Вариант 1.
Текст
1. О чём? (Вы увидите тему.)
2. Какие вопросы рассматривает автор? (Вы найдете проблемы.)
3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Вы найдёте основную проблему текста)
4. Зачем автор написал текст? (Вы определите цель.)
5. Как автору удалось помочь вам определить цель? (Вы увидите роль языковых средств.)
6. Почему были использованы именно эти языковые средства? Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)? (Это поможет вам понять авторскую позицию.)
|
Вариант 2
План работы с исходным текстом | Рабочие материалы | |
1. Тема | О чем данный текст? | |
2. Проблемы | Какие вопросы рассматривает автор? | |
3. Основная проблема текста | Какой вопрос наиболее волнует автора? | |
4. Идея текста | Что хотел автор сказать читателю? Над чем заставил задуматься? | |
5. Авторская позиция | Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? | |
6. Языковые средства | Как автору удалось помочь вам увидеть его позицию, определить идею текста? |
Таблица 2. Роль заглавия текста
В нем может звучать тема текста | Может отражаться основной конфликт | Может звучать идея текста | В нем может найти отражение жанр произведения |
«О гениальности», «Парадоксы жизни» и т.п. | «Эгоизм и альтруизм», «Бездушие и милосердие» | «Зачем нам импортные «сорняки»?», «Равнодушие породило беду»» | «Письма к юношеству», «Слово о земле», «Раздумья о прожитом» |
Таблица 3. Тема текста
Тему можно | Тема может быть | Тема может |
· определять · по-разному решать · формулировать · изложить · развить · осмыслить · раскрыть · трактовать · конкретизировать | · основной · философской · актуальной · вечной · важной · общечеловеческой · глубокой · главной · общественно значимой · частной · побочной · фоновой · созвучной · излюбленной · сквозной · полностью исчерпанной · обусловленноймировоззрением автора · лирической · устойчивой и т.д. | · взаимодействовать с другими темами · разрабатываться многими авторами · повторятьсяв творчестве разных авторов · варьироватьсяв зависимости от замысла автора · преломлятьсяв различных героях и ситуациях · проходить через всё произведение · выделяться среди множества других тем · решаться по-разному · сменяться другими темами · воплощатьсяв отдельном произведении · появлятьсяв творчестве писателя и т.д. |
Таблица 4. Идея текста
Идею можно | Идея может |
· формулировать · выражать · высказывать · определять | · обретать жизнь · отражать отношение автора к действительности · выступать через систему образов · звучать в заглавии текста, рассуждениях автора, финале и т.д. · сливаться с темой в нерасторжимое целое · являться ведущим началом в композиционном расположении работы · жить в образах · сливаться с чувством автора · воздействовать на наше сознание · выделяться автором · восприниматься читателями · углубляться т.д. |
Таблица 5. Проблема текста
Автором проблема может быть | |
|
|
Проблема, рассматриваемая автором, может быть | Проблема может заставить читателя |
· общественно значимой · социальной · философской · политической · психологической · идеологической · нравственной · межнациональной · морально-этической · злободневной · животрепещущей · актуальной · жизненной · насущной · острой · важной · серьёзной · спорной · неотложной · основной · глубокой · назревшей · неразрешимой · наболевшей · мучительной · жгучей · тяжелой · первоочередной · принципиальной · главной · сложной и т.п. | · глубоко задуматься · серьёзно размышлять · рассуждать вместе с автором · лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего, красоту мира и хрупкость мира, природы, человека и т.п.) · серьёзнее относиться к… · переосмыслить своё отношение к… · по-иному посмотреть на … · критичнее относиться к… · обратиться к примерам из собственной жизни (литературы) · поделиться мыслями о… · развивать мысль о… · оценить истинный масштаб чего-либо · оценить собственную позицию · открыто выразить своё отношение к… · заняться самовоспитанием (охраной культурной среды, природы и др.) · заняться её глубоким изучением · с горечью понять, что… · иронично относиться к… · отразить гармонию (дисгармонию) мира, человеческих отношений, связь поколений (или её отсутствие) · испытать потребность в чем-либо и т.п. |
Таблица 6. Комментарий проблемы
Комментируя проблему, можно указать | В комментарии не должно быть |
· к какой категории относится избранная автором проблема · насколько она злободневна (как правило, в предлагаемых исходных текстах нет неактуальных проблем) · что делает её злободневной · традиционна ли эта проблема или нова · если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу · если нова, то что стало причиной её появления · как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме | 1) Пересказа исходного текста или любой его части. 2) Рассуждений по поводу всех проблем текста. 3) Комментариев о действиях героев текста. 4) Общих рассуждений о тексте: вам нужно прокомментировать одну из проблем! |
Таблица 7. Роль автора в тексте
Автор может | |
· посвящать свою статью… · полемически заострять тему (проблему) · эмоционально воздействовать на читателя · делать читателя своим союзником · образно воссоздавать картину происходящего (изображаемого) · выделять ключевые проблемы (мысли, слова, мотивы) · образно представить суть проблемы, которая его волнует · усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо · передать глубину проблем (мыслей, чувств, идеи, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.) · раскрывать сущность поставленных проблем · характеризовать сущность раскрываемых проблем · точно формулировать (выражать) мысль · заставить читателя задуматься над проблемами (темой, идеей и т.п.) · показать злободневность рассматриваемой им темы (проблемы) · формировать положительное или отрицательное читательское отношение к поднятым проблемам · пытаться найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений · подчеркивать остроту поставленной проблемы · видеть глубину и актуальность проблем · обращаться к традициям русской жизни, литературы и т.д., аргументируя свой тезис · убеждать читателя в правоте своей позиции · показывать негативную сторону нашей жизни · выражать мнение большинства · недвусмысленно подчеркивать свое негативное (положительное) отношение к… · пытаться найти в читателе единомышленника · пытаться понять, почему… · использовать ряд убедительных аргументов · передать читателю свою заинтересованность данной темой, проблемой | · ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа · помочь читателю увидеть традиционную тему (проблему) по-новому · утверждать, что… · уточнять некоторые моменты · писать интересно и ново о старых проблемах · ставить перед читателем цель – найти решение сложных жизненных проблем · привести в качестве примера цитату · быть строгим судьей негативным явлениям нашей жизни · намереваться найти ответы на сложные жизненные вопросы · заставить читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор) · приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни · убедительно доказывать, используя конкретные примеры · дать новую жизнь старой теме (проблеме) · формировать положительное или отрицательное читательское отношение к поднятым проблемам · подчеркнуть истинное положение вещей · иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествовать о героях и событиях · показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни · говорить с тревогой о наболевших проблемах · открыто заявить о своей гражданской позиции по отношению к… · призывать читателя к… · представить истинную картину происходящего · побуждать искать истину · стараться объяснить, почему… · поднять в статье проблему, которая кажется ему наиболее актуальной · «глаголом жечь сердца людей» · заставить переоценить отношение к … |
Таблица 8. Авторская позиция
Авторская позиция может проявляться в | Авторская позиция может быть выражена |
· положительном · отрицательном · ироничном · саркастичном · неоднозначном · саркастичном · юмористичном · двойственном · суровом · гневном · осуждающем · скептичном · оптимистичном · и др. отношении к изображаемому. |
|
Таблица 9. Как увидеть автора в текстах публицистического и художественного стилей
Публицистический стиль | Художественный стиль |
Публицистика отражает реальную жизнь. Темы и проблемы публицистики касаются каждого человека, поэтому а) автор не может безразлично писать о вопросах, волнующих общество, поэтому слово в публицистике эмоционально; б) автор исследует и анализирует общие проблемы, информируя о них читателя. · Автор страстно и открыто отстаивает свою точку зрения. · Автор даёт прямые оценки явлениям и событиям. · Автор формирует общественное мнение, воздействуя силой своих убеждений на читателей. | Художественная литература создаёт правдоподобный, но вымышленный мир. · Автор исследует и анализирует общие темы и проблемы на конкретных, индивидуальных примерах; · Автор словами рисует образы, картины, мысли, поступки, действия для того, чтобы а) дать возможность читателю представить описываемые события; б) передать свои эмоции; в) вызвать ответные чувства и переживания. · Автор чаще всего не даёт прямых оценок событиям, героям или их действиям: читатель сам должен это сделать. · Авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер и т.д. · Функция убеждения в художественном стиле вторична. |
Таблица 10. Роль языковых средств выразительности
Языковые средства выразительности могут | |
отражать | - позицию автора; - авторское отношение к чему-либо; - авторское чувство (гнев, радость, горечь, восхищение, презрение и т.д.); - авторскую попытку разобраться в сути происходящего; - реальную картину происходящего; |
передавать | - эмоциональное состояние автора; - глубокую заинтересованность автора рассматриваемыми проблемами; - красоту (безобразие) мира (поступков, суждений, мыслей и т.п.); - глубину проблем (авторской мысли, чувств, идеи, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.); - отношение автора к теме или проблемам текста; - ощущение радости жизни (тревоги автора, боль автора и т.п.); |
делать | - авторскую мысль более точной (полной, верной, убедительной, наглядной и т.п.); - авторскую мысль яркой, осязаемой; - текст динамичным, выразительным; - убедительными выводы (умозаключения); - авторскую речь живой, раскованной; |
подчеркивать | - открытость чувств автора; - контрастность изображаемых явлений, событий, характеров, поведения) и т.п.; - остроту философской (общественно-политической, культурной, нравственной) проблемы; - открытость авторской позиции; - мировоззрение автора (героя); - актуальность рассматриваемых проблем (явлений); - ту или иную проблему; - положительное или отрицательное отношение автора к чему-либо; - парадоксальность происходящего; - трепетное чувство автора к герою (событию, явлению, Родине); - принципиальную позицию автора по отношению к ….; - глубокую заинтересованность (озабоченность) автора данной темой; - трагизм происходящего; - типичность подобных явлений; - особое отношение автора к герою (теме, проблеме и т.п.); - основную мысль; |
придавать тексту | - торжественную интонацию; - яркий (трагический, комический, иронический и т.д.) пафос; |
давать | - меткую характеристику героям (событиям, явлениям); - точную оценку сообщаемому; - возможность автору показать читателю своё видение проблемы; - ключ к пониманию темы (проблемы, характера героя и т.п.); - возможность эмоционально (ярко, убедительно) рассказать о герое (теме, проблеме, явлении, событии); |
позволить читателю увидеть | - гармонию (дисгармонию) мира (человеческих отношений) и т.п. - глубину рассматриваемой темы; - авторское отношение к теме, проблемам, героям и т.д. - то, что для автора является несомненной ценностью (образцом для подражания, отрицательным примером и т.п.); - глубокую заинтересованность автора данной темой; а также - лучше понять авторский замысел, идею текста; |
помочь автору | - полемически заострять тему (проблему); - эмоционально воздействовать на читателя; - делать читателя своим союзником; - образно воссоздавать картину происходящего (изображаемого); - точнее характеризовать мысль; - выделять ключевые проблемы (мысли, слова, мотивы); - образно представить суть проблемы, которая его волнует; - усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо; - передать глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.); - раскрывать сущность поставленных проблем; - характеризовать сущность раскрываемых проблем; - точно формулировать (выражать) мысль; - заставлять читателя задуматься над проблемами (темой, идеей, авторским отношением к чему-либо и т.п.); - показать злободневность рассматриваемой им темы (проблемы); |
помочь читателю | - лучше понять авторский замысел, идею текста; |
Таблица 11.
Типы аргументации в изложении собственной позиции
Аргументами являются | |
|
|
Таблица 12. Изложение собственной позиции
Как этически корректно возразить автору, излагая свою позицию |
|
Таблица 13. Комментарий позиции автора
Варианты комментария |
|
.
Таблица 14. Роль вступления и заключения в композиции сочинения
Вступление может | Заключение |
1) Вводить в тему текста. | 1) Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, с предыдущим изложением. |
2) Сообщать об основной проблеме текста. | 2) Должно завершить сочинение, еще раз обратив внимание эксперта на самое главное. |
3) Быть основным тезисом, который ты будешь аргументировать. | 3) Должно быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором. |
4) Быть основанием для объяснения основной проблемы. | 4) Может содержать твоё решение проблемы, поставленной автором |
5) Быть формулировкой твоего понимания авторской позиции. | 5) Может отражать твое личное отношение к теме текста, его героям, проблеме. |
6) Содержать сведения о своеобразии художественного мира автора текста (если это своеобразие нашло отражение в теме, идее, проблематике текста). | 6) Может дополнять мысль автора. |
7) Определять круг проблем, затронутых автором. | 7) Может содержать рассуждение о злободневности рассматриваемых темы и проблем. |
8) Содержать твой взгляд на основные вопросы, рассматриваемые автором. | 8) Может содержать этически корректное возражение автору. |
9) Содержать общую точку зрения по теме, поднимаемой автором. | 9) Может представлять собой развернутую или логически завершенную мысль, высказанную во вступлении. (Тогда твоя работа будет хороша в композиционном плане). |
Таблица 15. Варианты вступлений
Вступление может быть написано в форме: |
1) Лирического размышления. |
2) Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме текста). |
3) Рассуждения о заглавии, которое вы бы дали данному тесту. (Не забудьте: в заглавии может звучать тема текста; оно может указывать на основную идею текста или отражать главный конфликт). |
4) Диалога с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста. |
5) Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста. |
6) Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки, но выбранное высказывание должно либо содержать основную мысль текста, либо служить способом выхода на его проблематику. Будьте осторожны, начиная сочинение с цитаты! Только тогда используйте её, когда помните дословно, а иначе любое искажение есть не что иное, как фактическая ошибка (К12)! |
7) Может начинаться с ключевого слова текста (именительный темы). |
8) Иллюстрации каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста. |
9) Описательного утверждения. |
Таблица 16. Варианты заключений
|