Котик и девочка Машенька




- Котик, котик, Пушок, милый дружок!

Как ты живёшь? Куда ты идёшь?

- Я живу у бабушки Даши и внучки Маши!

- Днём я сплю, а ночью мышек ловлю.

А сейчас на крыше был.

На крыше птичек ловил.

Птички прилетели и на крышу сели.

Но увидели меня - сразу улетели!

А вот Машенька идёт.

Машенька меня зовёт.

- Котик, Пушок, милый дружок!

Ты опять на крыше был?

Птичек ты опять ловил?

Дам тебе я молока,

Дам тебе я пирога,

Ты на крышу не ходи,

Больше птичек не лови!

1.Что делает котик днём? Что он делает ночью?

2.Почему кота зовут Пушок?

3.Чем похожи и чем отличаются имена ДАША, МАША? (Начальными звуками -М и Д)

 

Пчела

- Где ты была?

- Тут и там.

- Где летала?

- По цветам.

- Что домой ты принесла?

- Мёд, - ответила пчела.

Г. Сатир

 

1. Какую пользу приносят людям пчёлы?

2. Как называется домик пчелы? (улей)

3. Отхлопай в ладошки слово ПЧЕЛА. Сколько слогов получилось? (2 слога)

Аккуратные зайчата

-Лапки?

-Мыли.

- Ушки?

- Мыли.

- Хвостик?

- Мыли.

- Всё помыли и теперь мы чистые, зайчики пушистые.

Г. Лагздынь

 

1. Что мыли зайчики?

2. Почему зайчат назвали аккуратными?

3. Составь слово из первых звуков слов: УТЮГ - ШАПКА - КИНО - ИГЛА. (ушки).

 

Медведь

- Ты куда идёшь, медведь?

- В город, ёлку приглядеть.

- Да на что тебе она?

- Новый год встречать пора.

- Где поставишь ты её?

- В лес возьму, в своё жильё.

- Что ж не вырубил в лесу?

- Жалко. Лучше принесу.

Г. Виеру

 

1. В какое время года происходит эта история?

2. Назови зимние месяцы.

3. В каком месяце встречают Новый год?

4. Мог ли медведь готовиться к встрече Нового года? Почему?

5. Как называется жильё медведя? (берлога)

6. Послушай два слова: ЛЕС, ЁЛКА. В каком из этих слов звук Л твердый, а в каком - мягкий? (в слове ЛЕС звук Ль - мягкий, в слове ЁЛКА звук Л - твёрдый)

Рыбак и червяк

- Ты давно, рыбак, рыбачишь на Днепре?

- Я пришёл сюда на ранней на заре.

- Где же рыба? - я спросил у рыбака.

- Не ловил - учил я плавать червяка.

Г. Бойко

 

1. Как ещё можно назвать рыбака? (рыболов)

2. Назови лишнее слово: РЫБА, РЕБЁНОК, РЫБАК, РЫБОЛОВ, (ребёнок)

3. Составь предложение из слов: ЛОВИТЬ, РЫБА, РЫБАК.

 

 

- Ты скажи мне, милый ёж,

Чем ежиный мех хорош?

- Тем он, лисонька, хорош,

Что зубами не возьмёшь!

В. Фетисов

 

1. Как ты думаешь, понравился лисе ежиный мех или нет? Почему?

2. Если мех ежа - ежиный, то мех лисы какой? (лисий). А зубы лисы какие? (лисьи).

3. Назови звуки в слове ЗУБЫ(з, у, б, ы).

Кисонька-мурысонька.

Кисонька-мурысонька,

Где была?

-У бабушки.

- Что пила-ела?

- Сыр-маслице.

- Оставила ли мне?

- Оставила.

- Где масло?

- В криночке.

- Где криночка?

- На полочке.

- Где полочка?

- В избушке.

- Где избушка?

- На озере.

 

- Где озеро?

- Быки выпили.

- Где быки?

- На гору ушли.

 

1. Какие предметы перечисляются в диалоге?

2. Как ты думаешь, могли ли быки выпить озеро?

3. Большой - БЫК. А очень большой? (бычище) А маленький? (бычок) По аналогии разобрать слово гора (Горища, горка).

4. Сосчитай быков от 1 до 5.

 

- Жук, жук! Где твой дом?

Жук, жук! Где твой дом?

- Мой дом под кустом,

Мой дом под кустом.

Ехали татары - мой дом растоптали.

 

1. Каких насекомых ты еще знаешь?

2. Придумай предложение со словом ЖУК.

3. Назови звуки в словах: ЖУК, ДОМ (ж, у, к; д, о, м)

 

 

- Собака, что лаешь?

- Волков пугаю.

- Собака, а что хвост поджала?

- Волков боюсь.

 

1. Как ты думаешь, сколько могло бы быть волков: один? три? пять? (Ответ: Не меньше пяти, т. к. 1 волк, 2 волка, 3 волка, 4 волка, 5 ВОЛКОВ).

2. Назови звуки в словах: ВОЛК, ХВОСТ (в, о, л, к; х, в, о, с, т).

 

Идёт лисичка по мосту,

Несёт вязанку хворосту.

- Зачем тебе хворост?

- Печь топить.

- Зачем печь топить?

- Обед варить.

- Зачем обед варить?

- Гостей кормить.

- А гости кто?

- Медведь с женой,

Да ёж, да кот, да мы с тобой.

 

1. Кто жена у медведя? (медведица). У ежа? (ежиха)

2. Объясни, что такое хворост? Назови первый звук в этом слове. (X).

3. В какое время суток придут к лисе гости? (днём)

4. Что лиса приготовит на обед?

ВОРОНА

- Кра! -

Кричит ворона. –

Кража! Караул!

Грабёж! Пропажа!

Вор прокрался утром рано!

Грош украл он

из кармана!

Карандаш!

Картонку!

Пробку!

И красивую

коробку.

- Стой, ворона,
не кричи.

Не кричи ты, помолчи.

Жить не можешь без обмана.

У тебя ведь нет кармана.

- Как! -

подпрыгнула ворона и моргнула удивлённо.

- Что ж вы раньше
не сказали!

Кар-р-раул!

Кар-р-рман

украли!

В. Орлов

 

1. Звукоподражание. Как кричит ворона? (Кра!Кар!)

2. Какой звук любит ворона? (воРона, кРа, каР - звук Р)

3. Хлопни в ладоши, когда услышишь слова со звуком К; со звуком Р.

 

ПЕРЕПОЛОХ

Слушай...

- КРАжа!

- КРАжа!

- КРАжа!

- ГРАбят, братцы.

Где же стРАжа?

- Что укРАли?

- Два пеРА.

- БезобРАзие!

- С утРА?

- Вы уКРАли?

- Мы не БРАли.

- БРАли, БРАли!

- КРАли, КРАли!

Это я грачиный крик перевел на наш язык.

А. Шибаев

 

1. Выдели одинаково звучащие слоги (кра-, гра-, бра-).

2. Придумай новые слова, которые начинаются со слогов:

КРА-... (краски, край, красота и т. д.);

ГРА-... (грабли, грамота, граница и т. д.);

БРА-... (браслет, братец, брак и т. д.).

 

 

- Что везёшь?

- Сено.

- Какое сено? Ведь это дрова!

- А коли видишь, так чего же спрашиваешь?

 

1. Что же на самом деле вёз мужичок?

2. Отхлопай в ладошки слова: ДРОВА, СЕНО. Сколько слогов получилось?(2 слога)

КАК ЖИВЕТЕ? ЧТО ЖУЕТЕ?

- Кони, кони,

Как живёте?

Кони, кони,

Что жуёте?

- Хорошо пока живём

На лугах траву жуём.

- Куры, куры,

Как живёте?

Куры, куры,

Что жуёте?

- Хорошо пока живём,

Но, простите, не жуём,

Мы клюем проворно

На тропинке зёрна.

- Козы, козы,

Как живёте?

Козы, козы,

Что клюёте?

- Хорошо пока живём,

Но, простите, не клюём,

А дерём мы поутру

С молодых осин кору.

- Как вы, кролики,

Живёте?

Что вы, кролики,

Дерёте?

- Хорошо пока живём,

Но, простите, не дерём,

А грызём мы ловко

Свежую морковку.

- Вы, котята, как живёте?

Что, котята, вы грызёте?

- Хорошо пока живём,

Но, простите, не грызём.

Пьём мы понемножку

Молоко из плошки.

- Птицы, птицы, как живёте?

И что вы из плошки пьёте?

- Хорошо пока живём,

Но из плошки мы не пьём,

А поём мы песни вам

По утрам и вечерам.

По мотивам одноименного стихотворения В. Степанова

 

1. Кто что ест?

2. Кто как ест?

3. Назови первый звук в словах: КОНИ, КОЗЫ, КУРЫ, КРОЛИКИ, КОТЯТА (к).

 

- Федул, что губы надул?

- Кафтан прожёг.

- Можно зашить.

- Да иглы нет.

 

1. Что такое КАФТАН? Назови части кафтана (кафтаном в старые времена называли на Руси мужскую длинную верхнюю одежду).

2. Сможет ли Федул зашить кафтан? Почему?

3. Назови одинаковый звук в словах ФЕДУЛ, КАФТАН, (ф).

 

 

-Зайки, где вы пропадали?

-Мы в капусте отдыхали.

- А капусту вы не ели?

- Только носиком задели.

- Вас бы надо наказать.

- Так попробуй нас догнать!

 

1.Почему надо наказать зайцев?

2.Чем питаются зайцы?

3.Закончи слово: МОР...(КОВКА), КА...(ПУСТА), КО...(РА),ТРА...(ВА).

- Кто вы?

- Мы лисички,

Дружные сестрички.

- Ну, а вы-то кто же?

- Мы лисички тоже!

- Как, с одной-то лапкой?

- Нет, ещё со шляпкой...

А. Шибаев

 

1. О каких лисичках говорится? (Говорится о лисичках - животных и о лисичках - грибах)

2. К каким лисичкам подходит слово ЛИСА?

3. Какие грибы, кроме лисичек, ты знаешь? Назови.

4. Скажи, в слове ЛИСИЧКИ звук Л твёрдый или мягкий? (мягкий)

 

МАЛЬЧИК И МОТЫЛЁК

- Мотылёк, мотылёк,

Сядь поближе на цветок.

- Я не сяду на цветок,

У тебя в руке сачок.

- Мотылёк, мотылёк,

Я тебя ловить не стану.

Подойду поближе, гляну,

Посчитаю, сколько ног

У тебя, мотылёк.

- Я и сам могу считать:

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять...

Сосчитаю, сколько ног,

Без тебя, мой дружок.

Й. Змай

 

1. Почему мотылёк отказался сесть на цветок?

2. Для чего мальчику нужен сачок?

3. Отхлопай слова САЧОК, ЦВЕТОК, МАЛЬЧИК, МОТЫЛЁК. Сколько слогов получилось?

 

 

- Фома, у тебя в избе тепло?

- Тепло! На печи в шубе терпеть можно.

 

1. Какое время года на дворе?

2. Тепло ли в избе у Фомы?

3. Назови первый звук в слове ФОМА (ф).

4. Какие имена со звуком Ф ты знаешь? (Фёдор, Фаина, Софья, Ефим, Филипп и т. д.)

 

- Где ты, брат Иван?

- В горнице.

- А что делаешь?

- Помогаю Петру.

- А Петр что делает?

- Да на печи лежит.

 

1. Кто ленивый? Кто трудолюбивый?

2. Объясни слово ГОРНИЦА (комната, жилое помещение в доме).

 

- Филя, есть хочешь?

- Да нет, батюшка, я перекусил.

- А чем перекусил?

- Да съел кусок пирога,

Горшок сметаны и решето калачей.

 

1. Много или мало съел Филя? Как его можно назвать? (обжора).

2. Назови мягкие согласные в словах: ФИЛЯ, СМЕТАНА, БАТЮШКА (ль, мь, ть).

 

 

ВСТРЕЧА

Волк ежу сказал: «Ты колкий!

Убери, дружок, иголки!»

«Уберу, - ответил ёж, -

если зубы уберешь».

 

1. Кто что должен убрать?

2. Скажи иначе слово КОЛКИЙ (колючий)

3. Нарасти слово ЁЖ (Ёж- ежи - ежиха - ежовый).

 

- Ты пирог съел?

- Нет, не я!

- А вкусный был?

- Очень.

-

1. Какой был пирог, если начинка в нём:

из капусты? (капустный); из мяса? (мясной); из грибов? (грибной); из черники? (черничный) и т. д.

2. Придумай предложение со словом ПИРОГ.

 

КУЗНЕЦ

- Эй, кузнец-молодец!

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

- Отчего не подковать!

Вот гвоздь, вот подкова.

Раз, два - и готово!

Перевод С. Маршака

 

1. Кто такой кузнец? Что он делает?

2. Зачем лошади подкова?

3. Одинаковы ли слова: ПОДКОВА, ПОДКОВАТЬ?

4. Назови слова, которые заканчиваются на звук Ц.

 

 

ВОРОБЕЙ

- Воробей, чего ты ждёшь?

Крошек хлебных не клюёшь?

- Я давно заметил крошки,

да боюсь сердитой кошки.

 

1.Почему воробей боится кошки?

2.Чем отличаются слова КОШКИ, КРОШКИ?

 

 

ВЬЮГА

- Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Где была ты ночью, ну-ка?

- Я по всем дворам крутила,

Я деревьям шубы шила,

Разодела их в меха.

И мороз им - чепуха!

 

- Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Что творила утром, ну-ка?

- Вдоль по улицам бродила,

Все заборы побелила.

 

- Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Где ты днём кружила, ну-ка?

- Шапки днём с людей срывала,

Снег за воротник бросала...

Чтоб вокруг красиво стало,

Небо я с землёй смешала!

 

- Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Вечерком где будешь, ну-ка?

- Что за вечер накружу,

Завтра утром расскажу!

 

1. Расскажи, что делала вьюга ночью, утром, днём?

2. Объясни, как вьюга шила деревьям шубы? Белила заборы? Смешала небо с землёй?

3. Составь слово из первых звуков слов: ЗЕМЛЯ - ИЗБА - МАК - АЗБУКА (зима).

4. Подбери определения к слову ВЬЮГА (вьюга какая? - холодная, злая, белая, сильная и т. д.)

ШАПКА

-Шапка, шапка, где была?

- Я была в кино.

- Что ж ты, шапка, видела?

- Было так темно...

Задремала я нечаянно

На коленях у хозяина.

 

- Шапка, шапка, где была?

- В цирке шапито.

- Что ж ты в цирке видела?

- Шапки да пальто,

Номерки, зонты и палки –

Всё, что было в раздевалке.

В. Берестов.

 

1. Где побывала шапка? Что она видела?

2. Назови лишнее слово: ШАПКА, БЕРЕТ, ПАЛЬТО, ПЛАТОК (пальто).

3. Составь слово: КА - ШАП; ТЫ- ЗОН. (шапка, зонты)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: