Одним из актуальных направлений современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительный аспект речевого высказывания, а также умело использовать его в собственной речи.
Нами были проанализированы учебники русского языка для 5-6 классов под редакцией М.М. Разумовской.
В пятом классе автор предлагает ребятам знакомиться с такими тропами, как эпитет, метафора и олицетворение. Работа с эпитетом представлена в следующих разделах: «Синтаксис и пунктуация», «Словосочетание», «Имя прилагательное»; работа с олицетворением – в разделах «Имя существительное», «Имя прилагательное»; работа с метафорой – в разделе «Словосочетание».
В 6 классе автор развивает у учащихся понятие об олицетворении, метафоре и эпитете и знакомит со сравнением. Работа с олицетворением и эпитетом представлена в разделах «Правописание» и «Причастие и деепричастие»; работа метафорой – в разделе «Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов»; работа со сравнением в разделах «Речь», «Причастие и деепричастие» и «Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов».
Были проанализированы учебники и программы по литературе для 5-6 классов. Относительно тропов выявляем, что в 5 классе учащиеся знакомятся с эпитетом, сравнением, метафорой и олицетворением; в 6 классе изучают понятие гиперболы, постоянного эпитета и развивают понятие об олицетворении и метафоре.
Приходим к выводам: работа над образной стороной речи в 5-6 классах проводится, но не в полном объеме.
Как говорилось выше, одним из актуальных направлений современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительный аспект речевого высказывания, а также умело использовать его в собственной речи. На уроках русского языка и литературы в 5 классе школьники получают понятие о тропах, они специально обучаются анализу и пониманию речевой формы высказывания и поиску выразительных средств при написании творческих работ.
|
Опираясь на опыт учителя высшей категории средней школы №73, Зориной Ольги Сергеевны, мы разработали ряд упражнений, включающих работу над изобразительными средствами речи учащихся 5 классов.
Данная система упражнений включает 2 группы:
I. традиционные упражнения:
1) Найти изобразительные средства в тексте и выписать их;
2) Определить функцию или значение изобразительных средств;
3) Определить, какой частью речи выражено изобразительное средство и какова его синтаксическая роль в предложении;
4) Определить художественную значимость и необходимость изобразительных средств в данном контексте;
5) Подобрать синонимы и антонимы к данным тропам;
6) Составить словосочетания с данными изобразительными средствами;
7) Выписать из текста словосочетания, в состав которых входят тропы;
8) Привести свои примеры обозначенных тропов.
II. нетрадиционные упражнения:
1) Ввести в текст различные тропы (дети получают на карточках прозаический текст с пропусками);
2) Устно закончить строчки стихотворения подходящими по смыслу и рифме тропами;
|
3) Написать сочинение-миниатюру на обозначенную тему, используя изобразительные средства;
4) Редактировать текст с точки зрения употребления в нем изобразительных средств.
Представленная классификация упражнений способствует эффективному развитию образной речи школьников.
Возможны другие виды традиционных и нетрадиционных упражнений.
Приведем фрагмент урока русского языка связанный с выявлением изобразительных средств языка в поэтическом тексте.
Этап урока: Анализ текста.
В изображении природы Есенин часто прибегает к приему олицетворения. Давайте вспомним, что такое олицетворение (Прием изображения неживых существ живыми).
В стихах Есенина черемуха «спит в белой накидке», вербы плачут, тополя шепчут, «пригорюнились девушки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля» и так далее. Заря, дороги, реки, небо, кусты – все в стихах Есенина движется, живет вместе с человеком.
Природа у Есенина играет и переливается всеми цветами радуги:
Синий туман. Снеговое раздолье.
Тонкий лимонный лунный свет…
или
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде…
Отсюда неожиданность, смелость многих красочных (цветовых) эпитетов у Есенина. Поэт говорит: «О Русь, малиновое поле!» или «синее счастье».
- А что такое эпитет? (Это прилагательное, употребляемое в переносном смысле, которое характеризует какое-либо явление или предмет и служит для того, что сделать его характеристику ярче). Активно Есенин использует метафору.
- Напомните определение метафоры. (Это скрытое образное сравнение). У Есенина встречается такая метафора: «осень – рыжая кобыла – чешет гриву».
|
Для Есенина природа – это чудесный и необъятный храм, в котором все прекрасно.
Работа с текстами:
- Давайте обратимся к стихотворению «Береза» на странице 266. (Учитель читает стихотворение вслух).
- Какова тема этого стихотворения? (красота русской природы).
- Перед нами образ березы в зимнее время года. В учебнике есть иллюстрация И.И. Пчелко к стихотворению. Все ли отразил художник, что хотел сказать поэт? Может быть, кто-то из вас представляет другую картину? (Вид из окна и так далее).
Давайте назовем все изобразительные средства, которые мы здесь увидели. (Можно выписать в тетради).
· Белая (береза) – цветовой эпитет;
· (береза) принакрылась – олицетворение;
· принакрылась снегом, точно серебром – сравнение;
· на пушистых (ветках) – эпитет;
· снежною (каймой) – эпитет;
· в сонной (тишине) – эпитет;
· в золотом (огне) – цветовой эпитет;
· И горят снежинки в золотом огне – метафора;
· А заря, обходя, осыпает – олицетворение;
· (Обсыпает ветки новым) серебром – метафора.
Таким образом, мы видим, что стихотворение «Береза» состоит из сплошных тропов.
Обратимся к еще одному стихотворению С. Есенина – «Топи да болота». Прочитайте его и назовите изобразительные средства.
· синий (плат небес) – цветовой эпитет;
· хвойной позолотой взвенивает лес – метафора;
· меж лесных кудрей – метафора;
· темным (елям) – эпитет;
· елям снится – олицетворение;
· суховатой (липой) – эпитет;
· слухают ракиты – олицетворение;
· посвист ветряной – эпитет;
Какова же тема этого стихотворения? (Описание природы родного края).
- С какой целью поэт использует тропы? (для более точного и яркого описания, а также для эмоционального воздействия на читателя).
В следующем разделе выпускной квалификационной работы обратимся к этапам работы над эпитетом в 5 классе, как одним из наиболее интересных изобразительных средств в речи.