Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А.
Логопедия в диалогах. — СПб.: КАРО, 2004. - 112 с, ил. — (Популярная логопедия).
Книга предлагает подборку материала, который может быть использован как для заучивания наизусть, так и для анализа фонетико-лексико-грамматической стороны речи. В логопедические упражнения включены задания на практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, овладение элементами звукобуквенного анализа. Цель пособия - помочь детям развить навыки диалогической речи в различных ситуациях общения. Задания рассчитаны на детей разных возрастных групп.
Книга рекомендуется логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, родителям.
Быстрова Галина Аркадьевна, Сизова Эльза Александровна
Шуйская Тамара Анатольевна
ЛОГОПЕДИЯ В ДИАЛОГАХ
Иллюстрации и верстка Д.Г. Майстренко
Редактор О.Ю. Крашакова,
Дизайн обложки Д.Г. Майстренко, АЛ. Прасоловой
Лицензия ЛР № 065644
Издательство «КАРО». 195279, Санкт-Петербург, шоссе Революции, 88.
Подписано в печать 25.06.2004. Формат 70X90 бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 8,19. Тираж 5000:>k:i. Заказ N° 2874.
Отпечатано с диапозитивов в ФГУП «Печатный двор»
Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания
и средств массовых коммуникации.
197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.
Предисловие
В книге «Логопедия в диалогах» собраны прозаические и стихотворные диалоги, которые помогут детям не только расширить знания об окружающем мире, улучшить мыслительную деятельность, но и преодолеть недостатки речи различного характера.
Сначала ребенку предлагается внимательно прослушать диалог, понять его смысл, определить участников разговора. Ряд диалогов имеет в своем составе слова, которые могут быть незнакомы или непонятны ребенку (например, «вязанка», «хворост» и т. д.) - значение этих слов необходимо уточнить. Затем диалог нужно выучить. Далее идет распределение ролей между детьми или между ребенком и взрослым.
|
Особое внимание следует уделить не механическому заучиванию и воспроизведению диалога, а характеру высказывания: каждый должен вести свою роль выразительно, интонационно окрашивая свою речь нотками удивления, восхищения, изумления, недоумения, возмущения и т. п., повышая или понижая тон голоса, добиваясь полнозвучного яркого звучания текста.
Диалоги можно выбирать в соответствии с приоритетной задачей коррекции: это может быть автоматизация или дифференциация поставленных звуков, закрепление лексического материала и расширение словарного запаса, проведение работы над грамматическим строем речи и т. д.
Работа над диалогом улучшает речеосмысленную деятельность детей, расширяет их кругозор, развивает коммуникативные навыки, наполняет слово образным звучанием.
К текстам даны примерные задания, которые можно изменить и дополнить в соответствии с возможностями вашего ребенка и вашей фантазией.
Задания носят:
1.лексический характер (например, «Какие овощи растут на огороде?», «Кто такие сорочата?»);
2. грамматический характер (например, «Как называют листья клена, березы, яблони, дуба'?», «Измени слова по образцу клюква - клюковка»).
А также способствуют развитию фонетического слуха у детей (например, «Назови звуки в слове», «Составь слово из первых звуков слов», «Сколько слогов в словах?», «В каких словах встречается звук...?») и развитию мыслительной деятельности (классификация и обобщение, исключение лишнего).
|
Книга предлагает подборку материала как для заучивания наизусть, так и для анализа фонетико-лексико-грамматической стороны речи. В логопедические упражнения включены задания на практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, овладение элементами звуко-буквенного анализа. Цель этой книги - помочь детям разных возрастных фупп развить навыки диалогической речи в различных ситуациях общения. Она рекомендуется логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, родителям.
ЛИСТОПАД
Опавшей листвы разговор еле слышен:
- Мы с клёнов...
- Мы с яблонь...
- Мы с вязов...
- Мы с вишен...
- С осинок...
- С черёмухи...
- С дуба...
- С берёзы...
- Везде листопад:
На пороге морозы.
1. Как называются листья клёна, берёзы, яблони, дуба, вишни, осины?
2. Подбери нужное слово: краснеют, желтеют, опадают... (что? - листья)
3. Какое слово лишнее и почему: дуб - рябина -осень - осина {осень, потому что остальные слова - названия деревьев).
4. Чего в лесу больше - деревьев или листьев?
5. Скажи по звукам слово ЛИСТ (ль, и, с, т).
НЕ ГЛАСНАЯ, НЕ СОГЛАСНАЯ
Заскучали буквы в алфавите.
- Споем? - сказала одна своей соседке.
- Я не умею. А ты попробуй. Пой, как я: И - И - И
- И...Й-Й-Й-....
- И правда не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты нет.
- Я не гласная.
- Согласная, что ли?
- И не согласная.
- Кто же ты? -Я...я- полугласная.
- А такие разве бывают?
- Одна я такая.
|
- Ну, и кому же ты, полугласная, нужна?
- Всем нужна. Видишь, я тоже стою в алфавите.
- Стои - жалко, что ли.
- Не «стои», а «стой». Вот я и пригодилась!
- Ну хорошо, стой.
А зачем у тебя этот знак?
- Сама догадайся.
Ю. Капотов
1. Назови гласные звуки в слове РЫБА (ы, а).
2. Подними руку, когда услышишь слово со звуком Й: МАЙКА, ЯБЛОКО, ЛЕЙКА, ТРАМВАЙ, ЮЛА, ЮГ, ЧАЙ (майка, лейка, трамвай, чай).
3. Придумай слова, в которых есть звук Й.
- Тит, иди молотить!
- Живот болит.
- Тит, иди щи хлебать.
- А где моя большая ложка?
А. Шибаев
1. Как ты понимаешь слово МОЛОТИТЬ?
2. Вспомни интересные имена: ТИТ, ФРОЛ,...
3. Замени в слове ТИТ звук И на У. Какое слово получилось? (тут)
ФУТБОЛ
Сказала тетя:
-Фи, футбол!
Сказала мама:
- Фу, футбол!
Сестра сказала:
-Ну, футбол...
А я ответил:
- Во, ФУТБОЛ!
Г. Сапгир
1. Постарайся сказать выразительно так, как сказала мама (сестра, мальчик).
2. Отхлопай слово ФУТБОЛ по слогам (фут-бол).
3. Какой первый слог, какой второй слог?
4. Назови первый звук в слове ФУТБОЛ (ф).
ОТЕЦ И МАТЬ
Была весна. На ветке в лесу сидели две маленькие птички. Он и она.
- Спеть?! Спеть?! - спрашивает он.
- Спеть! Спеть! - отвечает она.
- Свить! Свить! - это он про гнездо.
Через некоторое время у них появляются птенцы.
- Пять! Пять! Точь-в-точь! Точь-в-точь! - поёт отец. А дети пищат:
- Есть! Есть! Пить! Пить!
Принёс отец червяка, спрашивает у матери:
- Дать? Дать?
А дети хором:
- Дать.
- Жуть, - говорит отец.
Выросли птенцы и полетели из гнезда.
- Вернуть? - спрашивает отец.
- Пусть... Пусть...- тихо ответила мать.
Г.Юдин
1. Скажи выразительно: СПЕТЬ? - СПЕТЬ! ДАТЬ? - ДАТЬ! СВИТЬ? - СВИТЬ!
2. Какими словами разговаривали птицы? (спеть, свить, пять, есть, пить, дать, пусть)
3. Сколько слогов в этих словах?
4.Посчитай птенцов: 1 птенец, 2...,3...,4..., 5 птенцов.
СОРОКА И МЫШЬ
- Мышка-трусишка, ты треска боишься?
- Ни крошки не боюсь!
- А громкого топота?
- Ни капельки не боюсь!
- А страшного рёва?
- Нисколечко не боюсь!
- А чего же тогда ты боишься?
- Да тихого шороха...
Н. Сладкое
1. Изобрази шорох, топот, рёв.
2. Перечисли, чего не боится мышка (треска, топота, рёва).
3. Определи, где стоит звук Ш (в начале, в середине, в конце) в словах: ШОРОХ, МЫШКА, БОИШЬСЯ, МЫШЬ (шорох- в начале слова, мышка, боишься - в середине слова, мышь - в конце слова).
НЕВЕРОЯТНЫЙ СЛУЧАЙ
- Какая история!
Случай какой!
- Какая? Какой?
Не тяни, дорогой!
- Ужасный!
Кошмарный,
Неслыханный случай!
-Да ты говори,
Говори же,
Не мучай.
О нём рассказал мне
Мой дядя родной.
Вернее, не мне,
А старушке одной.
А та рассказала
Какому-то деду.
Случайно
Подслушал я
Эту беседу.
Вернее, не я,
А девчонка одна.
Уж если я вру,
Значит, врёт и она!
- Да ну говори же,
Пора бы теперь уж...
- Э, что говорить,
Все равно не поверишь...
А. Шибаев
1. Можно ли понять, о чём говорят мальчики?
Почему?
2.В каких словах встречается звук С? (история, случай, ужасный, рассказал, старушка, случайно, подслушал...)
НЕСУРАЗНЫЕ ВЕЩИ
- Здравствуй!
- Привет!
- Что ты несёшь?
- Несу разные вещи.
- Почему они несуразные?
- Сам ты несуразный. Разные вещи я несу. Понял? Вот несу мел.
- Что не сумел?
- Слушать надо. Несу мел Мишке.
- Вот оно что.
- А ещё новость для Мишки приятная. Нашлась та марка, которую он ищет.
- Тамарка?
- Ага, красивая, зелёная такая.
- Это что же: волосы что ли зелёные?
- У кого?
- Да у Тамарки-то.
- Что?
- Ты сам же сказал: «Нашлась Тамарка».
-Та! Марка! Марка, которую Мишка искал. Понял. Зелёная такая. Там арка нарисована.
- Ага, все-таки нарисована Тамарка?
- Не Тамарка, а арка там нарисована.
- Пока, смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
По А. Шибаеву
1. Скажи слитно: несуразные вещи, Тамарка.
2. Скажи раздельно: несу разные вещи, та марка.
3. Отхлопай или прошагай по словам словосочетания: несу разные вещи, та марка.
СОРОКА И ЗАЯЦ
- Вот тебе бы, Заяц, да лисьи зубы!
- Э-э, Сорока, всё равно плохо...
- Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
- Э-Э, Сорока, невелико счастье!
- Вот тебе бы, косой, да рысьи когти!
- Э-э, Сорока! Что мне клыки да когти!
Душа-то у меня всё равно заячья...
Н. Сладков
1. Ответь на вопрос: Чьи ноги, когти, зубы?
2. Как ты понимаешь слово ДУША?
3. Назови гласные звуки в слове НОГИ (о,и).
СОРОКА И МЕДВЕДЬ
- Ау, Медведь! Ты по ночам что делаешь?
- Я-то? Да ем.
- А днём?
- И днём ем.
- А утром?
- И утром.
- А вечером?
- И вечером.
- А когда же ты не ешь?
- Когда сыт бываю.
- А когда ты сытым бываешь?
- А никогда.
Н. Гладков.
1. В какое время суток медведь не ест?
2. Утро, день, вечер - это СУТ-...
3. Скажи по звукам слово СУТКИ (сут-ки).