Принцип экономии мышления




Э. Мах о психологии научного исследования, соотношении физического и психического, об элементах мира и принципе экономии мышления.

Эрнст Мах – австрийский физик, механик и философ-позитивист (1838 – 1916).

Мах открыто заявлял, что я вовсе не философ, а только естествоиспытатель. Прежде всего он поставил себе задачу не ввести новую философию в естествознание, а удалить из него старую, отслужившую свою службу. Он, работая в течение более сорока лет в лаборатории и на кафедре, имел возможность разглядеть пути, по которым развивается наше познание и сделал попытку описать эти пути в различных сочинениях.

Тезисы:

1. Научное мышление произошло из обыденного благодаря разделению труда и возникновению специализаций.

2. Научное мышление бывает двух типов: мышление философа (стремление объединять всю совокупность фактов в общую картину, домысливая то, чего не хватает в имеющихся знаниях) и мышление специалиста-исследователя (когда человек обобщает все имеющиеся факты в своей узкой области знания, постепенно расширяясь на соседние области).

3. Физическое и психические содержат общие элементы, значит между ними нет особой разницы.

4. Исследователя должна интересовать функциональная зависимость физического и психического друг от друга.

5. Принцип экономии мышления – в развитой науке объяснительная часть должна быть удалена. Также необходимо отбросить причинность и оставить лишь функциональные зависимости.

Психология научного исследования

Мах считал, что научное мышление произросло из обыденного. Это преобразование он начал рассматривать еще со времен первобытного человека: благодаря индивидуальной и родовой памяти человек имел преимущество перед животными. По мере накопления этой памяти, он начинает включать в себя все большие и большие пространственные и временные области. В конце концов с развитием культуры возникает разделение труда, при котором хоть каждый человек лишается части этой памяти, но народ в целом продолжает ее хранить. Усилившееся таким образом мышление может постепенно само стать специальной профессией. Таким образом научное мышление развивается из обыденного.

С другой стороны, научное мышление отличается от обыденного тем, что обыденное, по крайней мере в своем начале, служит практическим целям, а научное создаем само себе цели, стремится удовлетворить само себя. Однако с ростом культуры и научное мышления начинает влиять и менять обыденное.

Научное мышление бывает двух типов. Мышление философа, когда человек стремится к возможно полной всеобъемлющей ориентировке во всей совокупности фактов (при этом ему приходится опираться на материал, разработанный специалистами). Мышление специалиста-исследователя, когда человек замыкается в какой-то одной области фактов и пытается там что-то обобщать, однако из-за того, что граница этой области всегда ставится произвольно, то ему приходится эти границы двигать, тем самым расширяя область вы больше и больше, в конце концов приходя к тому, что ему приходится учитывать знания других специалистов. Таким образом и все специалисты в совокупности стремятся к мировой ориентировке при помощи объединения всех своих специальных областей. Ввиду неполноты достигнутых результатов это стремление ведет к открытым или к более или менее прикрытым заимствованиям у мышления философского.

Соотношение физического и психического

Далее Мах говорит о том, что все физическое можно разложить на неразложимые в настоящее время элементы: цвета, тоны, давления, теплоту, запахи, пространства, времена и так далее. Эти элементы зависят от условий как лежащих внутри пространственной ограниченности нашего тела (U), так и вне ее. Поскольку эти элементы зависят от U, то мы их можем назвать ощущениями. А раз эти ощущения даны только конкретному человеку, и оценить ощущения другого индивида он не может, то элементы, на которые мы разложили физическое, можно рассматривать и как элементы психического. Таким образом физическое и психическое содержат общие элементы и, следовательно, между ними вовсе нет той резкой противоположности, которую обыкновенно принимают. Это становится еще яснее, когда оказывается, что воспоминания, представления, чувствования, воля, понятия создаются из оставшихся следов ощущений и с этими последними, следовательно, вовсе не несравнимы.

Элементы мира

При рассмотрении вышеуказанных элементов, которые в зависимости от находимого вне U являются физическими элементами, а в зависимости от находимого внутри U – психическими, мы имеем одновременно элементы и реального мира и нашего Я. Поэтому нас должна интересовать функциональная зависимость (в математическом смысле слова) этих элементов друг от друга. Эту связь элементов можно продолжать называть вещью. Но эта вещь не есть уже непознаваемая вещь. С каждым новым наблюдением, с каждым новым естественнонаучным принципом познание этой вещи делает успешные шаги вперед. Когда мы объективно рассматриваем наше (тесное) Я, то и оно оказывается функциональной связью элементов. Только форма этой связи здесь несколько иная, чем та, которую мы привыкли находить в области «физической». В неизвестном, непознаваемом нечто, находящемся позади этих элементов, мы не находим нужды, и это нечто нимало не содействует лучшему пониманию. Правда, позади U стоит нечто, почти еще неисследованное — именно наше тело. Но с каждым новым физиологическим и психологическим наблюдением это Я становится нам более знакомым. Интроспективная и экспериментальная психология, анатомия мозга и психопатология, которым мы обязаны уже столь ценными открытиями, мощно работают здесь, идя навстречу физике (в самом широком смысле), чтобы, дополняя друг друга, привести к более глубокому познанию мира. Можно надеяться, что все разумные вопросы с течением времени все более и более приблизятся к своему разрешению.

Принцип экономии мышления

Во имя "экономии мышления" объявляется существующим только ощущение. И причинность и материя объявляются "устраненными" во имя той же экономии, т.е. получается ощущение без материи.

Мах считал, что суть науки составляет экономия описания и понимания, он выдвинул принцип экономии мышления. Материя, атом, молекула — экономичные символы физико–химического опыта. Из теоретических концепций, предпочтительней та, которая наиболее просто объясняет данный тип явлений. С точки зрения Маха, экономное взаимное приспособление суждений в одной сфере знаний возникает тогда, когда будет найдено наименьшей число независимых суждений, из которых другие суждения выводятся. Функцией науки становится описательная функция. Мах убрал и предсказательную функцию науки. У науки осталась только описательная функция. Физическое исследование: по Маху психология должна исследовать связи между явлениями, физика — между ощущениями. Цель: установление зависимости одних переживаний от других. При этом законы и теория в физике — это лишь средство для достижения целей. В этой связи, с точки зрения Маха, следует не только отстраниться от объяснительной функции физики. Но и отказаться от науки, чтобы отказаться от метафизических объяснений.

Примечание:

Тесное Я – совокупность всего, непосредственно данного только одному

Широкое Я – вся совокупность моего психического, не исключая ощущений

U - пространственная ограниченность нашего тела



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: