Старшая возрастная группа (13-16 лет)




 

Физические особенности:

· активный процесс полового созревания;

· завершение роста скелета;

· быстрый рост мускулатуры;

· мальчики отстают в развитии от девочек в среднем на 2 года;

· усиливаются физические различия среди детей.

Основная характеристика:

· остро ощущаемая потребность в собственной реализации;

· формируется собственная точка зрения на взаимоотношение между людьми, на моральные требования и оценки;

· подростки с острой критикой принимают мнение взрослых;

· проявляется стремление к объединению в различные группы.

 

Рекомендации по организации и проведению игр:

1. Игра должна быть осмысленная, деятельная, достаточно сложная.

2. Необходимо больше проводить игр на развитие мышления и игр, рассчитанных на длительную подготовку.

3. Важно, чтобы подростки осознавали необходимость игры, полезность ее!

Во временном детском объединении игра выполняет важную коллективнообразующую роль. Игра позволяет регулировать эмоциональный тонус детей и подростков, поддерживать интерес к предлагаемым им видам деятельности. Разработка игр осуществляется в процессе совместного творчества воспитателей (вожатых), детей и подростков в выборе сюжетов, ролей, игровых задач. Это не только создает у них интерес к предстоящей игре, ожидание ее, но и предотвращает многие педагогические просчеты.

Включение детей в разработку игры – залог активного участия в ее проведении. А включение в игру вожатого - залог ситуации успеха для всего отряда и его вожатых!

 

 

Классификация игр

По видам

 

 

1.Игры-энергизаторы - это мини-игры, восстанавливающие энергию всей группы, мобилизирующие к дальнейшему процессу, снимающие напряжение в группе.

Данные игры являются «универсальными» в условиях работы ВДК:

· в кратковременности проведения,

· в независимости от места их проведения;

· в достижении результата за короткий период времени.

Существуют различные функции игр-энергизаторов:

1) активизирующие - мгновенно поднимающие настроение всей группе («Радио», «Какофония», «Охотники», «Дракон-самурай-принцесса»);

2) мобилизирующие - легко подготавливающие группу к серьезной работе («Ассоциации», «Раз-два-три», «Поезд»);

3) расслабляющие - быстро снимающие усталость и напряжение в группе («Дирижер», «Посикота», «Мигалки», «Рыжая корова»).

Но часто одна и та же игра выполняет две или все три функции, подчеркивая «свою универсальность» (обычно это игры, наиболее любимые участниками, никогда им не надоедающие).

Таким образом, вожатый должен владеть большим набором игр-энергизаторов, составляющих основу его «игровой копилки». Именно эти игры одновременно способствуют поддержанию отряда в постоянном тонусе, высокой активности, снятию напряжения и концентрации внимания всего отряда.

 

Внимание! При проведении данных игр вожатому необходимо помнить о постоянной смене видов деятельности и эмоциональных нагрузках для той или иной возрастной группы.

2.Развивающие игры – это игры на развитие психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения).

Данный вид игр зачастую требует определенной подготовки ведущего (владение особыми психологическими знаниями). Поэтому мы постарались включить в сборник игры, не требующие в качестве ведущего - психолога. Но при этом, вожатый должен четко владеть рекомендациями относительно каждой возрастной группы при ведении развивающих игр. Например, для младшей возрастной группы в условиях ВДК рекомендуется уделять больше времени на игры для развития внимания, для средней – внимания и восприятия, для старшей – мышления.

И если игры на внимание разительно отличаются по форме и содержанию относительно возраста участников, то остальные игры (на другие психические процессы) часто имеют одну и ту же форму, но требуют различного содержания (или другого регламента, или определенного набора реквизита), соответственно возрасту участников. Например, игра «Черный ящик» (на развитие ощущений) для всех возрастов имеет единую форму и правила проведения, но требует различный игровой реквизит (от простого и повседневного - для малышей - к сложному и редко встречающемуся - для старших участников) и т.д.

3. Познавательные игры – игры на развитие познавательной деятельности, на возбуждение познавательного интереса.

Это различные виды викторин. Вожатый при разработке содержания (вопросов или заданий) той или иной викторины, прежде всего, должен помнить о возрастной группе участников. Это поможет ему и при выборе ее формы проведения.

Существуют самые различные формы викторин: от алфавитного принципа расположения вопросов (см. «Алфавит» в Приложении) до ролевых игр (см. «Чемпионат по интеллектуальному футболу»).

Викторина – очень удобная форма для различных конкурсных программ. Одна и та же форма может быть часом игротеки для одного, двух отрядов, а может составлять конкурсное мероприятие для всего лагеря или являться его частью, например, в какой-либо «вертушке».

В последнее время при составлении викторин большое внимание уделяется не только ее форме, но и форме и подаче самих вопросов викторины (см. «Энциклопедия», «Морской бой»). Все чаще вопросы «больших» викторин составляют «игры на мышление», придавая им увлекательную форму. И если вожатый владеет материалом по развивающим играм на мышление, ему не составит труда составить викторину по типу этих игр (см. «Перевертыши», «Омонимы», «Метаграмма» в Приложении раздел «Развивающие игры»).

Особенно популярны и приветствуются формы телевизионных викторин, куда вставляется элемент пародии, перерождающий данную форму в целую шоу-программу: «Слабое звено», «Своя игра», «Брейн-ринг», «Кто хочет стать миллионером».

Таким образом, в условиях ВДК, мы рекомендуем проводить «интересные» викторины, составляющие конкурсные и шоу-программы, в отличие от традиционных «вопрос-ответ».

 

4.Обучающие игры - игры, имеющие в своей основе научный подход и определенную обучающую цель.

Вожатый при проведении такой игры должен владеть определенными научными знаниями в той или иной области, соответственно цели обучения. Такие игры применяются чаще всего в программах проведения профильных смен, отрядных программах, где в условиях ВДК теоретический материал необходимо преподавать посредством игровых форм.

Например, при проведении экологического курса в программе смены для участников младшей и средней возрастной группы содержится объяснение процесса «питания» деревьев, т.е. на научном языке «процесс фотосинтеза». Этому материалу школьной программы в условиях ВДК необходимо обучать только посредством игровой формы, в данном случае - «обучающей игры». Любой вожатый, владеющий материалом, может разработать такую игру. Предлагаемая нами схема (форма игры) достаточно проста и напоминает «Мгновенный театр» (см. «Игры-энергизаторы» в Приложении): каждый участник получает свою роль (корни, ветки, листья, солнце, восходящий и нисходящий поток и т.д.). Затем, участники производят процесс и поэтапно выстраиваются в определенную фигуру (в данном случае «дерево»), двигаясь и вставая, соответственно рассказу ведущего. Текст вожатый адаптирует и подает соответственно возрасту участников.

Таким образом, любой сложный теоретический материал можно усвоить с высокой результативностью для целой группы.

Предлагаемые актуальные темы для разработок обучающих игр в условиях ВДК: туризм, компьютерные технологии, экология, здоровый образ жизни (например, работа легких при курении), политико-экономическая система, право, психология и т.д.

Внимание! Для закрепления материала участникам игры необходимо самостоятельно воспроизвести процесс после проигрывания. Задача ведущего отследить правильность действий участников.

5.Интерактивные игры – игры, связанные с погружением и проживанием природных образов.

Данный вид игр полезен, как смена видов деятельности в условиях ВДК и «активный отдых» участников. Рекомендуется проводить на природе или в просторном помещении с музыкальным сопровождением (звуки леса, ручья и т.п.), для более глубокого проживания участники закрывают глаза.

Внимание! Вожатому необходимо помнить о регламенте проведении игры относительно возраста участников: 9-11 лет – не более 10 минут, 11-13 лет – не более 15 минут, 13-16 лет – не более 30 минут. Соответственно, полный вариант текста можно сокращать, убирая подробности, касающиеся создания настроения.

 

6.Деловые игры – игры, имеющие социальную обучающую цель, связанную с апробированием социальных ролей и поведением в деловых ситуациях.

Данный вид игр в настоящее время самый популярный и насчитывает более тысячи игр и тренингов, отражающих то или иное направление (деловое общение, бизнес-план и т.д.). Наши рекомендации по проведению данных игр касаются разбора полетов после игры: в виде теста или опроса. Мы постарались включить в сборник «универсальные» деловые игры, форма которых подходит на любой возраст, а содержание может изменить любой вожатый (без помощи специалиста-игротехника).

 

7.Сюжетно-ролевые игры – долгосрочные игры, имеющие в своей основе строение сюжета (завязка, действие, кульминация, развязка), с полным погружением и включением каждого участника в игру и проживанием полученной роли.

 

Сюжетно-ролевые игры – это создание организаторами специальных «экстремальных условий», погружения участников в абсолютно «иную» среду, не существующую в современной реальной жизни, но подразумевающую настоящую линию поведения людей, выход на общечеловеческие ценности, «испытание себя» в определенной ситуации. Это проживание сюжета с точным воспроизведением эпохи (костюмы, декорации, реквизит), созданием определенной атмосферы (отношения, ментальность), с обязательным проигрыванием всех этапов (завязка, действие, кульминация, развязка). Это абсолютная включенность каждого участника в процесс игры.

Сюжетно-ролевые игры по хронометражу насчитывают от нескольких часов до нескольких дней, не включая сюда обязательную подготовку к ним и «разбор полетов» после игры. Поэтому при выборе или разработке сюжетно-ролевой игры в «краткосрочных» условиях ВДК вожатый должен учитывать в первую очередь данное обстоятельство.

Внимание! При организации данного вида игр вожатый должен помнить, что:

1) разработка и проведение сюжетно-ролевой игры и «разбор полетов» проводится обязательно в присутствии психолога;

2) набор участников в сюжетно-ролевую игру проходит после объяснения всех правил и только на добровольной основе;

3) сюжетно-ролевая игра проводится только для участников старшей возрастной группы (способных уже, в отличие от младших участников, сопоставлять самооценку поведения в определенной ситуации с оценкой других участников).

Классификация игр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: