Изучив литературу, я пришла к выводу, что воспитательные задачи обязывают меня, как учителя, отобрать для каждого урока такой дидактический материал, содержание которого поможет в формировании у школьников гражданственности, высоких нравственных качеств, не нарушая целостной системы тренировочных упражнений, предлагаемой учебником. Он призван дополнить её и подчинить воспитательным целям урока.
Первый этап моей деятельности был связан с изучением уровня обученности. Я обратилась к методике, опубликованной в книге Г.А.Русских (приложение № 2).
Результаты диагностики помогли мне определить уровень обученности каждого ученика.
высокий | средний | низкий |
Иванова Ксения | Мазеина Ангелина | Мартысевич Александр |
Корулько Юлия | Машарипова Неля | Соколова Марина |
Паршакова Кристина | Стариков Сергей | |
Петрова Светлана | ||
Позолотин Дмитрий | ||
Рахматулина Юлия | ||
Сапожникова Наталья | ||
Усольцева Татьяна | ||
Часовских Роман | ||
Шикалов Артём |
Кроме того психологом школы также были проведены диагностические исследования по изучению познавательной сферы и выявлению преобладающих мотивов (приложение №3). Результаты:
Высокий уровень умственного развития | Выше среднего | Средний уровень | Низкий уровень |
Иванова Ксения | Корулько Юлия | Мазеина Ангелина | Мартысевич Александр |
Паршакова Кристина | Машарипова Неля | ||
Позолотин Дмитрий | Петрова Светлана | ||
Рахматулина Юлия | |||
Сапожникова Наталья | |||
Соколова Марина | |||
Стариков Сергей | |||
Усольцева Татьяна | |||
Часовских Роман | |||
Шикалов Артём |
|
Сравнивая данные двух таблиц, приходим к выводу о соотношении психологической характеристики учащихся и их уровнем обученности: выше своих возможностей работает Корулько Ю., ниже – Соколова М., Стариков С.
Следующим этапом было выявление таких характеристик воспитанности учащихся, как степень усвоения нравственных понятий (доброта, милосердие, любовь к ближним, жестокость, грубость и др.);уровня развития коммуникативных умений и навыков; уровня нравственной воспитанности учащихся; уровня нравственной мотивации и нравственной самооценки; уровня развития речевых и мыслительных способностей. С этой целью совместно с психологом были проведены следующие диагностические исследования:
№п/п | Класс | Дата проведения | Название, автор методики | Цель | Источник |
5а 6а | Октябрь 2007г. Декабрь 2008г. | Н.Е.Щуркова «Размышляем о жизненном опыте» | Выявление уровня нравственной воспитанности учащихся | Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. М.:ТЦ Сфера, 2003. | |
5а 6а | Октябрь 2007г. Декабрь 2008г. | М.Ступницкая «Диагностика уровня сформированности интеллектуальных, коммуникативных умений и навыков» | Выявление уровня сформированности интеллектуальных, коммуникативных умений и навыков | ||
5а 6а | Октябрь 2007г. Декабрь 2008г. | Т.А.Фалькович «Диагностика нравственной мотивации», «Диагностика нравственной самооценки» | Выявление уровня нравственной мотивации и нравственной самооценки | Фалькович Т.А. и др. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. М., «Вако», 2006 г. |
|
Проведённые исследования привели к следующим результатам:
5 класс | 6 класс | |
Методика № 1 | Достаточная нравственная воспитанность и сформированность ориентации на «другого» человека –54% Безнравственная ориентация, эгоистическая позиция – 15,4% | 61,5 % 15,4% |
Методика № 3 | Высокий уровень нравственной мотивации- 26,7%; средний уровень- 26,7%; низкий- 46,7%. Высокий уровень нравственной самооценки- 46,7%; Средний уровень- 53,3%. | 34% 41% 25% 53,3% 46,7% |
Сравнивая эти статистические данные, можно увидеть положительные изменения нравственной воспитанности, уровня нравственной мотивации учащихся.
Методика №2
Восприятие и обработка информации | Коммуникативные умения и навыки | |||
Ф. И. | 5класс | 6 класс | 5 класс | 6 класс |
Иванова К. | 93,5% | 96,7% | 84,6% | 84,6% |
Корулько Ю. | 93,5% | 96,7% | 88,5% | 88,5% |
Мазеина А. | 96,7% | 96,7% | 92,3% | 96,1% |
Мартысевич А. | 35,5% | 45,2% | 61.5% | 61,5% |
Петрова С. | 78% | 83,3% | 76,9% | 80,7% |
Позолотин Д. | 93,5% | 93,5% | 92,3% | 92,3% |
Паршакова К. | 90,3% | 93,5% | 90,2% | 90,2% |
Машарипова Н. | 58,1% | 67,7% | 80,7% | 80,7% |
Рахматулина Ю. | 67,7% | 71% | 76,9% | 76,9% |
Соколова М. | 74% | 74% | 76,9% | 80,7% |
Красовский С. | 51,6% | 58,1% | 57,7% | 65,4% |
Сапожникова Н. | 67,7% | 67,7% | 61.5% | 65,4% |
Усольцева Т. | 83,8% | 90,3% | 76,9% | 88,5% |
Часовских Р. | 80,6% | 87% | 80,7% | 84,6% |
Шикалов А. | 83,8% | 83,8% | 73,1% | 80,7% |
Цифры, выделенные красным цветом, говорят о позитивных изменениях интеллектуальных и коммуникативных умений и навыков учащихся.
|
Обобщающая таблица будет выглядеть так:
Высокий | Выше среднего | Средний | Низкий | |
Уровень обученности | 13,3% | 66,6% | 20% | |
Уровень умственного развития, познавательная сфера | 6,6% | 20% | 66,6% | 6,6% |
Восприятие и обработка информации | 26,6% | 33,3% | 20% | 20% |
Коммуникативные умения и навыки | 20% | 26,6% | 40% | 13,3% |
Уровень нравственной мотивации | 26,7% | 26,7% | 46,7% | |
Уровень нравственной самооценки | 46,7% | 53,3% |
Результаты диагностики, проведённой в 5 классе, позволили перейти к подбору основного дидактического средства – текстов.
Для анализа следует предлагать тексты разных стилей (Приложение №3). Очень важна работа с публицистическими текстами: они служат образцом того, как при анализе произведений искусства учащиеся имеют возможность выражать свои мысли и чувства. Орфографические и пунктуационные задачи не должны заслонять эстетического восприятия текста. Работа с текстом способствует становлению духовной личности, даёт возможность переживать и сопереживать, помогает тому, чтобы дети задумались о вечных ценностях бытия, осмыслили своё место в мире, попытались понять себя в этом мире.
Работая над текстом, дети невольно обогащают свой культурный багаж, формируют представление о разных сторонах жизни, совершенствуют нравственные чувства, овладевают богатством точной и выразительной речи.
После того как было подобрано достаточное количество дидактического материала, я приступила к созданию одноимённой программы, которую представляла на школьном, районном уровне, а также на Всероссийском фестивале «Открытый урок".
Предлагаю ее вашему вниманию. (Приложение № 3)
В программе имеются необходимые разделы: пояснительная записка с обоснованием и целеполаганием, планируемые результаты, план реализации программы, ресурсное обеспечение, технологические карты занятий, список литературы.
Цель программы:
Развитие коммуникативной, языковой, культуроведческой компетенций для формирования духовно-нравственной личности.
Задачи:
v воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний;
v совершенствовать коммуникативные умения и навыки;
v совершенствовать умение пользоваться справочной лингвистической литературой с целью обогащения словарного запаса;
v воспитывать личностные качества учащихся;
v формировать умение работать с текстом, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Данные материалы разработаны на основе учебной программы под редакцией Т.А.Ладыженской, рассчитаны на 18 уроков из раздела «Морфология. Орфография. Культура речи» для учащихся 5 класса. Предлагаемые тексты можно использовать на различных этапах обучения, а не только на тех уроках, темы которых представлены в тематическом планировании. Но в большей степени рекомендуются на уроках повторения, обобщения и систематизации изученного материала.
Воспитательная задача на уроке решается и через подбор единой темы высказывания.
Каждый текст сопровождается примерными вопросами для аналитических наблюдений и дифференцированными заданиями творческого характера.
Аналитические вопросы – это коллективная коммуникация с автором текста. Дети учатся быть читателями и стараются восстановить коммуникативную задачу автора, его замысел. Творческие задания формируют умение сочинять текст самостоятельно, быть автором, создавать речевое произведение, адекватное ситуации.
В предлагаемые материалы включены тексты, различные по типу и стилю, что соответствует программе по развитию речи для 5 класса общеобразовательной школы.
В результате реализации данной программы учащиеся должны
знать:
v признаки текста и его функционально-смысловых типов;
v основные единицы языка, их признаки;
v нормы речевого этикета.
уметь:
v анализировать структуру и языковые особенности текста;
v определять тему, основную мысль, стиль текста;
v свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
v адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
v использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально- культурных ситуациях общения.
Программа рецензирована учителем русского языка и литературы НРМОУ «Чеускинская СОШ» Коуровой Е.А.(высшая квалификационная категория) и докторантом академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований, доцентом, кандидатом психологических наук ТюмГУ Беляковой Е.Г.
Далее - процесс реализации программы. Каждое из занятий представляло собой тщательную работу с текстом, где решались орфографические, пунктуационные задачи и задачи комплексного анализа текста. Постепенно сложилась своеобразная система уроков и методика отдельного урока. (Приложение №4) В основе каждого урока – текст, как основное дидактическое средство, предполагается работа с художественно – языковыми средствами, основными духовно – нравственными категориями, создаются условия для многосторонней интерпретации содержания.
Занятие состоит из трёх частей. Первая - аналитические наблюдения над текстом (осмысление, художественно – языковые особенности). Вторая часть – решение лингвистических задач. Третья представляет собой дифференцированные задания творческого характера. Приведу пример:
Тема урока:Морфологический разбор глагола
Триединая цель урока: в оспитание чувства товарищества, коллективизма в процессе систематизации знаний, умений о глаголе как части речи, формировании навыка правильно производить морфологический разбор глагола
Тема высказываний: « Друзья познаются в беде »
Текст как основное дидактическое средство:
Коля заболел.
Коля заб...лел. Лежит в постел... На шее компресс, в ушах вата, нос от капель щипл...т. И никто к нему в гости не приход...т. Лежит Коля скуча...т смотрит в окно. А что с третьего этажа увид...шь лежа? И вдруг видит Коля, что к самому...кну красный шарик поднялся. Поднялся и встал у стекла. Постоял, стал дергат(?)ся. Вверх-вниз, вверх-вниз. Что такое?
Ничего (не)понимает Коля. Потом пригл...делся. На шарике рожица нарисована. Коля дог...дался: «Это, наверное, Миша придумал». Стало Коле хорошо.
Кажет(?)ся пустяк. Простой шарик в окошке а Коля лежит и представляет себе, как Миша за веревочку подергива....т а рядом все ребята стоят и советы дают.
Хорошо, когда о тебе друзья помн...т.
(А. Митт.)
Вопросы для аналитического наблюдения:
- Докажите, что это текст. Определите тип и стиль.
- Сформулируйте основную мысль текста.
- Какие средства художественной выразительности использует автор?
- Что значит для вас «настоящий друг»?
Грамматические задания:
1.Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
2.Определите вид и время глаголов.
3.Выпишите глаголы 2 спряжения.
4. Произведите морфологический разбор 5 глаголов.
Творческие задания:
1. Вспомните и запишите пословицы о дружбе.
2. Письменно ответьте на вопрос: «Отчего Коле стало хорошо?»
3. Напишите миниатюру по личным впечатлениям «Друзья познаются в беде».
Ожидаемые результаты:
В процессе аналитических наблюдений над текстом и выполнения заданий учащиеся усовершенствуют умения анализировать структуру и языковые особенности текста; определять тему, основную мысль, стиль текста; осмыслят такие необходимые в жизни человека понятия как дружба, забота, товарищество, коллективизм.