НЕ ГЛАСНАЯ, НЕ СОГЛАСНАЯ




Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А.

Логопедия в диалогах. — СПб.: КАРО, 2004. - 112 с, ил. — (Популярная логопедия).

Книга предлагает подборку материала, который может быть ис­пользован как для заучивания наизусть, так и для анализа фонетико-лексико-грамматической стороны речи. В логопедические упражне­ния включены задания на практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, овладение элементами звукобуквенного анализа. Цель пособия - помочь детям развить навыки диалоги­ческой речи в различных ситуациях общения. Задания рассчитаны на детей разных возрастных групп.

Книга рекомендуется логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, родителям.

 

 

Быстрова Галина Аркадьевна, Сизова Эльза Александровна

Шуйская Тамара Анатольевна

 

ЛОГОПЕДИЯ В ДИАЛОГАХ

Иллюстрации и верстка Д.Г. Майстренко

Редактор О.Ю. Крашакова,

Дизайн обложки Д.Г. Майстренко, АЛ. Прасоловой

 

Лицензия ЛР № 065644

 

Издательство «КАРО». 195279, Санкт-Петербург, шоссе Революции, 88.

Подписано в печать 25.06.2004. Формат 70X90 бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 8,19. Тираж 5000:>k:i. Заказ N° 2874.

Отпечатано с диапозитивов в ФГУП «Печатный двор»

Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания

и средств массовых коммуникации.

197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.


Предисловие

В книге «Логопедия в диалогах» собраны прозаические и стихотворные диалоги, которые помогут детям не только рас­ширить знания об окружающем мире, улучшить мыслительную деятельность, но и преодолеть недостатки речи различного характера.

Сначала ребенку предлагается внимательно прослушать диалог, понять его смысл, определить участников разговора. Ряд диалогов имеет в своем составе слова, которые могут быть незнакомы или непонятны ребенку (например, «вязанка», «хворост» и т. д.) - значение этих слов необходимо уточнить. Затем диалог нужно выучить. Далее идет распределение ролей между детьми или между ребенком и взрослым.

Особое внимание следует уделить не механическому заучиванию и воспроизведению диалога, а характеру высказывания: каждый должен вести свою роль выразительно, интонационно окрашивая свою речь нотками удивления, восхищения, изумления, недоумения, возмущения и т. п., повышая или понижая тон голоса, добиваясь полнозвучного яркого звучания текста.

Диалоги можно выбирать в соответствии с приоритетной задачей коррекции: это может быть автоматизация или дифференциация поставленных звуков, закрепление лексического материала и расширение словарного запаса, проведение работы над грамматическим строем речи и т. д.

Работа над диалогом улучшает речеосмысленную деятельность детей, расширяет их кругозор, развивает коммуникативные навыки, наполняет слово образным звучанием.

К текстам даны примерные задания, которые можно изменить и дополнить в соответствии с возможностями вашего ребенка и вашей фантазией.

Задания носят:

1.лексический характер (например, «Какие овощи растут на огороде?», «Кто такие сорочата?»);

2. грамматический характер (например, «Как называют листья клена, березы, яблони, дуба'?», «Измени слова по образцу клюква - клюковка»).

А также способствуют развитию фонетического слуха у детей (например, «Назови звуки в слове», «Составь слово из первых звуков слов», «Сколько слогов в словах?», «В каких словах встречается звук...?») и развитию мыслительной деятельности (классификация и обобщение, исключение лишнего).

Книга предлагает подборку материала как для заучивания наизусть, так и для анализа фонетико-лексико-грамматической стороны речи. В логопедические упражнения включены задания на практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, овладение элементами звуко-буквенного анализа. Цель этой книги - помочь детям разных возрастных фупп развить навыки диалогической речи в различных ситуациях общения. Она рекомендуется логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, родителям.

 

ЛИСТОПАД

Опавшей листвы разговор еле слышен:

- Мы с клёнов...

- Мы с яблонь...

- Мы с вязов...

- Мы с вишен...

- С осинок...

- С черёмухи...

- С дуба...

- С берёзы...

- Везде листопад:

На пороге морозы.

 

1. Как называются листья клёна, берёзы, яблони, дуба, вишни, осины?

2. Подбери нужное слово: краснеют, желтеют, опадают... (что? - листья)

3. Какое слово лишнее и почему: дуб - рябина -осень - осина {осень, потому что остальные слова - названия деревьев).

4. Чего в лесу больше - деревьев или листьев?

5. Скажи по звукам слово ЛИСТ (ль, и, с, т).

НЕ ГЛАСНАЯ, НЕ СОГЛАСНАЯ

Заскучали буквы в алфавите.

- Споем? - сказала одна своей соседке.

- Я не умею. А ты попробуй. Пой, как я: И - И - И

- И...Й-Й-Й-....

- И правда не умеешь. Странно: все глас­ные поют, а ты нет.

- Я не гласная.

- Согласная, что ли?

- И не согласная.

- Кто же ты? -Я...я- полугласная.

- А такие разве бывают?

- Одна я такая.

- Ну, и кому же ты, полугласная, нужна?

- Всем нужна. Видишь, я тоже стою в алфавите.

- Стои - жалко, что ли.

- Не «стои», а «стой». Вот я и пригодилась!

- Ну хорошо, стой.

А зачем у тебя этот знак?

- Сама догадайся.

Ю. Капотов

 

1. Назови гласные звуки в слове РЫБА (ы, а).

2. Подними руку, когда услышишь слово со звуком Й: МАЙКА, ЯБЛОКО, ЛЕЙКА, ТРАМВАЙ, ЮЛА, ЮГ, ЧАЙ (майка, лейка, трамвай, чай).

3. Придумай слова, в которых есть звук Й.

 

- Тит, иди молотить!

- Живот болит.

- Тит, иди щи хлебать.

- А где моя большая ложка?

А. Шибаев

 

1. Как ты понимаешь слово МОЛОТИТЬ?

2. Вспомни интересные имена: ТИТ, ФРОЛ,...

3. Замени в слове ТИТ звук И на У. Какое слово получилось? (тут)

ФУТБОЛ

Сказала тетя:

-Фи, футбол!

Сказала мама:

- Фу, футбол!

Сестра сказала:

-Ну, футбол...

А я ответил:

- Во, ФУТБОЛ!

Г. Сапгир

 

1. Постарайся сказать выразительно так, как сказала мама (сестра, мальчик).

2. Отхлопай слово ФУТБОЛ по слогам (фут-бол).

3. Какой первый слог, какой второй слог?

4. Назови первый звук в слове ФУТБОЛ (ф).

 

ОТЕЦ И МАТЬ

Была весна. На ветке в лесу сидели две маленькие птички. Он и она.

- Спеть?! Спеть?! - спрашивает он.

- Спеть! Спеть! - отвечает она.

- Свить! Свить! - это он про гнездо.

Через некоторое время у них появляются птенцы.

- Пять! Пять! Точь-в-точь! Точь-в-точь! - поёт отец. А дети пищат:

- Есть! Есть! Пить! Пить!

Принёс отец червяка, спрашивает у матери:

- Дать? Дать?

А дети хором:

- Дать.

- Жуть, - говорит отец.

Выросли птенцы и полетели из гнезда.

- Вернуть? - спрашивает отец.

- Пусть... Пусть...- тихо ответила мать.

Г.Юдин

 

1. Скажи выразительно: СПЕТЬ? - СПЕТЬ! ДАТЬ? - ДАТЬ! СВИТЬ? - СВИТЬ!

2. Какими словами разговаривали птицы? (спеть, свить, пять, есть, пить, дать, пусть)

3. Сколько слогов в этих словах?

4.Посчитай птенцов: 1 птенец, 2...,3...,4..., 5 птенцов.

СОРОКА И МЫШЬ

- Мышка-трусишка, ты треска боишься?

- Ни крошки не боюсь!

- А громкого топота?

- Ни капельки не боюсь!

- А страшного рёва?

- Нисколечко не боюсь!

- А чего же тогда ты боишься?

- Да тихого шороха...

Н. Сладкое

 

1. Изобрази шорох, топот, рёв.

2. Перечисли, чего не боится мышка (треска, топота, рёва).

3. Определи, где стоит звук Ш (в начале, в сере­дине, в конце) в словах: ШОРОХ, МЫШКА, БОИШЬСЯ, МЫШЬ (шорох- в начале слова, мышка, боишься - в середине слова, мышь - в конце слова).

НЕВЕРОЯТНЫЙ СЛУЧАЙ

- Какая история!

Случай какой!

- Какая? Какой?

Не тяни, дорогой!

- Ужасный!

Кошмарный,

Неслыханный случай!

-Да ты говори,

Говори же,

Не мучай.

О нём рассказал мне

Мой дядя родной.

Вернее, не мне,

А старушке одной.

А та рассказала

Какому-то деду.

Случайно

Подслушал я

Эту беседу.

Вернее, не я,

А девчонка одна.

Уж если я вру,

Значит, врёт и она!

- Да ну говори же,

Пора бы теперь уж...

- Э, что говорить,

Все равно не поверишь...

А. Шибаев

 

1. Можно ли понять, о чём говорят мальчики?

Почему?

2.В каких словах встречается звук С? (история, случай, ужасный, рассказал, старушка, случайно, подслушал...)

НЕСУРАЗНЫЕ ВЕЩИ

- Здравствуй!

- Привет!

- Что ты несёшь?

- Несу разные вещи.

- Почему они несуразные?

- Сам ты несуразный. Разные вещи я несу. Понял? Вот несу мел.

- Что не сумел?

- Слушать надо. Несу мел Мишке.

- Вот оно что.

- А ещё новость для Мишки приятная. Нашлась та марка, которую он ищет.

- Тамарка?

- Ага, красивая, зелёная такая.

- Это что же: волосы что ли зелёные?

- У кого?

- Да у Тамарки-то.

- Что?

- Ты сам же сказал: «Нашлась Тамарка».

-Та! Марка! Марка, которую Мишка искал. Понял. Зелёная такая. Там арка нарисована.

- Ага, все-таки нарисована Тамарка?

- Не Тамарка, а арка там нарисована.

- Пока, смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

По А. Шибаеву

 

1. Скажи слитно: несуразные вещи, Тамарка.

2. Скажи раздельно: несу разные вещи, та марка.

3. Отхлопай или прошагай по словам словосоче­тания: несу разные вещи, та марка.

 

СОРОКА И ЗАЯЦ

- Вот тебе бы, Заяц, да лисьи зубы!

- Э-э, Сорока, всё равно плохо...

- Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

- Э-Э, Сорока, невелико счастье!

- Вот тебе бы, косой, да рысьи когти!

- Э-э, Сорока! Что мне клыки да когти!

Душа-то у меня всё равно заячья...

Н. Сладков

 

1. Ответь на вопрос: Чьи ноги, когти, зубы?

2. Как ты понимаешь слово ДУША?

3. Назови гласные звуки в слове НОГИ (о,и).

СОРОКА И МЕДВЕДЬ

- Ау, Медведь! Ты по ночам что делаешь?

- Я-то? Да ем.

- А днём?

- И днём ем.

- А утром?

- И утром.

- А вечером?

- И вечером.

- А когда же ты не ешь?

- Когда сыт бываю.

- А когда ты сытым бываешь?

- А никогда.

Н. Гладков.

 

1. В какое время суток медведь не ест?

2. Утро, день, вечер - это СУТ-...

3. Скажи по звукам слово СУТКИ (сут-ки).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: