальние страны» и многие другие. Когда же началась Великая Отечественная война, Гайдар снова не смог остаться в стороне от боевых действий: он стал служить военным корреспондентом (от «Комсомольской правды»). Свои впечатления Аркадий выразил в военных очерках.

Псевдонимом «Гайдар» (тюркское слово – «всадник, скачущий впереди»), Голиков впервые подписал новеллу «Угловой дом», созданную в 1925 г. в Перми, где Аркадий Петрович жил в то время и работал над повестью о борьбе местных рабочих с самодержавием – «Жизнь ни во что» (другое название - «Лбовщина» (1926).

В пермской газете «Звезда» и других изданиях писатель публикует фельетоны, стихи, записки о путешествии по Средней Азии, фантастический рассказ «Тайна горы», отрывок из повести «Рыцари неприступных гор" (другое название – «Всадники неприступных гор» (1927), поэму «Пулемётная пурга».

«В этот период ещё не выявилась его "детская" писательская направленность, но уже в рассказе "Р.В.С." Гайдар заявил о себе как писатель, способный с тонким мастерством рассказать о сложном мире ребёнка, давая понять, что следование вековечным нравственным законам долга, чести, верности Родине даётся детям непросто. Гайдар был одним из первых, кто, следуя традициям классической русской и мировой прозы о детях, смог без "социологических преувеличений" показать ребёнка в невероятной реальности».

Разных по возрасту, характеру и типажу «детских» героев Гайдара (среди которых немало «отрицательных» лиц: Мальчиш-Плохиш, Мишка Квакин и др.) дополняют персонажи рассказов-миниатюр для дошкольников («Василий Крюков», «Поход», «Маруся», «Совесть»).

В 1939 году опубликован рассказ «Чук и Гек», ставший классикой детской литературы. Как и в других произведениях Гайдара, ключевыми составляющими здесь являются приключение и путешествие.

Многие произведения Гайдара инсценированы и экранизированы: фильмы «Чук и Гек» (1953 г., реж. И. В. Лукинский); «Школа мужества» (1954 г., реж. В. П. Басов и М. В. Корчагин); «Судьба барабанщика» (1956 г., реж. В. В. Эйсымонт).

Может быть потому, что Гайдар сам был фактически лишён настоящего детства, почти все его произведения проникнуты эхом войны, предчувствием войны. Он романтизирует борьбу, сражения. Всю жизнь его тянуло ко всему военному, даже одевался он на военный лад. Он верил в то, что писал.

Наиболее известные произведения Аркадия Гайдара: «P.B.C.» (1925), «Школа» (1930), «Дальние страны» (1932), «Четвёртый блиндаж», «Военная тайна» (1935), «Тимур и его команда» (1940), «Чук и Гек» (1939), «Судьба барабанщика»[15] (1938), рассказы «Горячий камень» (1941), «Голубая чашка» (1936). В произведениях 1930-х годов — героизация и романтизация Гражданской войны, преданность идеалам первых лет советской власти.

Произведения писателя вошли в школьную программу, активно экранизировались, переведены на многие языки мира. Произведение «Тимур и его команда» фактически положило начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольческую помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров. С. Маршак называл Гайдара «всесоюзным вожатым».

Рассказ «Чук и Гек» (1939), так же как и «Голубая чашка», не сразу был понят критиками, но сразу был принят ребятами. Прошли не года, а десятилетия, и произведения, которые в свое время показались некоторым критикам «во многом спорными», «элементарно простыми по сюжету», «композиционно не слаженными», «недоходчивыми» для детского читателя, живут в памяти современников их первых изданий и в чтении тех, кто растет сейчас. Не так просты эти «элементарно простые по сюжету» рассказы, и поэтическое обаяние того же «Чука и Гека» не только в «безыскусственности» его или в том, что «мир показан сквозь призму детского восприятия». Творческая концепция писателя глубже, внешняя «безыскусственность» и «простота сюжета» отражают богатство и сложность жизни. Это простота большого таланта, а не примитивность видения мира.

Рассказ появился в первых январских номерах газеты "Пионерская правда" за 1939 год. В следующем месяце под названием "Телеграмма" опубликован в журнале "Красная новь". В том же году Дет.издат. выпустил рассказ "Чук и Гек" отдельной книжкой.

В рассказе говорится о двух мальчиках Чук и Гек, которые живут вместе с мамой живут в Москве. Приходит от отца, работающего в тайге начальником разведовательно-геологической станции, телеграмма. Он приглашает всех в гости. Мальчики уговаривают маму поехать. Она соглашается и идёт за билетами. В это время приносят ещё одну телеграмму, но дети утаивают её от матери, так как Гек по неосторожности выбрасывает коробочку, в которой она лежала. Когда поезд подъехал к станции, мама была удивлена, что их никто не встречал, ведь она давала телеграмму. Ямщик соглашается довести за сто рублей.

База, где должен быть отец, пуста, все ушли в тайгу. Сторож, оставшийся здесь, лично отправлял телеграмму о том, чтобы задержались с приездом. Это была та самая телеграмма, которую выбросил Гек. Трудно было в первый раз в тайге, но все справились и дождались возвращения экспедиции накануне Нового года. Стояла красивая елка, Гек читал свои стихи, Чук танцевал, все под бой курантов друг другу желали счастья, значит честно жить, много трудиться, любить свою землю, страну!

2.2. Герои рассказа «Чук и Гек»

Аркадий Петрович Гайдар очень любил ребят, поэтому он придумывал весёлые, интересные рассказы о ребячьей жизни. Один из них мне понравился. Он называется «Чук и Гек».

Герои этого произведения - весёлые, шаловливые, непоседливые братья. Они любили свою маму, но доставляли ей много хлопот. В этом рассказе происходит много увлекательных событий: неожиданная пропажа телеграммы, путешествие в тайгу, таинственное исчезновение Гека.

В тайге Чук и Гек познакомились с умным псом по кличке Смелый. Он помог найти Гека, который спрятался в сундуке. За это мама наградила пса хорошим куском колбасы. Но приключения братьев закончились великолепно: они встретили Новый год вместе с папой и геологами.

Чук и Гек — два брата, и у каждого свои привычки, свойственная только ему манера поведения и логика развития мыслей. Неважно, что пока это мысли не очень как будто значительные, например как лучше поступить с исчезнувшей телеграммой. Рассказать маме правду о своих проделках или что-нибудь придумать? Ведь «у этой мамы был странный характер», и за драку она «разводила драчунов по разным комнатам и целый час, а то и два не позволяла им играть вместе».

И Чук предлагает не говорить о телеграмме совсем. Но Гек осторожнее; он вспоминает, что «врать нельзя», потому что «мама за вранье всегда еще хуже сердится». Так Гек делает открытие не такое уж «простое» и «бесхитростное», что врать опасно, и только. Если же убедишь себя, что ложь — вовсе и не ложь, а значит, наказания не должно быть, то можно и солгать. Писатель не смягчает тему лжи и правды, а ставит ее во всей остроте.

Рассказ «Чук и Гек» веселая и увлекательная, она учит дружбе и доброте.

 

2.3. Эпоха свершения действий

В конце ХХ столетия русская советская литература стала предметом ожесточенных споров в первую очередь с позиций идеологических. Пафос разоблачения коснулся и детской литературы советского времени в первую очередь благодаря ее «воспитательному» акценту и той репутации, которая сложилась у нее в официальной советской критике.

А. Гайдар принадлежит к числу официально признанных основателей советской детской литературы. Его имя, как правило, упоминается в ряду с именами В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского и др. Одного этого в 1990-е годы было достаточно, чтобы его произведения рассматривались по преимуществу с идеологических позиций как утверждение идей тоталитаризма в детской литературе. А между тем писатель решал не только идеологические, но и художественные, нравственные задачи. Как полноправная часть литературного процесса детская литература не могла не откликаться на сюжеты времени, его конфликты, проблематику. Вместе с художниками, работавшими в «большой» советской литературе, А. Гайдар определял границы собственного мира, вырабатывал его аксиологию, искал своего героя, собственную творческую манеру.

Дети в произведениях А. Гайдара, точно так же, как и взрослые, вовлечены в события гражданской войны, в классовое противостояние независимо от их желания. Игры детей революционного времени, их повседневная жизнь, связанная с решением бытовых проблем, делали их равноправными участниками нередко совсем не детских сюжетов.

2.4. Позиция автора и выводы по главе

В этом рассказе, в разговорах его взрослых и маленьких героев, в раскрывающейся перед читателями панораме нашей огромной страны, Аркадий Гайдар отстаивает свой оптимизм, свою непреклонную веру в правоту ленинского дела, которое все равно одолеет любые беды и трудности.
Как жизненное кредо писателя звучат заключительные строки "Чука и Гека"!

"Что такое счастье - это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной".

Именно эти слова были вырезаны на мраморной плите на могиле писателя в городе Каневе, когда его прах в 1947 году перенесли туда с лесной опушки у села Леплява, где фашистская пуля оборвала жизнь Аркадия Гайдара.

 

Заключение

Секрет чеховского мастерства, тайна воздействия на читателя до сих пор до конца не разгаданы. Но ясно одно: Чехов – необычный писатель. Его рассказы надо читать и перечитывать. И каждый раз обязательно открываешь что-то новое. Это как тайна за семью печатями. Прочитаешь один раз – и недоумеваешь: А что же хотел сказать автор? У Чехова нет ни послесловий, ни предисловий, ни склонности к проповедничеству и нравоучениям. Он был самым ненавязчивым и молчаливым среди русских писателей.

Прочитаешь другой и – изумляешься, как хорошо он знает жизнь, как глубоко проникает в человеческую душу. Чеховский мир не столь уж богат внешними событиями, но содержателен и глубок.

А если не поленишься и откроешь его произведения в третий раз, то тебе приоткрывается своеобразие художественного воплощения тем и идей: ёмкость художественной детали, ироническая игра слов, говорящие фамилии, логика сюжетов, неожиданность развязки и вместе с тем неизбежность и закономерность свершившегося, достигнутое писателем путём контрастов, повторов, сравнений, пейзажей.

Очень важную роль в рассказе Чехова играет диалог. Он, собственно, и движет действие. Портреты героев даются обыкновенно только несколькими словами и основными штрихами.

В его рассказах за смешными моментами выступает горькое, даже трагическое, ещё больше обострённое тем, что героями этих произведений являются дети, оставшиеся без родителей («Ванька»), вынужденные с ранних лет работать, изнывающие от голода, недосыпа, постоянных побоев и унижений со стороны хозяев. Это дети, лишённые детства.

Так в рассказе «Ванька» говорится о девятилетнем мальчике, который боялся своих хозяев, поэтому и писал письмо дедушке в тот момент, когда они ушли. При этом он постоянно оглядывался на тёмные окна, проверяя, не идёт ли кто.

У Ваньки остался один дедушка, которого он очень любил. Самого дедушку он представлял как «юркого, подвижного старикашку», «с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами». Но дедушке, очевидно, безразлична судьба внука, он довольствовался тем, что ему в данный момент хорошо и спокойно. За полгода он ни разу не навестил Ваньку.

Таким образом, мы видим, что всего одна фраза: «с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами» в чеховском кратком рассказе может сказать о человеке многое.

В этом рассказе, казалось бы, есть смешные моменты, например, когда Ванька с детской непосредственностью пишет деду, как хозяйка велела ему очистить селёдку и за то, что он начал с хвоста, «она взяла селёдку и ейной мордой начала его в харю тыкать», но это смех сквозь слёзы, потому что ситуация связана с побоями девятилетнего мальчика, причём кроме селёдки хозяева бьют его чем попадя: «выволок за волосы на двор и отчесал шпандырем», «колодкой по голове ударил, так, что упал и насилу очухался». А смех вызывается только тем, что А.П.Чехов использует простонародные слова, такие как «ейной мордой», «в харю тыкать», «сами трескают».

Такое ужасное отношение взрослых к ребёнку вызывает шок, причём все эти побои совсем не за серьёзные провинности: «качал ребёнка в люльке и по нечаянности заснул», «начал чистить селёдку с хвоста»… Мальчик недосыпает, недоедает, постоянно плачет.

И всё же самое трагичное то, что письмо до дедушки так и не дойдёт. Никто этого мальчугана так и не услышит, и лучше ему не будет. Ванька засыпает с приятным, радостным чувством, в надежде, что дед приедет к нему и поддержит.

Но он не один такой несчастный, и проблема здесь не конкретно в его ситуации, а в том, что равнодушие и очерствение душ поразило общество в целом.

И социальное неравенство затронуло не только взаимоотношения между взрослыми, от этого страдают и дети.

С постоянным интересом и вниманием обращался к проблеме детства Антон Павлович Чехов. Его глубоко волновала мысль о разобщённости двух миров – мира «больших» и мира «маленьких».

У Чехова детские писатели могут научиться многому: глубокому изучению мира детства — специфической области «человековедения»; искусству проникновения в детскую психологию, во все «тайные» уголки детской души; пропаганде высоких этических и эстетических идеалов художественными средствами, без прямолинейной навязчивой дидактики; созданию высокохудожественных, содержательных и в то же время занимательных произведений для детей.

Произведения А. Гайдара, адресованные детской аудитории, несли на себе печать того, что еще В. Белинский назвал «планом воспитания». В них было целостное ощущение детства как особого времени человеческой жизни.

Детский писатель должен был создать собственный образ детства. У Гайдара он был связан не только с общественными и педагогическими требованиями времени, но и с антропологическими представлениями автора, с его поисками человека нового, революционного времени. Мысль о будущем вполне естественно включена в поле зрения детского писателя, произведения которого обращены к наследникам дня сегодняшнего. Потому «план воспитания» в его произведениях связан с социальным, с теми проблемами, которыми жило общество в целом.

«Чук и Гек» – лучшее произведение Аркадия Гайдара, превосходного стилиста и великого знатока детской психологии.

Белинский писал когда – то, что детским писателем надо родиться. Аркадий Гайдар и в самом деле родился детским писателем. Он был жизнерадостен и добродушен, как ребенок. Слово у него не расходилось с делом, мысль – с чувством, жизнь – с поэзией. Он был автором и героем своих книг. Таким он останется навсегда в памяти людей, которым довелось знать его при жизни, и в представлении тех, кто узнает о нем из книг, написанных Гайдаром и о Гайдаре.

Возможно есть что-то общее у этих великих детских писателей – это приключенческая затея - это проявление тяги детей к романтическому подвигу, которую так блестяще изобразил советский детский писатель Аркадий Гайдар. А также биография писателей сходится тем, что у них почти не было детства, жизнь у них была суровой.

 

 

Библиография.

1. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М.: Республика, 1994

2. Алексеева О.В. А.П.Чехов / Книга для учащихся под ред. А.В.Терновского, М.: Просвещение, 1987

3. Громов М.П. Книга о Чехове. – М.: Современник, 1989

4. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П.Чехова. – М.: Детская литература,1985

5. Мальчики: Рассказы/Послесловие М.Гордина – Л.: Детская литература, 1980

6. Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев. – М.: Просвещение, 1983

7. Чудаков А.П. Антон Павлович Чехов. – М.: Просвещение, 1987

8. Чуковский К.И. О Чехове. – М.: Художественная литература, 1967

9. Майофис М. Семиотика детства / М. Майофис, И. Кукулин. - М.: НЛО. – 2002. – № 58(6) - С. 279.

10. Гайдар А.П. Дальние страны: повести и рассказы /А.П. Гайдар. – М.: Дрофа-Плюс,2007. – 240 с.

11. Гайдар А. Избранное/А.Гайдар. - М.: Просвещение,1983.- 400 с.

12. Гайдар А. Рассказы и повести /А. Гайдар.- М.:Астрель, 2008. - 317 с.

13. Советский энциклопедический словарь.- М.:Советская энциклопедия,1980.-1600 с.

14. ВЕСТНИК ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2012, №2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: