Этапы работы по обогащению речи учащихся 5 класса эпитетами




 

Система работы над эпитетом в пятых классах является важным звеном в работе по развитию образной речи и заключается в объяснении, закреплении и активизации в речи учащихся эпитетов, с которыми они встречаются в процессе обучения. Работа над эпитетом воспитывает внимание к слову, понимание оттенков его значения. Поэтому задачи нашего экспериментального обучения в период педагогической практике следующие:

1. Научить учащихся выделять эпитеты среди других образных выражений в художественных текстах и в чужой речи, понимая их художественную необходимость.

2. Развить такие качества учащихся 5 классов, как ассоциативность мышления, художественную зоркость, эмоциональность.

3. Обогатить речь детей (устную и письменную) яркими разнообразными эпитетами.

Основное отличие этой схемы, разработанной учителем. От действующей в том, что в начале изучения изобразительных средств языка дается понятие образное выражение как «яркая картина жизни», которую можно увидеть, пережить. Понятие об эпитете формируется у учащихся в результате анализа языкового материала. При этом важно помнить предостережение Л.С. Выготского: если знакомить пятиклассников с образными средствами языка путем прямого обучения понятиям, то этим «не достигается ничего, кроме пустого усвоения слов, голого вербализма…». В целях формирования осознанного владения эпитетами, способствующими развитию образной речи учащихся, а также во избежание формализма в знаниях вводится понятие образное выражение.

Важной составляющей методики обучения учащихся 5 классов пользованию эпитетов является разработанная нами система упражнений в образной речи, в которой выделяется три группы в соответствии с типами мыслительной деятельности и девять подгрупп в соответствии с основными макроумениями в области образной речи: 1)аналитические упражнения – направленные на формирование умения находить образные выражения в тексте; упражнения, направленные на формирование умения выделять эпитеты среди образных средств языка; 2) аналитико-синтетические упражнения направленные на формирование умения определять, какой частью речи выражен эпитет и какова его синтаксическая роль в предложении; упражнения, направленные на формирование умения понимать художественную значимость и необходимость эпитетов в данном тексте; 3)синтетические упражнения - направленные на формирование умения составлять словосочетания с эпитетами.

Исследование образной речи учащихся 5 классов позволяют сделать вывод, что в большинстве случаев ученики редко используют эпитеты в своей речи, а если и используют, то без элементарного знания теории. Поэтому в ходе исследования мы пришли к мысли о необходимости введения теоретических основ изучения эпитета, так как лишенные теоретического обоснования занятия по русскому языку не могут на необходимом уровне обеспечить языковую подготовку учащихся к использованию эпитетов в их речи.

Исходя из общедидактических принципов научности, сознательности и активности в усвоении знаний, систематичности, а также опираясь на методический принцип оценки выразительности речи, мы определили необходимый минимум теоретических сведений из области развития образной речи учащихся, достаточный для изучения эпитета.

В целях эффективного формирования специальных коммуникативно-речевых умений в области развития образной речи посредством эпитета в данном исследовании разработаны критерии отбора практического языкового материала, используемого в процессе обучения пятиклассников использованию эпитетов: 1) коммуникативный; 2) частотный; 3) познавательный; 4) образовательно-воспитательный 5)адапционно-возрастной; 6) критерий преемственности и последовательности.

В методической системе выделено три этапа: пропедевтический, репродуктивный, продуктивный.

 

Этапы работы над эпитетом.

Этап Цель Методы Упражнения Пример
1. Пропедевтический Пробудить у учащихся интерес к образным выражениям, встречающимся в художественных произведениях и в живой речи, создать положительную мотивацию для их изучения; привлечь внимание учеников к эпитету как средству развития образной речи. Сообщение, беседа, наблюдение. Аналитические упражнения – направленные на формирование умения находить образные выражения в тексте; упражнения, направленные на формирование умения выделять эпитеты среди образных средств языка. Задание. Прочитайте. В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках. (по М. Пришвину) - Что вы себе представляете, прочитав текст? Какая картина возникает в воображении? -Какое необычное словосочетание помогло вам? (молодые разноцветные осинки). -Почему осинки молодые, но уже разноцветные? (в лес пришла осень. Все осинки надели желтые сарафаны. В глазах рябит от буйства красок).
2. Репродуктивный Помочь пятиклассникам усвоить оттенки значений эпитетов и способы употребления их в художественном тексте. Беседа, наблюдение, самостоятельный анализ языкового материала. Аналитико-синтетические упражнения направленные на формирование умения определять, какой частью речи выражен эпитет и какова его синтаксическая роль в предложении; упражнения, направленные на формирование умения понимать художественную значимость и необходимость эпитетов в данном тексте Задание. Прочитайте. Столько времени прошло, а все было серебряное утро. Собака вошла в воду. Выбежала серебряная. Недалеко медведица переходила с медвежонком ручей, сама, старая, перешла, а неуклюжий бултыхнулся и выскочил весь серебряный, и побежал за матерью… (По Пришвину) - Какое утро описывает Пришвин? (Серебряное утро). -Почему утро серебряное? -что хотел передать нам автор? (Автору нравится это утро. Еще довольно прохладно и потому возникает ощущение свежести)  
3. Продуктивный Постижение учащимися различных приемов создания образности с помощью эпитетов. Реконструирование и конструирование текста, изложение, сочинение.   синтетические упражнения - направленные на формирование умения составлять словосочетания с эпитетами. Задание. Прочитайте и озаглавьте текст. Перед рассветом стало особенно холодно. Мы притушили костер и загремели по снегу. Именно загремели: каждый шаг проламывал снежную корку. Она рушилась, звеня, точно стекло. Тогда мы привалились спинами к стволам сосен, оттоптали ногами гремучий снег и затихли. (По Н. Сладкову). -Почему автор дал снегу такое название – гремучий? Запишите свое рассуждение. Представьте, что снег повалил большими хлопьями. Попробуйте описать это, используя эпитеты.

 

Построенная таким образом целенаправленная и систематическая работа над развитием образной речи учеников пятого класса посредством эпитета способствует формированию коммуникативно-речевых умений.


Заключение

 

Из рассмотренного и представленного нами материала можно сделать следующие выводы:

1. изобразительные средства разнообразны и необходимо познакомить учащихся с их особенностями, функциями и целями использования;

2. на уроках русского языка в 5-6 классах мало внимания уделяется образной стороне речи учащихся, формированию у них умения сознательно использовать в своей речи изобразительные средства языка;

3. существует ряд упражнений, включающих работу над изобразительными средствами речи, которые необходимо использовать на уроках русского языка.

4. при изучении тропов необходимо проводить параллели с литературой, так как на уроках литературы их изучение более обширно.

На уроках русского языка и литературы необходимо больше внимания уделять образной стороне речи учащихся; разрабатывать такую систему работ, которая будет способствовать сознательному употреблению изобразительных средств в собственной речи.


Литература

 

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: учеб./под ред. Н.С. Валгиной. – 6-е издание, перераб. И доп.-М.: Логос, 2002.-528 с.

2. Веселовский А.Н. историческая поэтика.-М.,1989.

3 Виноградов В.В. Русский язык.-М., 1986.

4 Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.-М.,1963.

5 Винарская. Е.Н. выразительные средства текста.-М.,1989.

6 Винокур Г.О. О языке художественной литературы.-М.,1991.

7 Винокур. О. Избранные работы по русскому языку.-М.,1959.

8 Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи.-М.,1993.

9 Дэвидсон Д. Что означают метафоры..-М.,1990.

10 Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации.-М.,2002.

11 Квятковский А.П. Поэтический словарь.-М.,1966.

12 Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь.-М.,1998.

13 Ковалев В.П. Языковые выразительные средства русской художественной прозы.-М.,1984.

14 Константинова С.К. Изучение олицетворений.//Русский язык в школе.1994.№3.

15 Краткая литературная энциклопедия.-М.,1978.

16 Методика преподавания литературы.// под ред. О.Ю. Богдановой.-М.,1999.

17 Новикова Л.И. Дидактические материалы о стилистике и культуре речи// Русский язык в школе.2001.№3.

18 Одинцов В.В. О языке художественной прозы.-М.,1973.

19 Перепелкина Н.А. Работа с эпитетом как путь к постижению образности художественного текста// Русский язык в школе.2001.№3.

20 Полянских И.Н. Учимся видеть метафору.// Русский язык в школе.2000.№5.

21 Потебня А.А. Теоретическая поэтика.-М.,1990.

22 Программа для образовательных учебных заведений на 1992/93 учебный год. Русский язык.//под.ред. В.Л. Склярова. М.,1992.

23 Программно-методические материалы. Лит-ра.-5-6 кл/сост. Т.А. Калканова.-М.,1990.

24 Русский язык. Энциклопедия/ Филин Ф.П..-М.,1979.

25 Серебрянников Б.А. Общее языкознание.-М.,1970.

26 Скляревская Г.Н. Слово в меняющемся мире. Русский язык начала 21 столетия. Состояние, проблемы перспективы/Исследования по славянским языкам. -№6. –2001.

27 Сосновская И.В. Программа по литературе для 5-х классов «Школа гармонии души и мысли».

28 Тимофеев Л.И. Основы теории литературы.-М.,1976.

29 Тодоров Л.В. Восхищение поэтическим тропом.//Русская словесность. 2005 №1.

30 Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика.-М.,1996.

31 Чернец Л.В. «Ночевала тучка золотая» (О метафоре)// Русская словесность. 2000 №6.

32 Чернец Л.В. Ирония как стилистический прием// Русская словесность. 2001 №5.

33 Ясинская С.Г. Секрет художественного слова. Тропы//Русская словесность. 2001 №5


[1] Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. М.-Л.,1948-1952. – Т.3

[2] Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. – М., 1971. – С. 189

[3] Ильенко С.Г. Контекст и связный текст в их лингвистической интерпретации/ Языковые единицы и контекст. – Л., 1973. – С 159.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: