Кошка спрашивала кошку:
- Есть ли ноги у кота?
- Что за вздор ты говоришь?
Без когтей поймай-ка мышь!
Кошка спрашивала кошку:
- Есть ли дети у кота?
- Ты стара да глуповата,
Мы с тобой его котята.
С. Маршак
1. Расскажи о семье кошки.
2. Посчитай от 1 до 5 слова КОШКА, КОТ, КОТЁНОК: одна кошка, две кошки...
3. Сколько звуков в слове КОТ? (один)
ЯМА
-Яму копал?
-Копал.
Л |
- В яму упал?
- Упал.
- В яме сидишь?
- Сижу.
- Лестницу ждёшь?
- Жду.
- Яма сыра?
- Сыра.
- Как голова?
- Цела.
- Значит, живой?
- Живой.
- Ну, я пошёл домой.
О. Григорьев
1. Назови слова-действия (копал, упал, сидишь, ждёшь, пошёл).
2. Подними руку, когда услышишь звук Ж: ЯМА, ЖДЁШЬ, КОПАЛ, СИЖУ, ДОМОЙ, ЖИВОЙ (ждёшь, сижу, живой).
КОЗЁЛ МЕФОДИЙ
- Кто там ходит в огороде?
- Это я, козёл Мефодий.
- По каким таким делам?
- Помогаю сторожам.
Я капусту охраняю
Каждый лист оберегаю.
- Почему капусту вдруг,
А не редьку и не лук?
Ты забыл о них, выходит?
- Ничего я не забыл,
Но на всех не хватит сил.
Лук стеречь я не умею,
А от редьки я худею.
А капуста - хороша,
И нужны ей сторожа,
Потому что самый вкусный,
Самый вкусный лист капустный.
А. Крылов
1. Какие овощи растут на огороде?
2. Скажи, какое слово лишнее: КАПУСТА, ЗЕЛЁНАЯ, ЛУК, РЕДЬКА (зелёная).
3. Назови ласково: капуста -... (капусточка), лук-...(лучок).
РАЗГОВОР С ПЧЕЛОЙ
Меня ужалила пчела.
Я закричал:
- Как ты могла?
Пчела в ответ:
- А как ты мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь мне он был уж-жжжжасно нуж-жжен:
Я берегла его на ужин.
М. Бородицкая
1. Какие ты знаешь цветы?
2. Изобрази эмоциональное состояние мальчика.
3. Где живёт пчёлка?
4. Объясни: «Я берегла его на ужин».
СОРОКА И МЕДВЕЖОНОК
|
- Медвежонок, ты эту берёзку сломать собрался?
- Не-а.
- Ты её в дугу сгибаешь:
- Не-а.
- Ты её ободрать хочешь?
- Отстань ты, Сорока! Ничего я не хочу. Просто взял и на этой берёзе качаюсь. Дай мне хоть чуток поиграться, пока мать не пришла да меньшого братца нянчить не заставила!
Э. Шим
1. Как зовут папу и маму у медвежонка? (медведь, медведица)
2. Отхлопай по слогам слова: МЕДВЕЖОНОК, СОРОКА, БЕРЁЗА.
3. Назови первый и последний звуки в этих словах. (медвежонок-м, к; сорока - с, а; берёза - б, а)
КТО КАК СПИТ
- Ты, Заяц, как спишь?
- Как положено - лёжа.
- А ты, Тетёрка, как?
- А я сидя.
- А ты, Цапля?
- А я стоя.
- Выходит, друзья, что я, Летучая мышь, ловчее всех вас сплю, удобнее всех отдыхаю!
- А как же ты, Летучая мышь, спишь-отдыхаешь?
- Да вниз головой...
И. Сладков
1. Какие слова отвечают на вопрос СПИШЬ как?(сидя, стоя, лёжа, вниз головой).
2. Кто рассказал нам, как он спит.
3. Назови согласные звуки в слове ТЕТЁРКА (ть, ть, р, к).
ВОРОБУШКИ
О чём поют воробушки
В последний день зимы?
- Мы выжили!
- Мы дожили!
- Мы живы! Живы мы!
В. Берестов
1. Перечисли зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).
2. Назови последний месяц зимы (февраль).
3. Назови последний день зимы (28 февраля).
ДА–НЕТ
- Оно живое?
- Да.
- Это птица?
- Нет.
- Это животное?
- Нет.
- Это человек?
- Да.
- Ребёнок?
- Нет.
- Мужчина?
- Нет.
- Женщина?
- Да.
- Молодая?
- Нет.
- Старая?
- Да.
- Это старушка!
1. Какой первый звук в словах: ПТИЦА (п), ЧЕЛОВЕК (ч), ЖИВОТНОЕ (ж), РЕБЕНОК (р), МУЖЧИНА (м)?
2. Измени слова один - много: ПТИЦА-ПТИЦЫ, ЧЕЛОВЕК-ЛЮДИ, РЕБЕНОК-..., МУЖЧИНА-..., СТАРУШКА-.
|
В ТИХОЙ РЕЧКЕ
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала.
- Здравствуй!
- Здравствуй!
- Как дела?
- На рыбалке я была.
Я удила рыбака, дядю Петю-чудака.
- Где же твой рыбак? Попался?
- Нет, ушел хитрец, Сорвался!
Е. Череповецкий
1.Что общего в словах: РЫБКА, РЫБА, РЫБАК?
2.Почему дядя Петя ЧУДАК и ХИТРЕЦ?
ЗОНТИКИ
- Как сделать триста зонтиков?
Спросил у мамы мальчик.
Она ему ответила:
- Подуй на одуванчик.
Р.Сеф
1. В каких словах ты услышал звук Ч?
2. Подуй на ОДУВАНЧИК (имитация).
НЕТКА
- Загадала я предмет.
- Это лейка?
- Нет.
- Не линейка?
- Нет.
- Это кошка?
- Нет.
- Это мошка?
- Нет.
- Может, кнопка?
- Нет.
- Значит, пробка.
- Нет.
- Не могу найти ответ.
-
1. Чем отличаются слова: ЛЕЙКА - ЛИНЕЙКА, КОШКА-МОШКА, КНОПКА-ПРОБКА?
2. Помоги найти ответ-это не КОШКА, не МОШКА, а ЛОЖ... (ка).
ПРИСТАВАЛ КА
- Отчего у мамочки
На щеках две ямочки?
- Отчего у кошки
Вместо ручек ножки?
- Отчего шоколадки
Не растут в кроватке?
- Отчего у няни
Волосы в сметане?
- Отчего у птичек
Нет рукавичек?
- Отчего лягушки
Спят без подушки?
- Оттого,
Что у моего сыночка
Рот без замочка.
С. Черный
1. Наблюдения за рифмой: МАМОЧКИ -ЯМОЧКИ, КОШКИ - НОЖКИ, ШОКОЛАДКИ - КРОВАТКИ, НЯНИ - В СМЕТАНЕ, ПТИЧЕК- РУКАВИЧЕК, ЛЯГУШЕК - ПОДУШЕК, СЫНОЧКА- ЗАМОЧКА.
2. Назови ласково: няня-нянечка, сметана-..., мама-...
РАЗНЫЕ НЕСУРАЗНОСТИ
- Мои часы ушли вперёд, - сказала тётя Маша.
- А у меня платок ползёт, - сказала тётя Даша.
- Умчалась юность далеко, - указала тётя Дуня.
- Ой! Убежало молоко! - сказала тётя Груня.
|
А. Шибаев
Перечисли имена женщин.
КТО КОГО
- Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня.
- Вы же раньше так дружили!
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл.
В. Орлов
Придумай рассказ, из-за чего мальчики поссорились?
ВОРОНА
- Ты куда летишь, ворона?
- К середине небосклона!
- А зачем, нельзя узнать?
- Воронят веду гулять.
1. Назови семью вороны: ворон, ворона, воронёнок, воронята.
2. Посчитай от 1 до 5: одна ворона, две вороны ...(один ворон, два ворона,... пять воронов; один воронёнок, два воронёнка,... пять воронят).
ВИНЕГРЕТ
- Ну, ребята, как делишки?
- Хорошо, - кричат мальчишки.
- Есть ли новости у вас?
- Есть. И начали рассказ...
- Ходил я в цирк не так давно.
- А я на речке был.
- Как было весело, смешно!
- Разделся и поплыл.
- Нахохотался я до слёз!
- И вдруг пошёл ко дну.
- Там пёс кота в коляске вёз!
- И закричал: «ТОНУ»!
- Там клоун был без головы.
- А тут ребята шли...
- Играли в мяч морские львы.
- Они меня спасли...
- Погодите-ка, друзья,
Ничего не понял я.
Повторите все, до точки,
Только, чур, поодиночке.
- Ходил я в цирк не так давно,
Как было весело, смешно!
Нахохотался я до слёз
Там пёс кота в коляске вёз,
Там клоун был без головы,
Играли в мяч морские львы.
- А я на речке был,
Разделся и поплыл.
И вдруг пошёл ко дну,
И закричал: «ТОНУ!».
А тут ребята шли,
Они меня спасли.
- Все понятно. Всё на месте.
- Больше путаницы нет.
- А сперва, сказать по чести,
- Был хороший... «винегрет».
А. Шибаев
1. Расскажи, что видел мальчик в цирке.
2. Что случилось со вторым мальчиком?
3. Прошагай предложение-каждое слово-шаг: ТАМ ПЁС КОТА В КОЛЯСКЕ ВЁЗ. Сколько слов?
4. Какое первое {второе, третье...) слово?
ЛИСА И ВОЛК
Серый волк в глухом лесу
Встретил рыжую лису.
- Лизавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?
- Ничего, идут дела, голова ещё цела.
- Где ты был?
- На рынке.
- Что купил?
- Свининки.
- Шерсти клок, ободрали правый бок. Хвост отгрызли в драке.
- Кто отгрыз?
- Собаки.
- Жив ли, милый куманёк?
- Еле ноги уволок. Как, лиса, твои дела?
- На базаре я была.
- Что ты так устала?
- Уток я считала.
- Сколько было?
- Семь с восьмой.
- Сколько стало?
- Ни одной!
- Где же эти утки?
- У меня в желудке.
1. Объясни значение слова ЗУБАСТЫЙ.
2. Какие слова подходят к лисе, а какие к волку: колючий, рыжая, зубастый, серый, хитрая, злой, пушистая, косолапый?
3. Скажи по звукам слова ЛИСА, ВОЛК, (ль, и, с,.), в, о, л, к)
- Почему ты чёрен, кот?
- Лазил ночью в дымоход.
- Почему сейчас ты бел?
- Из горшка сметану ел.
- Почему ты серым стал?
- Меня пёс в пыли валял.
- Так какого же ты цвета?
- Я и сам не знаю это.
1. Сколько было котов? (один)
2. Какие слова спрятались в слове ДЫМОХОД? (дым, ход) Объясни значение этого слова, (дым ходит).
3. Составь слово из первых звуков слов: КАТУШКА- ОСЫ-ТАНК (кот).
- Сорока, сорока, где была?
- Далёко.
- Что делала?
- Накормила сорочат, что без умолку кричат, а потом по дворам поднимала та-ра-рам.
А. Прокофьев
1. Кто такие сорочата? (птенцы сороки)
2. Как кричит сорока? (трещит)
3. Объясни, что такое ТА-РА-РАМ?
- Остатки еды стёр?
- Стёр!
- Крошки со скатерти смёл?
- Смёл!
- Скатерть со столика снял?
- Снял!
- Салфетки грязные смял?
- Смял!
- Кастрюлю на кухню отнёс?
- Отнёс!
- Солонку и миску унёс?
- Унёс!
- Самовар соседке занёс?
- Занёс!
- А где же стаканы, принёс?
- Поставил я их на поднос,
Стаканы, прости, не донёс!
1. Какие предметы спрятались на картинке?
2. Назови одним словом: КАСТРЮЛЯ, САМОВАР, СОЛОНКА, МИСКА, СТАКАНЫ(посуда).
3. Какую посуду ты ещё знаешь?
4. Какие слова спрятались в слове САМОВАР? (сам, вар; сам варит)
5. Сосчитай от 1 до 5: 1 глубокая тарелка, 2..., 3.,., 4...,5...
- Заяц белый, куда бегал?
- В лес дубовый.
- Что там делал?
- Лыко драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
Народная песня
1. Какие деревья растут в дубовом (еловом, березовом, сосновом) лесу? (ели, сосны, березы)
2. Когда заяц бывает белым? Почему? (зимой, чтобы не видно было на снегу)
3. Произнеси по звукам слово ЛЫКО (л - ы - к- о).
- Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
- Еду сено косить.
- На что тебе сено?
- Коровок кормить.
- На что тебе коровы?
- Молоко доить.
- А зачем молоко?
- Ребяток кормить.
Народная песня
1. Куда едет Фома? Зачем? (сено косить, коровок кормить)
2. Какую пользу приносит корова? (даёт мотто, мясо)
3. Назови домашних животных.
РАЗГОВОР С БАБУШКОЙ
- Куда идёте, детушки?
- По ягоды, бабушка!
- Где же ягоды, детушки?
- Над землицей, бабушка!
- Уж не клюква ль, детушки?
- Нет, повыше, бабушка!
- Земляника, детушки?
- Нет, повыше, бабушка!
- Не брусника ль, детушки?
- Нет, повыше, бабушка!
- Не малина ль, детушки?
- Нет, повыше, бабушка!
- Не рябина ль, детушки?
- Угадала, бабушка!
В. Селиверстов
1. Назови ягоды, о которых говорили дети с бабушкой. Какие ягоды еще растут в лесу? (морошка, голубика)
Какие ягоды растут на огороде? (смородина, земляника, клубника, крыжовник)
2. Измени слова по образцу:
КЛЮКВА-КЛЮКОВКА,
ЗЕМЛЯНИКА-... (земляничка),
БРУСНИКА-... (брусничка),
МАЛИНА-... и т. д. (малинка)
3. Отхлопай в ладошки слова: КЛЮКВА, БРУСНИКА, ЗЕМЛЯНИКА. Сколько слогов получилось? (2 слога, 3 слога, 4 слога)
4. Какое варенье (какой сок, какую начинку для пирога) можно приготовить из ягод? Например: Из клюквы готовят клюквенное варенье, клюквенный сок, клюквенную начинку для пирога.
- Я медведя поймал!
- Так веди сюда.
- Не идёт.
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает!
Народная песня
1. Кто кого поймал? (медведь поймал мальчика)
2. Измени слова по образцу: МЕДВЕДЬ - МЕДВЕДИ,
ЛИСА-... (лисы),
ЗАЯЦ-... (зайцы),
ЁЖ-... (ежи),
ВОЛК-... (волки).
- Был сапожник?
- Был!
- Шил сапожки?
- Шил!
- Для кого сапожки?
- Для соседской кошки.
Б. Заходер
1. Объясни, кто такой сапожник? Что он делает? (чинит сапоги)
2. Сколько сапожек нужно сшить для кошки? (4 сапога)
3. Назови звуки в слове КОШКА (к-о-ш-к-а)
ВСТРЕЧА
- Хрю-хрю-хрю, - сказал спросонок
Добродушный поросёнок.
- Мне сегодня дождик нужен,
Я хочу купаться в луже!
- Бе-бе-бе, - сказал спросонок
Тонкий, беленький козлёнок.
- Мне бы прыгать по дорожке,
Чтобы крепче стали ножки!
- И-го-го, - сказал спросонок
Черногривый жеребёнок.
- Мне бы ростом стать повыше.
Покатать бы ребятишек!
1. Назови домашних животных и их детёнышей.
2. Звукоподражание: Кто как подает голос?
3. Назови лишнее слово: КОНЬ, КОРОВА, ЛОШАДЬ, ЖЕРЕБЁНОК (жеребёнок).
4. Опиши поросёнка, козлёнка, жеребёнка.
СТУК-СТУК
- Стук-стук!
- Кто там?
- Мяу-мяу, мяу!
- Кошка ты?
- Мяу-мяу, мяу - Я!
- Кошка, хочешь молока?
- Стук-стук!
- Кто там?
- Ав-ав-ав! Это - Я!
- Я за косточкой пришла!
1. Кто за кем пришёл? (собака за кошкой)
2. Кто что ест?
3. Звукоподражание кошке, собаке (мяу, гав-гав).
4. Назови слова со звуком К (кошка, косточка, кто).
- Солнце, солнце,
Ты откуда?
- Я из тучки золотой!
- Дождик, дождик,
Ты откуда?
- Я из тучи грозовой!
- Ветер, ветер,
Ты откуда?
- Я из дальней стороны!
1. Кто откуда (солнце, дождь, ветер)? (солнце из тучки золотой, дождик - из тучки грозовой, ветер - из дальней стороны)
2. Какая тучка при солнце? (золотая); при дожде? (грозовая).
3. Назови последний звук в слове ВЕТЕР (р).
- Что ты тащишь, мышка?
- Сыр несу детишкам!
- Где взяла?
- Купила, крону заплатила!
- Что ты сдачу не взяла?
- А хозяйка ведь спала!
С. Маршак
1. Чем ещё питается мышка?
2. Где живёт мышка? (в норке)
3. Кто у мышки детки? (мышата)
4. Назови гласный звук в слове СЫР (ы).
- Ёжик, ёжик,
Почему такой колючий?
- Это я на всякий случай!
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
Б. Заходер
1. Почему ёжик колючий?
2. Чем питаются ежи?
3. Кого боится ёжик?
4. Назови семью ежа (ёж, ежиха, ежата).
5. Сосчитай ежей от 1 до 5 (1 ёж, 2 ежа, 3 ежа, 4 ежа, 5 ежей).
Разговор лягушек
- Кума!
Ты к нам?
- К вам, к вам!
К вам, к вам!
К воде скачу,
Ловить хочу.
- А кого, кого, кума?
- Карпа, рака и сома.
- Как поймаешь, дашь ли нам?
- Как не дать? Конечно, дам!
С. Маршак
1. Повтори быстро несколько раз: К ВАМ, К ВАМ, К ВАМ... Что ты слышишь? (квам)
2. Сможет ли лягушка поймать карпа, рака и сома?
3. Назови последние слоги в словах: ХОЧУ - СКАЧУ {чу), КУМА - СОМА (ма).
- Заяц, заяц,
Чем ты занят?
- Кочерыжку разгрызаю!
- А чему, ты, заяц, рад?
- Рад, что зубы не болят!
Г. Сатир
1. Чем питается заяц?
2. Придумай, что может делать заяц? (стоять, сидеть, прыгать, прятаться, дрожать, убегать, петлять, трястись и т. д.)
3. У кого уши длиннее: у зайца или у волка?
Тёлка
- Читаешь?
- Читаю.
Не шибко пока...
- А ну-ка прочти это слово.
- Сейчас прочитаю... Ты-Ё-Лы-Ка...
- А что получилось?
- КОРОВА!
1. ТЁЛКА - это кто? Назови её семью (бык, корова).
2. Отхлопай в ладоши слово ТЁЛКА. Сколько слогов получилось? (2 слога)
Чудеса в авоське
- Тётя Варя!
Тётя Варя!
Где вы были?
- На базаре.
- Варя-тётя!
Что купили?
Что несёте?
- Я несу
Два чуда-юда.
В каждом чуде –
По два пуда.
Нет у них
Ни ног,
Ни рук,
Ни рубашек нет,
Ни брюк,
Только два огромных
Пуза...
- Знаем, знаем!
Два арбуза!
1. Что назвала тетя Варя ЧУДОМ-ЮДОМ?
2. Какой формы арбуз?
3. Назови гласные звуки в слове АРБУЗ (а,у).
Коршун
- Коршун, коршун, что ты делаешь?
- Ямку рою.
- Зачем тебе ямка?
- Денежку ищу.
- Зачем тебе денежка?
- Иголку купить.
- Зачем тебе иголка?
- Мешочек сшить.
- Зачем тебе мешочек?
- Камешков в него положить.
- Зачем тебе камешки?
- В твоих деток бросать!
Народная песня
1. Как ты думаешь, какой коршун: добрый или злой? Почему?
2. Измени слова по образцу (большой - маленький):
ИГОЛКА-ИГОЛОЧКА;
МЕШОК-...(мешочек);
КАМЕНЬ -. ..(камешек);
ЯМКА- ...(ямочка).
- Кисонька-мурысонька, где ты была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысонька, что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысонька, что пекла?
- Прянички.
- Кисонька-мурысонька, с кем прянички пекла?
- Одна.
- Не ешь одна! Не ешь одна!
(народная игра)
1. Что делают на мельнице? (мелют муку)
2. Что можно испечь из муки? (пряники, пироги, печенье, пирожные пирожки и т. д.).
3. Какой звук первый в слове ПРЯНИЧКИ? (п)
Лягушкины покупки
- Откуда идешь ты,
лягушка-квакушка?
- С базара домой,
Дорогая подружка!
- А что ты купила?
- Всего понемножку:
Купила квапусту,
квасоль и квартошку.
В. Орлов
1.Что купила лягушка? Назови одним словом. (овощи, фрукты)
2. Какие слова лягушка называет неправильно? (капуста, фасоль, картошка)
3.Назови гласные звуки в слове КАПУСТА (а, у, а).
- Ветер, ты с морем не ладишь!
Что ты его не погладишь?
- Море со мною не ладит:
Злится, когда его гладят.
В. Орлов
1. Почему море злится, когда его гладит ветер? Каким оно бывает? (бурливое, неспокойное)
2. Чем отличаются слова:
ЛАДИШЬ - ПОГЛАДИШЬ,
ЛАДИТ - ГЛАДИТ?
Слон
- Здравствуй, слон!
Ты что не весел?
Почему ты нос повесил?
Почему твой длинный нос
До земли почти дорос?
Слон подумал и ответил:
- Нос мне очень нужен, дети!
- Вот как? Нужен? А зачем?
- Я ведь очень много ем!
Длинный нос еду берёт
И кладёт мне прямо в рот!
Он поможет мне напиться,
И за ветку зацепиться.
Может он служить рукой –
Вот полезный он какой!
1. Как называется нос у слона? (хобот)
2. Зачем нужен слону такой длинный нос?
3. Какие одинаковые звуки ты слышишь в словах НАПИТЬСЯ -ЗАЦЕПИТЬСЯ? (а, и, ц)
Пылесос
- Пылесос, пылесос,
Ты куда суёшь свой нос?
- Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!
Я порядок навожу!
А. Масленников
1. Какие слова спрятались в слове ПЫЛЕСОС? (пыль, сосёт)
2. Какой звук издаёт пылесос? (ж)
Ёж
- Ёж, ёж, где живёшь?
- Я живу в густом лесу
- Ёж, ёж, что несёшь?
- В норку яблоки несу.
Буду яблоки делить,
Своих детушек кормит
А. Масленникова
1. Выбери слова, которые подходят к слову ЁЖ: ежиха, ежата, мышата, ежонок, желуди, ежевика, ёжиться (ёж, ежиха, ежата, ежонок).
2. Чем питаются ежи?