ПРОГРАММА МОРО и ИСТОМИНА




Подготовка младших школьников к введению типовых задач с пропорциональными величинами. Формирование у учащихся первых представлений о пропорциональной зависимости величин. Какие методические приемы может использовать учитель с этой целью? Проанализируйте альтернативные учебники математики для начальных классов и приведите примеры различных упражнений, используемых для ознакомления учащихся с тройками величин и зависимостями между ними. Какой методический подход вам показался наиболее интересным и почему?

 

Все составные задачи в курсе математики начальных классов можно условно поделить на две группы.

Составные задачи

Типовые Нетиповые
-На нахождение четвертого пропорционального -На пропорциональное деление или на нахождение неизвестного по двум суммам -На нахождение неизвестного по двум разностям -На движение Все остальные задачи, которые не подходят ни под один из типов, называют нетиповыми. Их классифицируют по видам простых задач, входящих в них.

 

При решении типовых задач учащиеся знакомятся с тройками пропорциональных величин. Их решение позволяет осуществлять пропедевтику понятий «прямая и обратная пропорциональная зависимость», которые будут изучаться в средней школе.

В начальных классах такая терминология не вводиться, мы говорим лишь о тройках пропорциональных величин, учим детей выделять их в задаче и разбираем, как эти величины взаимосвязаны.

В каждой из троек величин выделяют:

1) единицу – т.е. величину, которая повторяется несколько раз;

2) количество повторений единицы;

3) общее значение величины.

Детей знакомят с такими основными тройками, как:

• Цена – количество – стоимость;

• Масса одного предмета – количество предметов – общая масса;

• Емкость (объем) одного сосуда – количество сосудов – общая емкость (объем);

• Расход ткани на 1 вещь – количество вещей – общий расход ткани;

• Выработка в единицу времени (производительность) – время работы – общая выработка;

• Скорость – время – расстояние;

• Длина – ширина – площадь

и т.д.

Кроме этих троек величин в задачах встречаются и другие. Например:

Количество клубков на 1 свитер – количество свитеров – общее количество клубков.

С этими тройками величин учащиеся начинают знакомиться в 3 классе при изучении темы «умножение и деление».

Взаимосвязи между величинами в тройке отражается в трех видах простых задач:

1. Нахождение общей величины (умножение);

2. Нахождение единицы (деление);

3. Нахождение количества (деление).

На подготовительном этапе в 3 классе учащихся начинают знакомить с этими тройками величин. Обычно в качестве первой берут тройку «цена – количество – стоимость». Организуют дидактическую игру «в магазин» (канцелярский). Учитель выставляет у доски «товар» и на каждый предмет прикрепляет ценник. Разыгрывают ситуации, в процессе которых вводят понятие «цена» - стоимость одного товара, «количество» - сколько предметов купили, «стоимость» - сколько денег заплатили.

Составляем тройки взаимообратных задач и учимся их записывать кратко в таблицу.

 

 

Цена Количество Стоимость
2 р. 4 шт. ?
? 4 шт. 8 р.
2 р. ? 8 р.

 

Таким же образом вводят и другие тройки величин на других уроках (1 тройка величин -1 урок).

При введении лучше использовать практическую работу.

 

На подготовительном этапе учащиеся должны научиться решать простые задачи с тройками величии разного рода.

Позднее из этих простых задач составляют составные нетиповые задачи в два действия. Например: Мама купила 3 пакета муки по 2 килограмма в каждом и 1 кг яблок. Какова масса всей покупки?

Эту задачу можно разделить на 2 простых.

1 задача – на нахождение общей массы муки с тройкой величин.

2 задача – на нахождение суммы двух величин.

 

ПРОГРАММА МОРО и ИСТОМИНА

Цена-количество-стоимость

 

М3Мч1 стр 22

 

М3И ч2 стр 40-41

 

Масса одного предмета-количество предметов-общая масса

 

М3Мч1 стр 23

 

 

Емкость (объем) одного сосуда – количество сосудов – общая емкость (объем);

М3Мч2 стр 10

 

• Расход ткани на 1 вещь – количество вещей – общий расход ткани;

М3Мч1 стр 46

 

• Выработка в единицу времени (производительность) – время работы – общая выработка;

М3Мч2 стр 17 номер 4

 

 

• Скорость – время – расстояние;

М4Мч2 стр 5

М4Мч2 стр 6

 

 

• Длина – ширина – площадь

М3Мч1 стр 72 №6

 

Сделайте сравнительный анализ альтернативных учебников математики (программы М.И.Моро и Н.Б.Истоминой) и выясните, с какими видами задач на нахождение 4-го пропорционального знакомят учащихся начальных классов по различным программам. Какова последовательность их введения? Когда они появляются в учебнике впервые? Проведите анализ учебников по двум программам. Для выбранных задач составьте таблицы.

ПРОГРАММА МОРО

1 вид

М3Мч1 стр 22

 

 

  Цена Количество Стоимость
1 откр     2 откр     одинаковая 3 шт     1 шт 15 р     ?

 

2 вид

М3Мч1 стр 61 номер 7

 

  Расход ткани на 1 м Количество вещей Общий расход ткани
      одинаковое 8 шт     ? 24 м     15 м

 

 

3 вид

М3Мч2 стр 9

 

5 вид

М4Мч1 стр 87

М4Мч1 стр 87

 

 

  Расход ткани на 1 м Количество вещей Общий расход ткани
Детские платья     Взрослые платья 2 м     ? 32 шт     16 шт   одинаковый

 

М4Мч1 стр 87

 

Методика их изучения по программе Моро М.И. такая: каждый вид вводят по очереди в три этапа: подготовка, ознакомление и формирование умения решать такие задачи.

Но анализ учебников показывает, что не все 6 видов есть в учебнике. Есть специальные уроки для введения 1 и 2 видов (М4М ч.1 с.86), можно найти задачи 3 и 4 видов. Хотя их введение специальными уроками в учебнике не предусмотрено. Нет задач 5 и 6 видов, следовательно, учитель сам продумывает тематический план их введения и, если класс сильный, можно рассмотреть все 6 видов, если слабый, то первые 4 вида. Решаем эти задачи с различными тройками величин.

 

Проанализируйте учебники математики для начальных классов по программам М.И.Моро и Н.Б.Истоминой и приведите примеры различных видов типовых задач на нахождение неизвестного по двум суммам (на пропорциональное деление) и по двум разностям. Какова последовательность введения различных видов этих задач в учебниках М.И. Моро, И.И. и Н.Б. Истоминой. Когда они появляются в учебнике впервые? Для выбранных задач составьте таблицы.

 

Задания на нахождение неизвестного по двум суммам

1 вид

М4Мч1 стр 86

 

 

  Цена Количество Стоимость
1 кусок     2 кусок     одинаковая 5 м     4 м  

 

2 вид

М4Мч1 стр 86

 

 

  Масса одного предмета Количество предметов Общая масса
1 мешок     2 мешок ? Одинаковая   ?     56 кг     24 кг

 

 

Задание на нахождение неизвестного по двум разностям

1 вид

М4Мч2 стр 46

 

 

  Расход ткани на 1 вещь Количество вещей Общий расход ткани
1 кусок     2 кусок   Одинаково ?     ? на 2 больше 6 м     10 м

 

2 вид

М4Мч2 стр 46

 

  Масса одного предмета Количество предметов Общая масса
1 столовая     2 столовая   Одинаковая 5 шт     2 шт ? на 24 кг больше     ?    

 

Методика работы с задачами этого типа, такая же, как и с задачами предыдущего типа, т.е. все виды вводят по очереди и отрабатывают на различных тройках величин, но анализ учебников по программе М.И.Моро 4 класс показывает, что эта схема выполняется не полностью. Есть специальные уроки, где вводят задачи 1 и 2 видов (М4М ч.2 с. 46), а введение остальных видов не предусмотрено. Но учитель может предусмотреть это сам. Для сильного класса возможно введение 6 видов, а для слабого достаточно 2 видов.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: