Сущность опыта, его технологии




 

Изучив литературу, я пришла к выводу, что воспитательные задачи обязывают меня, как учителя, отобрать для каждого урока такой дидактический материал, содержание которого поможет в формировании у школьников гражданственности, высоких нравственных качеств, не нарушая целостной системы тренировочных упражнений, предлагаемой учебником. Он призван дополнить её и подчинить воспитательным целям урока.

Первый этап моей деятельности был связан с изучением уровня обученности. Я обратилась к методике, опубликованной в книге Г.А.Русских (приложение № 2).

Результаты диагностики помогли мне определить уровень обученности каждого ученика.

высокий средний низкий
Иванова Ксения Мазеина Ангелина Мартысевич Александр
Корулько Юлия Машарипова Неля Соколова Марина
  Паршакова Кристина Стариков Сергей
  Петрова Светлана  
  Позолотин Дмитрий  
  Рахматулина Юлия  
  Сапожникова Наталья  
  Усольцева Татьяна  
  Часовских Роман  
  Шикалов Артём  

 

 

Кроме того психологом школы также были проведены диагностические исследования по изучению познавательной сферы и выявлению преобладающих мотивов (приложение №3). Результаты:

Высокий уровень умственного развития Выше среднего Средний уровень Низкий уровень
Иванова Ксения Корулько Юлия Мазеина Ангелина Мартысевич Александр
  Паршакова Кристина Машарипова Неля  
  Позолотин Дмитрий Петрова Светлана  
    Рахматулина Юлия  
    Сапожникова Наталья  
    Соколова Марина  
    Стариков Сергей  
    Усольцева Татьяна  
    Часовских Роман  
    Шикалов Артём  

 

Сравнивая данные двух таблиц, приходим к выводу о соотношении психологической характеристики учащихся и их уровнем обученности: выше своих возможностей работает Корулько Ю., ниже – Соколова М., Стариков С.

 

Следующим этапом было выявление таких характеристик воспитанности учащихся, как степень усвоения нравственных понятий (доброта, милосердие, любовь к ближним, жестокость, грубость и др.);уровня развития коммуникативных умений и навыков; уровня нравственной воспитанности учащихся; уровня нравственной мотивации и нравственной самооценки; уровня развития речевых и мыслительных способностей. С этой целью совместно с психологом были проведены следующие диагностические исследования:

№п/п Класс Дата проведения Название, автор методики Цель Источник
  5а     6а   Октябрь 2007г.   Декабрь 2008г. Н.Е.Щуркова «Размышляем о жизненном опыте» Выявление уровня нравственной воспитанности учащихся Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. М.:ТЦ Сфера, 2003.
  5а   6а   Октябрь 2007г.     Декабрь 2008г. М.Ступницкая «Диагностика уровня сформированности интеллектуальных, коммуникативных умений и навыков» Выявление уровня сформированности интеллектуальных, коммуникативных умений и навыков  
  5а   6а   Октябрь 2007г.     Декабрь 2008г. Т.А.Фалькович «Диагностика нравственной мотивации», «Диагностика нравственной самооценки» Выявление уровня нравственной мотивации и нравственной самооценки Фалькович Т.А. и др. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. М., «Вако», 2006 г.

 

 

Проведённые исследования привели к следующим результатам:

 

  5 класс 6 класс
Методика № 1 Достаточная нравственная воспитанность и сформированность ориентации на «другого» человека –54% Безнравственная ориентация, эгоистическая позиция – 15,4%   61,5 %   15,4%
Методика № 3 Высокий уровень нравственной мотивации- 26,7%; средний уровень- 26,7%; низкий- 46,7%. Высокий уровень нравственной самооценки- 46,7%; Средний уровень- 53,3%.     34% 41% 25% 53,3% 46,7%

 

Сравнивая эти статистические данные, можно увидеть положительные изменения нравственной воспитанности, уровня нравственной мотивации учащихся.

 

Методика №2

  Восприятие и обработка информации Коммуникативные умения и навыки
Ф. И. 5класс 6 класс 5 класс 6 класс
Иванова К. 93,5% 96,7% 84,6% 84,6%
Корулько Ю. 93,5% 96,7% 88,5% 88,5%
Мазеина А. 96,7% 96,7% 92,3% 96,1%
Мартысевич А. 35,5% 45,2% 61.5% 61,5%
Петрова С. 78% 83,3% 76,9% 80,7%
Позолотин Д. 93,5% 93,5% 92,3% 92,3%
Паршакова К. 90,3% 93,5% 90,2% 90,2%
Машарипова Н. 58,1% 67,7% 80,7% 80,7%
Рахматулина Ю. 67,7% 71% 76,9% 76,9%
Соколова М. 74% 74% 76,9% 80,7%
Красовский С. 51,6% 58,1% 57,7% 65,4%
Сапожникова Н. 67,7% 67,7% 61.5% 65,4%
Усольцева Т. 83,8% 90,3% 76,9% 88,5%
Часовских Р. 80,6% 87% 80,7% 84,6%
Шикалов А. 83,8% 83,8% 73,1% 80,7%
         

 

Цифры, выделенные красным цветом, говорят о позитивных изменениях интеллектуальных и коммуникативных умений и навыков учащихся.

 

Обобщающая таблица будет выглядеть так:

 

  Высокий Выше среднего Средний Низкий
Уровень обученности 13,3%   66,6% 20%
Уровень умственного развития, познавательная сфера 6,6% 20% 66,6% 6,6%
Восприятие и обработка информации 26,6% 33,3% 20% 20%
Коммуникативные умения и навыки 20% 26,6% 40% 13,3%
Уровень нравственной мотивации 26,7%   26,7% 46,7%
Уровень нравственной самооценки 46,7%   53,3%  

 

 

Результаты диагностики, проведённой в 5 классе, позволили перейти к подбору основного дидактического средства – текстов.

Для анализа следует предлагать тексты разных стилей (Приложение №3). Очень важна работа с публицистическими текстами: они служат образцом того, как при анализе произведений искусства учащиеся имеют возможность выражать свои мысли и чувства. Орфографические и пунктуационные задачи не должны заслонять эстетического восприятия текста. Работа с текстом способствует становлению духовной личности, даёт возможность переживать и сопереживать, помогает тому, чтобы дети задумались о вечных ценностях бытия, осмыслили своё место в мире, попытались понять себя в этом мире.

Работая над текстом, дети невольно обогащают свой культурный багаж, формируют представление о разных сторонах жизни, совершенствуют нравственные чувства, овладевают богатством точной и выразительной речи.

 

После того как было подобрано достаточное количество дидактического материала, я приступила к созданию одноимённой программы, которую представляла на школьном, районном уровне, а также на Всероссийском фестивале «Открытый урок".

Предлагаю ее вашему вниманию. (Приложение № 3)

В программе имеются необходимые разделы: пояснительная записка с обоснованием и целеполаганием, планируемые результаты, план реализации программы, ресурсное обеспечение, технологические карты занятий, список литературы.

Цель программы:

Развитие коммуникативной, языковой, культуроведческой компетенций для формирования духовно-нравственной личности.

Задачи:

v воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний;

v совершенствовать коммуникативные умения и навыки;

v совершенствовать умение пользоваться справочной лингвистической литературой с целью обогащения словарного запаса;

v воспитывать личностные качества учащихся;

v формировать умение работать с текстом, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

 

Данные материалы разработаны на основе учебной программы под редакцией Т.А.Ладыженской, рассчитаны на 18 уроков из раздела «Морфология. Орфография. Культура речи» для учащихся 5 класса. Предлагаемые тексты можно использовать на различных этапах обучения, а не только на тех уроках, темы которых представлены в тематическом планировании. Но в большей степени рекомендуются на уроках повторения, обобщения и систематизации изученного материала.

Воспитательная задача на уроке решается и через подбор единой темы высказывания.

Каждый текст сопровождается примерными вопросами для аналитических наблюдений и дифференцированными заданиями творческого характера.

Аналитические вопросы – это коллективная коммуникация с автором текста. Дети учатся быть читателями и стараются восстановить коммуникативную задачу автора, его замысел. Творческие задания формируют умение сочинять текст самостоятельно, быть автором, создавать речевое произведение, адекватное ситуации.

В предлагаемые материалы включены тексты, различные по типу и стилю, что соответствует программе по развитию речи для 5 класса общеобразовательной школы.

 

В результате реализации данной программы учащиеся должны

 

знать:

v признаки текста и его функционально-смысловых типов;

v основные единицы языка, их признаки;

v нормы речевого этикета.

 

уметь:

v анализировать структуру и языковые особенности текста;

v определять тему, основную мысль, стиль текста;

v свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

v адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

v использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально- культурных ситуациях общения.

Программа рецензирована учителем русского языка и литературы НРМОУ «Чеускинская СОШ» Коуровой Е.А.(высшая квалификационная категория) и докторантом академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований, доцентом, кандидатом психологических наук ТюмГУ Беляковой Е.Г.

 

Далее - процесс реализации программы. Каждое из занятий представляло собой тщательную работу с текстом, где решались орфографические, пунктуационные задачи и задачи комплексного анализа текста. Постепенно сложилась своеобразная система уроков и методика отдельного урока. (Приложение №4) В основе каждого урока – текст, как основное дидактическое средство, предполагается работа с художественно – языковыми средствами, основными духовно – нравственными категориями, создаются условия для многосторонней интерпретации содержания.

Занятие состоит из трёх частей. Первая - аналитические наблюдения над текстом (осмысление, художественно – языковые особенности). Вторая часть – решение лингвистических задач. Третья представляет собой дифференцированные задания творческого характера. Приведу пример:

 

Тема урока:Морфологический разбор глагола

Триединая цель урока: в оспитание чувства товарищества, коллективизма в процессе систематизации знаний, умений о глаголе как части речи, формировании навыка правильно производить морфологический разбор глагола

Тема высказываний: « Друзья познаются в беде »

Текст как основное дидактическое средство:

Коля заболел.

Коля заб...лел. Лежит в постел... На шее компресс, в ушах вата, нос от капель щипл...т. И никто к нему в гости не приход...т. Лежит Коля скуча...т смотрит в окно. А что с третьего этажа увид...шь лежа? И вдруг видит Коля, что к самому...кну красный шарик поднялся. Поднялся и встал у стекла. Постоял, стал дергат(?)ся. Вверх-вниз, вверх-вниз. Что такое?

Ничего (не)понимает Коля. Потом пригл...делся. На ша­рике рожица нарисована. Коля дог...дался: «Это, наверное, Миша придумал». Стало Коле хорошо.

Кажет(?)ся пустяк. Простой шарик в окошке а Коля ле­жит и представляет себе, как Миша за веревочку подергива­....т а рядом все ребята стоят и советы дают.

Хорошо, когда о тебе друзья помн...т.

(А. Митт.)

Вопросы для аналитического наблюдения:

- Докажите, что это текст. Определите тип и стиль.

- Сформулируйте основную мысль текста.

- Какие средства художественной выразительности использует автор?

- Что значит для вас «настоящий друг»?

 

Грамматические задания:

1.Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

2.Определите вид и время глаголов.

3.Выпишите глаголы 2 спряжения.

4. Произведите морфологический разбор 5 глаголов.

 

 

Творческие задания:

1. Вспомните и запишите пословицы о дружбе.

2. Письменно ответьте на вопрос: «Отчего Коле стало хорошо?»

3. Напишите миниатюру по личным впечатлениям «Друзья познаются в беде».

 

Ожидаемые результаты:

В процессе аналитических наблюдений над текстом и выполнения заданий учащиеся усовершенствуют умения анализировать структуру и языковые особенности текста; определять тему, основную мысль, стиль текста; осмыслят такие необходимые в жизни человека понятия как дружба, забота, товарищество, коллективизм.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: